Конспект урока по теме Путешествие по природным зонам Африки


Технологическая карта урока «Путешествие по природным зонам Африки».
Выполнила учитель географии и биологии МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Козельск Гуржева Татьяна Григорьевна.
Предмет, класс География, 7 класс
Возраст учащихся 13-14 лет
Тема урока Природные зоны Африки
УМК Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В А География материков и океанов. 7 класс. - М.: Дрофа, 2015.
Атлас. География материков и океанов. 7 класс. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014-2015.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:  Сформировать у учащихся представление о природных зонах Африки и их особенностях.
Задачи:
Образовательные Развивающие Воспитательные
закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу; раскрыть характер взаимодействия между человеком и живой природой; показать необходимость решения экологических вопросов для человека ХХI века. Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование. умений работать с картой, анализировать, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.
Решаемые проблемы -как закон природной зональности проявляется в размещении природных зон Африки;
- как осуществляется связь между компонентами природы каждой зоны материка;
Форма проведения: урок - путешествие
Технологии - развивающего обучения;
- коммуникативно-диалоговой деятельности;
- информационно-коммуникативные;
- личностно-ориентированные.
Виды деятельности
а) коллективная работа – обсуждение домашнего задания;
б) групповая работа – заполнение кластера «природные зоны Африки».
в) самостоятельная работа – установление причинно-следственных связей между географическим положением и свойствами природных зон Африки;
г) коллективное обсуждение итогов работы, составление алгоритма исправления ошибок, фиксирование в затруднении деятельности;
д) самоанализ, самооценка.
Планируемые результаты Предметные умения УУД
Межпредметные Личностные
Научится устанавливать связи между компонентами природы в природных зонах Африки;
Объяснять причины смены при родных зон на материке;
Называть типичных представителей растительного и животного мира разных природных зон Африки;
Описывать природные зоны, выделяя их существенные характеристики и особенности;
Называть существенные признаки экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.
Познавательные:
работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую;
устанавливать причинно-следственные связи между компонентами и системами.
Регулятивные:
выполнять задания по предложенному плану;
осуществлять рефлексию своей деятельности; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы;
строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми. формирование и развитие познавательного интереса к географии, экологической культуры, способности осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной и познавательной деятельности;
понимание необходимости повторения для закрепления знаний;
умение оценивать свою деятельность и поступки других с точки зрения сохранения окружающей среды.
Этапы урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые методы, приёмы, формы Формируемые УУД Результат
Введение в урок Приветствие учащихся, настрой на положительное восприятия материала урока.Проговаривает необходимые требования к уроку (наличие учебника, атласа, рабочей тетради и т.д.) Готовятся к уроку Фронтальная
форма работы.
Беседа. Личностные:
самоорграни-зация.
Регулятивные: действовать по намеченному плану. Актуали-зация знаний
Предлагает решить ребус (Приложение 1)
Задаёт вопросы:
- Какой материк мы изучаем?
- Что Вы уже узнали о материке?
Учитель предлагает решить кроссворд
(Приложение 2) Отвечают на вопросы
Решают кроссворд Фронтальная форма работы.
Беседа
Работа в группах Личностные: развитие речи; умение слушать; умение анализировать и сопоставлять. Применять получен-ные знания на прак-тике.
Самоопре-деление к деятель-ности, целепола-ганиеУчитель просит разгадать ключевое слово кроссворда и назвать тему урока?- Что вы уже знаете по данной теме?- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?- Чему научиться?- А с помощью чего мы это можем сделать?Учитель: Африка уникальный материк, о нём говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие. Вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом, познакомитесь с его природой. Записывают в тетради число и тему урока «Природные зоны Африки».
Ставят учебные задачи.
Фронтальная.Индивиду-альная.
Беседа. Регулятивные:
умение ставить цели, определять задачи. Умение действовать по намеченному плану. Личностные: проявлять уважение к одноклассникам. Постанов-ка целей урока.
Мета – план
Получение новых знаний
1. Мотива-ция учеб-ной и познава-тельной деятель-ности.
2.Харак-теристика природ-ных зон -Что такое природная зона?
Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью климатических условий, почв, растительности и животного мира.
-Послушайте стихотворение и скажите, какие природные зоны существуют на материке?
– Влажных экваториальных лесов, переменно влажных лесов, саванн и редколесий, полупустынь и пустынь, жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников.
-Какая существует взаимосвязь между компонентами в природной зоне?
-От климатических условий зависит, какие почвы будут в этой природной зоне, какие растения и животные.
-Как расположены природные зоны на материке?
– Они сменяют друг друга по направлению от экватора к северу и югу, повторяясь дважды.
-Объясните, почему так происходит?
– Потому, что удаляясь от экватора, территории получают меньше солнечного тепла; из за уменьшения угла падения солнечных лучей количество осадков тоже уменьшается при приближении к тропикам.
-Какие природные зоны занимают большие площади и составляют основу природы материка?
– П/з саванн и редколесий и полупустынь и пустынь. Ученики отвечают на вопросы.
Ученик читает стихотворение (Приложение 3)
Фронтальная
Беседа.
Работа с картой атласа (стр.25) Личностные:
уметь вести диалог. Знать: определе-ние природных зон; уметь объяснять закономерности распространения природных зон на материке.
Путешествовать сегодня по природным зонам Африке вы будете, работая в группах-экспедициях.
В группах распределены специальности. Каждой экспедиции будет дано определённое задание, после выполнения которого, вы должны будете представить отчёт от всей группы: заполнить таблицу, рассказать об особенностях природной зоны.
За дополнительной информацией для составления кластера вы можете обратиться в «Географический магазин». (Приложение 6)
Оценки получат все ученики в классе по мере активного участия в работе экспедиции.
Внимание экспедициям! Путешествуя по природным зонам, вы должны постараться понять, какая закономерность существует между климатическими поясами и природными зонами, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны, какие там почвы, какой растительный и животный мир.
Итак, в путь! На практическую работу в группах отводится 10 минут. Ученики работают по заданиям (Приложение 4), составляют кластер (Приложение 5). Работа в группах.
Составление кластера заданной природной зоны. Регулятивные: действовать по плану, по инструкциям.
Коммуникатив-ные: сотрудни-чать с одноклас-сниками при выполнении учебной задачи.
Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразитель-ную) в учебнике, анализировать её содержание. Устанавливать и объяснять закономерности между компонен-тами п/з. Уметь находить п/зоны на карте. Уметь характери-зовать природные зоны. Знать особеннос-ти приро-ды зон.
Физкульт-минуткаОрганизует проведение физических упражнений Делают упражнение. Фронтальная форма работы. Личностное: эмоциональная и физическая разгрузка. Снятие усталости и напряже-ния.
3.Выступ-ление экс-педиций по проделан-ной работе. На выступление специалистов каждой группы -5 минут.
Перед выступлением экспертов демонстрируются видеоотрывки природных зон. Перед выступлением групп читают стихи. (Приложение 3)
Отчёт групп по проделанной работе.
Ученики слушают одноклассников, заполняют «Дневник путешественника».
(Приложение 7) Индивидуаль-ная пись-менная. Познавательные: умение представлять информацию в различных формах (схемы, кластеры, таблицы)
Умение составлять таблицу, системати-зировать получен-ные знания.
Первичное закрепле-ние знаний Составление синквейна
1гр. –Гилея (вл.экватор.лес)
2 гр. – Саванна
3.гр.- Пустыня
Составление синквейна:
существительное .два прилагательных.
три глагола.
фраза – основная мысль о данном объекте. Составляют синквейн Групповая, письменная Познавательные: расширение знаний по теме, учатся составлять синквейн.
Учатся обобщать, делать выводы. Знать особеннос-ти природ-ных зон Африки.
Подведе-ние итогов Итак, наше путешествие по Африке подошло к концу. Вы потрудились на славу! Познакомились с природными зонами и их своеобразием, выяснили, что, от климатических условий зависят почвы, растительный и животный.
Каждая группа оценивает свою работу: отлично, хорошо, посредственно. Учитель совместно с учениками подводит итоги учебной деятельности.
Капитан группы заполняет оценочный лист. Личностные: самооценка своих достижений.
Регулятивные: выполнять требования. действовать по плану.
Коммуникатив-ные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Адекватно относится к оценке товари-щами своей работы на уроке. Делают выводы по уроку и оценивают урок.
Рефлексия. - Поднимите руки, кому урок понравился, почему?- Что вам особенно понравилось на уроке? Что легко давалось, было понятно? В чем испытывали трудности?
Отвечают на вопросы:
1.Сегодня на уроке мне …………….. работать.
2. Больше всего мне запомнилось ……………………………
3. Затруднение вызвало………………… Метод «Открытый микрофон».
Индивидуаль-ная и фронтальная.
Домашнее задание Изучить § 20,21, подготовить сообщение о заповедниках и национальных парках Африки.
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Фронтальная.
Метод Объяснение. Личностные: умение внимательно слушать. Регулятивные: выполнять требования. Закрепле-ние знаний, получен-ных на уроке.
-20193023177500Приложение (1)
-77089035941000
Приложение (2)
8 1.Горы на юге материка.
2. Самая большая пустыня Африки.
3. Третья по размерам река материка.
4. Плато в центральной части материка.
5. Река, дважды пересекающая экватор.
6.Крупный остров у берегов материка.
7. Самая длинная река материка.
8. Самые «страшные» горы материка, расположенные на юго-востоке.
9. Самый большой залив у берегов материка.
10. Река бассейна Индийского океана, на которой расположен водопад Виктория.
11. Самое большое по площади озеро материка.
12. Самое глубокое озеро материка.
13. Ветры, дующие от 300 широты к экватору.
д р13 а п2 к 9 11 а с о г в с 1 а 4 6 н в и 12 с к х 3 д 5 м о и к т а а а н а к а 7 в н 10 т а т ПРИ РО Д Н ЫЕ ЗО Н Ыс а г ф н а и й а рг к е у г г л с м и а и рро а к б я н е с о е ь к е з и а и к ра Приложение (3)
Мне вчера купила мамаОчень вкусных два бананаИ сказала, что ониК нам из Африки пришли.- Африка - далёкий край, -Объяснил мне попугай, -Где кокосы и бананы,И шалуньи-обезьяны,Те, что в Африке живут,Их без разрешения рвут.Там в лесах - гориллы,В реках - крокодилы.Леопард, гиппопотамОбитают тоже там.В африканских странахВодятся в саваннахЗебры, антилопы гну,Птицы: страус, марабу.В Африке пустыни - знай,Где пески из края в край.И верблюды, если нужно,По пескам шагают дружноСолнце светит ярко.В Африке так жарко!Там живут мои друзья.Жаль, что встретиться нельзя.Жалко стало мне немножкоПопугая, птицу Гошку.Он живёт всё время с намиИ не видится с друзьями.Вот бы в Африку егоМне отправить одного.Не надолго, на два дня...Может с ним поеду я?
Африка, Африка-волшебная страна
На много километров раскинулась она.
На севере Сахара – пустынная земля,
На юге Калахари – такая же жара.
А в центре, не поверите – там солнце круглый год.
Деревья словно мачты. Лиан невпроворот.
Вода с небес прольется, утихнет буря вмиг.
Гилеями зовется этот чудный мир.
А между ними степи – высокая трава,
Саваннами зовутся они людьми не зря.
Африка, Африка – чудесная страна
Была бы я волшебником поехала б туда!
Пустыня
Куда ни кинешь взгляд – песок,
И прямо, и наискосок.
Не знают здесь, что значит тень,
Ведь солнце жарит целый день.
Но если дождик вдруг польёт,
Пустыня мигом оживёт.
Да только в том загвоздка вот,
Что дождик льёт всего раз в год.
Но те, кто проживает тут,
Другой погоды и не ждут.
Оазис
В пустыне – правда, иногда,
Бывает, водится вода.
А где вода бывает,
Всё тут же расцветает.
Вот был песок, да вдруг исчез:
В пустыне – сад!
В пустыне – лес!
Влажные экваториальные леса.
В экваториальных лесах дремучих
Жара и влажность всех измучит.
Здесь просто заросли – не лес,
Стоят деревья до небес,
Стволы опутали лианы,
Не доберёшься до поляны.
И всё растёт, известно нам,
Там не по дням, а по часам.

Саванны
Просторы такие, что глаз не хватает,
Здесь летом льёт дождь, а зимою – жара,
И разного столько зверья обитает,
Вот было б попасть интересно туда.
Ты там побываешь когда-то, возможно,
Но только, но только ходи осторожно,
Там хищных зверей очень много живёт,
Вдруг кто-то, что ты здесь в гостях, не поймёт.
Приложение (4)
Задание 1 группе. Характеристика особенностей природной зоны влажных экваториальных лесов:
1.Используя различные источники географической информации:
карты атласа стр. 13, 14-15, 24-25, текст учебника стр. 104– 106, раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне, составьте характеристику природной зоны влажных экваториальных лесов.
2. С помощью вопросов составьте кластер:
Где на территории Африки находится природная зона, в каком климатическом поясе? Каковы средние и максимальные температуры января и июля? Какое количество осадков там выпадает и почему? Какие почвы там сформировались? Видовой состав растительного и животного мира, как они приспособились? Благоприятны ли природные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?
3. Отрывок из воспоминаний путешественника: «Экваториальный лес Конго” по В. Елисееву
Таинственный мир экваториального леса. Первое впечатление от него – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав и бамбуков, перевитых травянистыми и одеревеневшими лианами разной толщины и длины. Какая – то невероятная растительная путаница! Лианы цепляются за голову, руки и ноги, как щупальца спрута. Кое–где деревья смыкаются над тропой, мы идем, словно по узкому тоннелю. Приходится пробивать плотную пелену паутины, по которой бегают огромные пауки; она застилает глаза. Чтобы не очутиться в чёрной жиже, приходится осторожно пробираться, опираясь на длинную палку. Деревья великаны, стоят, не шелохнувшись, точно колонны, подпирающие небесный свод. Именно они придают тропическому лесу какую-то таинственность, величие. У них дисковидные корни-подпорки, отходящие от ствола. Встречается много деревьев с ходульными придаточными корнями, напоминающими лапы огромных пауков. Стволы деревьев покрыты эпифитами – мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой и получают питание их воздуха, атмосферных осадков, опавших листьев. Идущие впереди рабочие орудуют вовсю мачете (топором)разрубая лианы. Из расчленённых лиан течёт то белый клейкий сок, то белый густой сок – каучук, то красный сок, напоминающий кровь. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.
Задание 2 группе. Характеристика особенностей природной зоны саванн и редколесий:
1.Используя различные источники географической информации:
карты атласа стр. 13, 14-15, 24-25, текст учебника стр. 109– 109, раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне, составьте характеристику природной зоны саванн и редколесий.
2. С помощью вопросов составьте кластер:
Где на территории Африки находится природная зона, в каком климатическом поясе? Каковы средние и максимальные температуры января и июля в разных частях природной зоны(юг) и (север) Какое количество осадков там выпадает и почему? Какие почвы там сформировались? Видовой состав растительного и животного мира, как они приспособились? Благоприятны ли природные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?
3. Отрывок из воспоминаний путешественника: «Перед нами саванна”
В Африке саванна занимает около 40% площади материка. Характерной чертой растительного ландшафта африканской саванны являются разбросанные повсюду по слабоволнистой поверхности небольшие группы деревьев и кустарников или одиноко стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего, главным образом, из различных, крупных злаков. Видовой состав растений, населяющих саванну, это так называемые ксерофиты, т. е. растения сухих мест обитания, к примеру, слоновые травы, они образуют по краям дороги высокие заросли высотой до 2-3 метров. Иногда через такие заросли пробраться почти невозможно. Эти злаки являются любимой пищей слонов. Довольно часто можно наблюдать редко разбросанные по саванне крупные деревья – привлекательные пархии из семейства мимозовых. Они широко раскидывают свои кроны из красивых мелкопористых листьев, украшенных пушистыми малиновыми шарами-помпонами сложных соцветий из мелких цветков. Обезьяны очень любят плоды паркии, как и плоды баобаба. Обычны для саванны акации, огромные кроны которых, подобно гигантским зонтам, поднимаются среди высоких трав. Но напрасно путник будет искать защиты от солнца под плоской кроной акации. Перистые листья акаций пропускают вертикально падающие лучи солнца. Ещё хочется сказать несколько слов о необыкновенном дереве саванн – баобабе. Это дерево знаменито, прежде всего, своей толщиной –диаметр его может достигать 10 м., а при его относительно небольшом росте, оно выглядит странно и нелепо. Баобаб и кормит, и поит, и одевает людей. Его плоды съедобны, из них готовят напиток, похожий на лимонад. Поэтому баобаб называют лимонадным деревом. Из коры получают необычно прочные волокна, из которых вырабатывают рыболовные сети, мешки, бумагу и даже одежду. А в полых стволах деревьев устраивают склады, кладовки и даже люди поселяются там.
Задание 3 группе. Характеристика особенностей природной зоны тропических пустынь:
1.Используя различные источники географической информации:
карты атласа стр. 13, 14-15, 24-25, текст учебника стр. 109– 111, раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне, составьте характеристику природной зоны тропических пустынь.
2. С помощью вопросов составьте кластер:
Где на территории Африки находится природная зона, в каком климатическом поясе? Каковы средние и максимальные температуры января и июля в разных частях природной зоны (юг) и (север) Какое количество осадков там выпадает и почему? Какие почвы там сформировались? Видовой состав растительного и животного мира, как они приспособились? Благоприятны ли природные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?
3. Отрывок из воспоминаний путешественника:“Великая пустыня Сахара” по разным источникам
Слово“Сахара” ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. Это название появилось в период завоевания Северной Африки арабами. Сахара не только пустыня. Это ещё и скалистые ландшафты с причудливыми башнями и мостами, которые выглядят как сказочные города: это долины с зеленеющими деревьями; это и глубокие озёра, в спокойной глади которых отражаются пальмы; это и песчаные дюны, где копошатся жуки и юркие ящерицы. Сахару часто называют морем. Название это обязано эргам –огромным пространствам, занятым песчаными барханами, которые простираются словно волны в океане. Необычайно сухой воздух Сахары, особенно вблизи поверхности, в первую очередь следствие пассатных течений. На Земле нет такого места, где вообще не бывает дождя. Однако во внутренних районах пустыни есть и такие пространства, где дождя нужно ждать несколько лет или десятилетия, да и то дождь пойдёт только на высоте и на почву не выпадет ни одной капли дождя. Если судить по максимальной среднегодовой температуре, то Сахару можно назвать самой жарко областью мира. В Ливии отмечены температуры в пределах +58*С. Из всех атмосферных явлений наиболее тяжёлыми для человека, являются продолжительные бури. Бури в Сахаре зачастую обладают необычной силой: скорость достигает иногда 50 м/с и более. Хорошо известны местным жителям и пользуются дурной славой горячие ветры не севере Сахары, приходящие из центра пустыни, которые за несколько часов уничтожают урожай. В Марокко их называют шергами, в Алжирской Сахаре – шехелями, в Египте – самумом. Ветер может донести пыль Сахары в виде сухого дождя до Центральной Европы.
Приложение (5)
17589503175Где? (расположена)
Где? (расположена)
549973573660В каком ? (климатическом поясе)
В каком ? (климатическом поясе)

521668665310357895564704
6301105189230Каковы средние и максимальные температуры ?
Какое количество осадков?
Каковы средние и максимальные температуры ?
Какое количество осадков?
-158750144780Какие почвы сформировались?
Какие почвы сформировались?

3018790186055Природная зона
Природная зона

2705223180103
588515219448
52166861760853346943175478
5027295183515Видовой состав животного мира
Видовой состав животного мира

1071245161925Видовой состав растительного мира
Видовой состав растительного мира

Приложение (6)
«Географический магазин»
31755016500616712014605000230314520002500
6323330190500032645351905000-3244851968500
-40640014986000
194945444500037344354445000
312610536639500638937025717500
-1352555588000
Приложение (7).
«Дневник путешественника»
Природная зона
Географическое положение
Климатичес-кий пояс
Климатические условия:
Средние t января, июля; годовое количество
осадков, сезоны года Почвы
Растительный мир
Животный мир
Влажных экваториальных лесов
По обе стороны от экватора, в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора
Экваториальный климатический пояс
ср. t января: +24* С;
ср. t июля:
+24* С.
Мах t +37.* С, Min t +17* С. годовое количество осадков от мм и более одно время года-вечное лето
Красно-жёлтые ферраллитные почвы постоянно влажных вечнозелёных лесов – не плодородные
Растения располагается ярусами: верхний ярус-пальмы, фикусы, далее бананы, папоротники, лианы, различные виды пальм, эбеновое дерево
Большинство животных обитает на деревьях: шимпанзе, гориллы, карликовые бегемоты, африканский Оленек, родственник жирафа –окапи, муха цеце, муравьи, термиты
Саванны и редколесья
Занимает 40% площади материка, расположена к северу и к югу от зоны влажных экваториальных лесов до широты на севере до18* С. Ш. на юге до 28* Ю. Ш.
Субэкваториальный климатический пояс
два времени года-лето и зима
ср. t января: на севере+24* С; на юге +24* С.
ср. t июля: на севере +24* С; на юге от +24 до +16* С
Мах t +46* С, Min t +12* С. годовое количество осадков от 500-100 мм Красно бурые саванн, более плодородные
Масличная пальма, пальма дум, баобаб, молочаи, акации, древовидные кактусы, тиковое дерево, обилие трав.Благоприятные условия для выращивания: маниока, батата, кукурузы, арахиса, хлопчатника, риса.
Чрезвычайно разнообразен травоядные: антилопы, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги, бегемоты. Хищники: леопарды, гепарды, львы, гиены, шакалы, крокодилы.
Птицы: нектарница, страус нанду, птица-секретарь, марабу
Тропических пустынь
К северу и югу от зоны саванн и редколесий до широты 32* с. ш. – пустыня Сахара, Ливийская пустыня
до широты
32* ю. ш. пустыни Калахари и НамибТропический климатический пояс
ср. t января: на севере+16* С; на юге +24* С.
ср. t июля: на севере +32* С; на юге от +16 до +8*С
Мах t +58* С,
Min t -4* С. годовое количество осадков 100 мм и менее
Пустынные почвы тропических поясов
Чрезвычайно скудная: отдельные пучки трав, колючие кустарники, молочаи, алоэ В оазисах растительность богаче: финиковые пальмы, дикие арбузы. В пустыне Намиб – эндемик вельвичия
Животные приспособлены к суровым условиям жизни: антилопы, ящерицы, черепахи, гиены, шакалы, лисицы, жуки, скорпионы, саранчовые.Дополнительный материал. Загадки про животных Африки
Царь зверей, его мы знаем,
И, конечно, уважаем.
Всем опасен его гнев.
Догадались, это — …(лев).
Можно с ним и поиграться.
Только надо опасаться.
Раз — и вместо всяких игр,
Вам клыки покажет…(тигр).
Он выше, чем парта,
И выше, чем шкаф.
Его вы узнали,
Ведь это…(жираф)
Крупный он и необычный,
На носу имеет рог,
Догадаются ребята,
Это точно …(носорог)
Он медлителен, велик.
К хоботу давно привык.
Всех зверей сильнее он.
Крепкий, мощный,
Сильный …(слон).
Он не может сам ругаться,
Может только лишь плеваться,
Прокатиться любит люд,
Необычен зверь…(верблюд).
Зубастое, зелёное бревно
Лежит в воде у берега давно.
Течёт на север к морю синий Нил
Живёт в реке огромный ( к…л).
В Африке есть зверь такой –
Неуклюжий и большой,
Толстокожий, словно кит,
Целый день в воде сидит.
У него огромный рот –
Кто же это? ... (бегемот).
Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ...(жираф)
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год
Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие,
Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие,
Растения колючие.
Что же это за страна?
Очень жаркая она. ( Африка)
Он в сто обхватов,
Видел миллион закатов.
В нем, как в караван – сарае,
Поселились попугаи…. (Баобаб)
Вот на пальме высоко
Вырастает молоко.
Там тропический орех,
Весь косматый - просто смех! (Кокос)