Конспект логопедического занятия в старшей группе: Путешествие в страну Шипелок и Жужжалок


Тема: «Путешествие в страну Шипелок и Жужжалок»
Цель: учить дифференцировать звуки «ш» и «ж» изолированно, в словах, во фразах. Формировать правильное речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук; связную речь; фонематическое восприятие.
Организационный момент.
Стук в дверь и «почтальон» приносит письмо, логопед читает его. Жители страны Шипелок и Жужжалок приглашают вас в гости.
- Ребята, хотите побывать в такой сказочной стране?
- Как вы думаете, что любят делать жители этой страны? («Жители этой страны любят шипеть и жужжать»)
- А вы знаете, с каким настроением ходят в гости? (С веселым, радостным.)
- Предлагаю всем поймать такое настроение и удержать его на протяжении всего нашего маленького путешествия.
 
Ход занятия.
Закрываем наши глазки
Попадём сейчас мы в сказку
Раз, два, три, четыре, пять
Будем в сказке мы играть.
Звучит музыкальная запись жужжание пчёл и шмелей, дети открывают глаза.
На экране появляется поляна с пчёлками и змеёй.
- Какую песенку любит петь змея? (Ш)
- А какую песенку любит петь пчёлка? (Ж)
Артикуляционная гимнастика.
Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют артикуляцию звука и дают характеристику звуку(ш) и (ж).
Дидактическая игра «Полянка».
У каждого ребёнка на столе волшебная полянка с цветами и кустарниками. Дети должны «перелететь» с цветка на цветок, произнося звук (Ж) и «переползти» от кустика к кустику произнося звук (Ш).
Дидактическая игра «Разноцветные корзинки»:
В зелёную корзинку надо положить картинки, если в слове есть звук (ш), а в синею – если есть в слове звук (ж).
Картинки у детей лежат на столе в конверте. Звучит тихое музыкальное сопровождение.
На экране в лесу появляется змейка и
дети произносят слова со звуком (ш), а затем появляется картинка с пчёлками и дети произносят слова со звуком (ж)
- Молодцы ребята, правильно выполнили задание.
 
Дидактическая игра «Поезд».
У детей на столах лежат схемы. - Подберите себе слово на картинке, в названии которых есть звук (Ш) и определите их место положение в слове (в начале, конце или середине слова).
На 1-ой строчке разместите слова, в которых звук (ш) в начале слова; на 2-ой строчке слова, в которых звук (ш) в середине слова; на 3-ей – слова, в которых звук (ш) в конце слова.
Картинки: Ш - шапка, мышь, кошка, кукушка, ромашка, шкаф, душ, шайба, ландыш.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова». Делю детей на две команды, раздаю карточки со словами на звуком (Ш), а другой со звуком (Ж).
Объясняю условия игры.
На команду: «Слова разбежались» -дети разбегаются.
На команду: «Слова собрались». Поднимаю букву (ш) и букву (ж), дети должны построиться на соответствующую букву.
Итог занятия:
Закрываем наши глазки -
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот мы в садике опять.
- В какой стране мы побывали сегодня? (В стране Жужжалок и Шипелок.)
- С какими звуком вы сегодня работали?
- Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).