Технологическая карта урока Искусство Гжели

Схема плана урока
Тема урока: Искусство Гжели « Истоки и современное развитие промысла»
Тип урока: комбинированный ( урок нового знания и практической работы)
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о декоративно- прикладном искусстве Гжель; освоении приема росписи Гжели; формировать навыки мазковой росписи. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами. (Гуашь) Формированию чувства гордости за великую культуру России.
Планируемый результат (для учащихся): сформировать орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; главные отличительные элементы гжельской кистевой росписи, цветовое решение (синий, белый)

Задачи урока:
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к народным традициям и
промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,

Развивающая: Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления

Обучающая: Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного
искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка,


Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержания
Конспект урока

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):
Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):
Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
Устанавливаются тематические рамки (могу).
Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька.
Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе
Ее названье Гжель.
Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова «жечь,обжигать».





Какой промысел стал развиваться в деревне?( Ответы детей)
Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика
по производству майоликовой посуды.



Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига.
Каждое изделие мастер расписывает вручную.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку легко перенесла.


Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:
Данный этап включает следующие шаги:
Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;
Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление
Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа
О чем пойдет сегодня речь на уроке? ( ответ уч-ся)



Учитель Посмотрите на фотографии гжельских мастеров. В Гжели изготовлялась разнообразная посуда и игрушки из глины, фарфора и фаянса. Особенно интересны гжельские кувшины. Они расписывались нарядными узорами составленными из растений, фигур животных, птиц и человека. В руках умелого мастера любой предмет приобретает приятную для глаза форму, покрывается красивым узором, радует нас, вызывает чувство восхищения, желание беречь его. Посмотрите, как красиво и продуманно мастер расписал сосуд (кувшин, кружка). Самый большой цветок расположен по центру, мелкие, легкие побеги разбежались во все стороны от цветка, охватывая основную форму. Сероватый по тону гжельский фарфор мастер расписал яркой синей краской (индиго) Звучный синий цвет скрадывает серый оттенок и фарфор кажется белее.






Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.
Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:
Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;
Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.
Постановка художественной задачи.
Учитель. А теперь давайте посмотрим как нужно правильно работать с кистью.
Выполнение упражнений ( на доске таблицы элементов росписи)
Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии;
-Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки





















-Мазок с тенями.






Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями».




- Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.








Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:
Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)
Согласовывают тему урока
Строят план достижения цели
Определяют средства – алгоритмы, модели
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.


Итак, сформулируем с вами тему урока,
(самостоятельное формулирование темы и цели урока, выбор материалов)


С чего начинаем рисовать?
Какие элементы необходимо изобразить?

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.
Сочетание- синий кобальтовый и белый – и является первым отличительным знаком того, что можно назвать «стилем гжель».



Реализация построения проекта
Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.
Итак, сформулировали с вами тему урока, выбираем материалы, которыми будем рисовать, обсуждаем возможные варианты работы.
- А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои блюдца. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
Не оставляй кисточку в баночке с водой.
Не забывай прополоскать кисточку.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.
Работа индивидуальная.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.
Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.
Практическое выполнение задания

Затем выставляется гжельская посуда. Презентация « Гжель»


Производится самопроверка.


Включение в систему заданий повторения
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).
Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.
Выставка работ. Обсуждение правильности «построения» на детских рисунках, тем самым повторяем пройденный материал.



Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)
Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности
Учащиеся совместно с учителем дают оценку своим работам.
Учитель ставит отметку.






Д/З - подготовить сообщение про Городецкую роспись.


Рисунок 4