Внеурочная деятельность. В. Осеева Синие листья.

Тема: В. Осеева "Синие листья".
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.
Задачи
Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.
Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.
Оборудование: портрет В. Осеевой, карта Крыма, атлас - определитель "От земли до неба", раздаточный материал для детей, аудиозапись рассказа "Синие листья", песни "Настоящий друг".
Ход урока.

I. Орг. момент.
Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется "Добрые дела".
Я читаю стихотворение, а вы , если согласны, говорите "да" и хлопаете в ладоши.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я да, да, да!
Будем старших уважать? Да!
Будем дерево сажать? Да!
Будем маме помогать? Да!
А братишку одевать? Да!
Позаботимся о кошке? Да!
Птицам мы насыплем крошки? Да!
Позаботимся о друге? Да!
И цветы польем на клумбе? Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» Да! Да! Да!
II. Определение темы и задач урока.
1. Работа над загадкой.
- Послушайте загадку. Что это?
Из почек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью – летят. (Листья.)
2. Создание проблемной ситуации.
- Возьмите листья, которые лежат у вас на партах. Внимательно рассмотрите.
- Кто может сказать лист какого дерева у него в руках? (Клёна, березы, дуба.)(Можно использовать атлас - определитель "От земли до неба".)
- Что интересного вы знаете о дубе? (Дерево долгожитель. Из желудей можно варить кофейный напиток.)
- Что интересного вы знаете о березе? (Символ России, делают березовый сок, Существует два типа дерева - мужское и женское. Женская береза распускает листья в сторону, а мужское дерево вверх. .)
- Что интересного вы знаете о клене? (символ Канады, из листьев добывают кленовый сахар.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Раскрасьте ваши листочки. В какие цвета вы их раскрасили? (Зеленый, желтый. красный, оранжевый.)
- Могут ли листья быть синего цвета?
- Рассказ который мы сегодня будем читать называется "Синие листья". Его написала В. Осеева.
- Как вы думаете, почему она его так назвала? (Предположения детей.)
- Итак, наши задачи:
1) познакомиться с В. Осеевой.
2)познакомиться с рассказом В. Осеевой "Синие листья";
3) выяснить почему рассказ так называется;
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с В. Осеевой.
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них  Валентина Осеева. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва  одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.
. Я случайно нашла письмо ее к Вам, детям. Вот оно.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.
Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
- Давайте послушаем рассказ В. Осеевой "Синие листья".
2. Зарядка для ушей «Умные ушки»
Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;
плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;
вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.
3. Слушание рассказа В. Осеевой "Синие листья"
У  Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - г
·оворит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
4. Беседа.
- Почему рассказ называется "Синие листья"?
- Как звали подруг ?
- Сколько зеленых карандашей было у Кати?
- Могла ли Катя дать Лене зеленый карандаш?
- У кого Катя решила спросить разрешение?
- Как выдумаете действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?
- Была ли Катя настоящей подругой Лене?
-Что значит выражение "Покраснела как рак"?
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано
  Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
5. "Жужжащее чтение" детей.
- Прочитайте рассказ вполголоса.
- Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?
- Каковы главные слова всего произведения? Как вы их понимаете?
6. Работа у доски.
- Давайте, подумаем какими чертами характера обладали девочки.
Катя Лена
лживая аккуратная
равнодушная терпеливая
жадная воспитанная
хитрая гордая
трусливая правдивая
Физкультминутка "Ничевоки"
Чики-воки, чики-воки,
Жили-были Ничевоки –
Ничего
Не говорили,
И не ели, и не пили,
Только дулись,
Дулись,
Дулись
 ***
Но потом вдруг улыбнулись,
И на маму поглядели,
И попили.
И поели,
Над собой
Похохотали,
Да и спать легли.
Устали.
*** 
Чики-воки, чики-воки,
Засыпают Ничевоки.
Тише, тише, не шумите,
Ничевок не разбудите
Тс-с-с
7. Чтение рассказа по ролям
- Мы выяснили особенности характеров девочек. Это поможет нам лучше прочитать этот рассказ по ролям.
8. Работа в парах.
Из группы пословиц выбирайте только ту, которая подходит к нашему рассказу.
Для первого ряда:
Вежливость открывает все двери.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Нет  друга ищи, а нашёл  береги.
Делу время, а потехе  час.
Для второго ряда:
Где труд, там и радость.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Добрый человек добру учит.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Для третьего ряда:
Лето прохлопал, осень протопал, а тут снег на голову.
Птица сильна крыльями, а человек  дружбой.
Красив тот, кто красиво поступает.
Сердце матери лучше солнца греет.
(Ответы детей с аргументацией, обсуждение спорных вопросов.)
8. Работа по серии картинок.
- Рассмотрите картинки.
- Связаны ли они между собой?
- Можно ли составить рассказ?
- Поработайте в парах. Составьте рассказ. Мы выберем лучший.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Проголосуем. (Светофор.)
- Можно ли назвать девочек настоящими подругами?
- Какими чертами они обладают? Почему?
9. Беседа.
- Какие сказки о дружбе вы еще знаете? ("Крошечка Хаврошечка", "Бременские музыканты", "Кот, лиса и петух", "Снежная королева", "Иван - Царевич и Серый Волк", "Малыш и Карлосон"..)
- У кого из сказочных героев девизом была фраза "Ребята, давайте жить дружно?"
- Какие песни о дружбе вы знаете?
- Предлагаю спеть песню "Настоящий друг".
IV. Итог урока.
- Чему научил вас урок?
- Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
- Заканчивая урок, я прочту вам еще одно стихотворение.
Случается, бываем одиноки, И не хватает нам душевной теплоты, Бываем мы задумчивы и строги И не кому как будто не нужны И светит солнышко неярко И нет желанья рисовать, Читать, играть не интересно Но, как скажите не скучать? Мир сразу красками наполнится Измениться вдруг все вокруг Когда с тобою рядом будет Твой настоящий верный друг.
- А теперь, давайте создадим своё необычное дерево дружбы. Соединим листья березы, дуба, клёна. Покажем, что у нас в классе только дружные, добрые, отзывчивые дети. На этом дереве не будет ни одного синего листочка!

15