Конспект урока по литературному чтению Синие листья В.Осеева


«В. Осеева «Синие листья». Аппликация «Дерево дружбы»
Дидактическая цель урока:
формировать умения анализировать художественное произведение
Задачи:
Формирование умения выразительно читать текст
Воспитание личностных качеств, способствующих формированию толерантности  учащихся
Развитие коммуникативной компетентности
Формирование умения выполнять работу по заданному образцу.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Постановка темы и целей урока.
Организационный момент
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
Психологический настрой.
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других.
Постановка цели.
- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день,               желая тем, к кому обращаемся добра и радости.
- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты
 «Раскрой свое сердце добру».
- Что такое добро? Сегодня мы с вами попытаемся     
 ответить на этот вопрос.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
2.Основная работа по   теме:
а) Беседа.
Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. 
- Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?
Ответы детей:
- Это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа.
-Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.- Добрый человек – это тот, кто • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. • любит природу и бережет ее. • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. - Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.• Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека». • Как вы понимаете эти слова? • А как называют человека, который делает добро другим? • Как вы поймете, что человек добрый? • Умеет → СОчувствовать СОпереживать Содействовать Сострадать
-  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
А знаете, кто самый главный на планете Добра? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)Уч-ль: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классе, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете Добра.
Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)
Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй.
“Разговор о доброте”.
1. Добрым быть совсем не просто Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета.
2. Только надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.
3. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
4. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
- Посмотрите на эти записи с послания с планеты Добра
«Хорошее»
«Кто хозяин?»
«Сыновья»
«Три товарища»
«Почему»
«Бабка»
«Плохо»
«Синие листья»
- Как вы думаете что обшего в этих записях?
-Мы продолжим знакомство с произведениями В.А.Осеевой.
В.А.Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила с ними спектакли.
В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Я не знала. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
Мало уметь читать, надо уметь и думать.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. Итак как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.
- Читать вы все умеете, будем вместе учиться думать.
Кот Леопольд желает послушать новый рассказ В.Осеевой «Синие листья»
-Могут ли на деревьях листья быть синими?
V.Первичное знакомство с произведением.Чтение учителем произведения
-Когда листья бывают синими?
(когда люди бывают жадными)
VI.Повторное чтение рассказа.(Жужжащее чтение)
-Почему Катя не дала свой карандаш подруге сразу? Какие отговорки она придумывала? Почему Лена отказалась взять карандаш, когда Катя ей все-таки предложила его? А почему Катю это удивило?
-Почему автор говорит о Кате «…лицо недовольное сделала!»
Почему Лена молчала, а Катя покраснела как рак?
-Прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль?
VII.Чтение рассказа по ролям.- Что вы можете сказать о каждой из девочек?
- Как вы к ним относитесь?
-Поняла ли Катя, что она причинила боль Лене?
Исправится ли Катя?
-Можно ли назвать девочек подругами?
-Как бы вы разрешили эту сложную задачу? Можно не дать свою вещь?
(Только отказ нужно объяснить обосновать, так, чтобы человеку стало понятно и необидно)
-Ну а уж если это просто жадность, то она жадность и есть, как бы вы ее не прикрывали...
-А как вы думаете, если Катя покраснела как рак… Испытала очень сильный стыд, есть надежда, что она исправится?
Научит ли этот случай чему-нибудь Катю?
-Какой ваш совет помог бы подругам?
-Что им делать, если они хотят сохранить дружбу?
-Прочитайте слова Лены, когда она обратилась к Кате?
- Что вы можете сказать?
- Все-таки невежливое обращение тоже сыграло большую роль в просьбе.
-Чему учит рассказ «Синие листья»?
-О чем все рассказы В.Осеевой? (о дружбе, доброте, взаимопомощи)
VIII. Закрепление.
-Дома вы подготовили пословицы о доброте о дружбе.
Задание в парах: на столах разрезанные пословицы, собрать и назвать. • Спешите делать добро. • Жизнь дана на добрые дела. • Лучше потерять глаз, чем доброе имя. • Людей сближает улыбка. • Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. • Добро помни, а зло забывай. • Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. • Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет • Красив тот, кто красиво поступает • Доброе слово лечит, а злое калечит. • Доброго чтут, а злого не жалуют. -Подберите пословицу к нашему рассказу.
- В пословицах есть подтверждение тому, что люди должны быть добрее, дружнее. Это подтверждает и кот Леопольд.
-В чем заключается волшебная сила слов и поступков?
(она делает добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее)«Дерево Добрых Дел»
-Перед вами «Дерево Добрых Дел», которое поможет вспомнить, какие добрые дела вы совершали в своей жизни и напишите эти добрые дела на сердечке, которые лежат у вас на парте.
- В результате на дереве появятся столько сердечек, сколько добрых дел вы напишите.
Итог урока.
Хочется подвести итог нашему уроку. Еще раз послушайтеи запомните то, чему мы с вами сегодня говорили.
1. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда.
2. И если кому-то, когда-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.
Итог – В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. Давайте на этой доброй нотке и закончим наш разговор о доброте и вежливости. Споем все вместе песню, которая так и называется “Если добрый ты”…
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку!
     Рефлексия.
Подпиши картинку на доске.
Чьи слова?
«Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…» (Старик, Осеева «Волшебное слово»);
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»(Юрка, Осеева «Хорошее»);
Няня:Убери посуду, Юрочка
Юра:Убери сама - некогда мне.
Юра:Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.
Собака: «Пи-и – ить…»
Юра:Пошел вон! Не мешай думать!
(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»).
Ребята, поступки каких героев, которых я оживила, вы одобряете, а каких осуждаете?
2.«Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали!- удивились мальчики.
Вот это и плохо!- гневно ответила женщина.
3.« Сзади раздался смех. « Надо мной смеются,- подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки».
4.«Не знаю, - тихо сказал Витя. Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, -сказал Миша. А Володя ничего не спросил».
5.Посмотрел учитель на обеих: « Надо так давать, чтобы можно было взять».
6.« Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
«Раскрой свое сердце добру»• Музыкальная минутка. Назовите главную черту характера Леопольда. Караоке из мультфильма «Приключения кота Леопольда» «Если добрый ты»
р