Золотые россыпи Донбасса. Программа кружка по литературе родного края












ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУКРАЕВЕДЕНИЮ
«ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ДОНБАССА»
(5-7 КЛАССЫ)

Автор: Коваль Виктория Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Донецкий многопрофильный лицей № 5
имени Н.П. Бойко города Донецка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла
С. Есенин.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали прошлое родного края, его природу, культуру, традиции. Безвестные народные «исследователи» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Академик Д.С.Лихачев писал: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы». Для каждого из нас Донбасс - «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», эти слова Д.С.Лихачева близки сегодня каждому учителю, стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре Донецкого края, вырастить их патриотами и достойными гражданами Донецкой Народной Республики.
Задачи повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. Систематические занятия с воспитанниками по ознакомлению с родным краем, его культурой способствуют воспитанию у детей любви и уважения к малой родине, формированию чувства кровного родства с ее прошлым и настоящим, В наши дни, когда после многих лет духовного застоя остро ощущается необходимость возрождения отечественной культуры, отечественных корней, освоение творческого наследия знаменитых земляков представляется делом существенно важным и крайне необходимым.
Наряду с уроками литературы, как с основной формой педагогического процесса, большое значение имеет и внеклассная работа. Использование краеведческого материала на уроках литературы опирается, с одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу, а с другой – находит в ней свое продолжение и дальнейшее развитие. Одной из форм продуктивной внеклассной работы является кружок по литературе родного края. Его по праву можно считать наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий. Кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках литературы, однако основой работы является непосредственно практическая деятельность. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя-словесника, приобщает их к более глубокому познанию в области литературы, искусства, способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитического подхода к собственной учебно-развивающей деятельности.
Цель программы:
создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации; закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности информационно-компьютерных технологий, различных современных методов формирования универсальных учебных действий.
Задачи программы:
социально-педагогические (воспитание чувства любви к «малой родине»,формирование гражданского мировоззрения, гордости, сопричастности и ответственности за историю своей молодой страны, воспитание бережного отношения к историческому и литературному наследию);
обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой Донецкого края; изучение основ поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация);
познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью);
развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);
воспитательные (воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре Донбасса, к его природе; воспитание речевой культуры школьников)
Социальная значимость программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся к изменениям в политической, экономической и культурной жизни региона. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории, культурного наследия, народных традиций.
Новизна программы, во-первых, определяется практическим переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся в ходе занятий формируются предметные, творческие, коммуникативные, поликультурные и социальные компетентности, во – вторых, объединяя учащихся сразу трех возрастных групп (5-7 класс), позволяет решать задачи межличностного общения и сплочения.
Методы работы по программе кружка предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы занятия данного кружка как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данная программа предусматривает разнообразные типы занятий.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности универсальных учебных действий.
Ожидаемые результаты освоения программы кружка:
Учащиеся должны знать:
содержание изучаемых художественных произведений донецких авторов и авторов, пишущих о донецком регионе;
основные факты из биографии писателей, тематическую направленность их творчества;
минимум изобразительных средств, достаточный для самостоятельного осмысления и анализа произведений художественной литературы;
место литературы родного края в современном литературном процессе.

Учащиеся должны уметь:
сознательно вдумчиво читать и воспринимать произведения художественной литературы;
применять навыки художественного анализа, направленного на раскрытие авторского замысла, воплощённого в образной системе произведений;
осуществлять самостоятельные действия по написанию сценариев, праздников, литературно-музыкальных композиций, встреч.
вести поисковую работу (в соответствии с возрастными требованиями) и представлять ее в различных формах;
правильно и красиво говорить, владеть навыками культуры речи;
находить нужный материал в процессе работы в библиотеке, с периодическими изданиями, в непосредственном общении, в сети Интернет.
Возраст школьников, участвующих в реализации данной кружковой программы, 11-13 лет (5-7 класс). Срок реализации образовательной программы – 1 год. Рекомендуемый режим занятий группы – 1 раз в неделю по 1,5 часа.
Успешные результаты кружка литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель-словесник сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Для учителя важной становиться предварительная самоподготовка, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города. Учитель должен иметь представление об основных центрах собирательской и научно-исследовательской работы по литературоведению и фольклору, быть знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными источниками.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
КРУЖКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУКРАЕВЕДЕНИЮ
«ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ДОНБАССА»

Тема 1. Введение. Роль и место литературы в жизни народа. (2 занятия)
Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью. Литературное краеведение как составляющая литературоведческой науки. Литература Донбасса - часть общелитературного процесса. История зарождения и становления литературы Донецкого региона. Факторы, повлиявшие на формирование литературы Донбасса.
Теоретическая часть: понятие о художественной литературе, литературный процесс, литературоведение как наука, понятие о краеведении, о литературном краеведении, его целях и задачах
Практическая часть: конспектирование, чтение и анализ теоретических статей, выделение главной мысли, составление тезисов, беседа
Межпредметные связи: искусство, история, география, геология

Тема 2. Писатели и другие деятели культуры и наш край. (7 занятий)
Пребывание известных писателей и поэтов в нашем регионе. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Литературные произведения, посвященные Донбассу, их тематика и художественное своеобразие. И.А. Бунин, В.М. Гаршин, Ильф и Петров, А.В. Кольцов, В.Г. Короленко, А. И. Куприн, В.В. Маяковский, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, А.М. Горький, К.Г. Паустовский, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский о Донбассе.
Теоретическая часть роды и жанры литературы, тема и идея художественного произведения, литературный герой, средства художественной изобразительности (закрепление изученного на уроках литературы)
Практическая часть: работа над устными сообщениями, составление рефератов, поисковая работа в библиотеке, поисковая работа в Интернете; чтение и анализ художественного произведения, составление отзыва о книге
Межпредметные связи: художники, композиторы, скульпторы, ученые, общественные деятели, побывавшие в Донбассе

Тема 3. Литературная карта Донбасса (4 занятия)
Литературная жизнь нашего края. Литературные объединения, кружки. «Екатеринославские губернские ведомости» - первое печатное издание на Донбассе. Издания первой донецкой прессы: «Донецкое слово», «Донецкая истина», «Северный Донец», «Бахмутский курьер», «Вестник Мариуполя», «Гудок», «Забой», «Макеевский рабочий», «Донбасс», «Кочегарка». Первый вседонецкий съезд писателей и литкружковцев (1933). «Литературные страницы» в современных местных газетах. Местные литературные музеи, их деятельность.

Теоретическая часть печатное слово, периодическое издание, литературный кружок

Практическая часть: встречи с местными писателями, литературная конференция, составление презентаций, защита проектов, составление электронной карты «Литературный Донбасс».

Межпредметные связи: история, журналистика


Тема 4. Современные донецкие поэты и писатели о шахтерском труде (7 занятий)
Обзор творчества с чтением и обсуждением стихотворений и отрывков. Традиции и новаторство. Павел Беспощадный о шахтерском труде. Леонид Жариков и его «Повесть о суровом друге». Борис Горбатов «Юность отцов». Илья Гонимов «Старая Юзовка». Василий Горяйнов «Утро шахтера». Литературное наследие Вадима Пеунова. Иван Костыря «Думы о Донбассе». Виктор Шутов «Шахтерская лирическая». Николай Анцифиров «Вельможа». Современные донецкие поэты о шахтерском труде (С. Фесенко «У ствола», Н. Ковалев «Шахтерский характер», Н. Бугир «Шахта», О. Егорцева «Смена», И. Нечипорук «Горючий камень» и др.)

Теоретическая часть приемы анализа текста художественного произведения, литературный образ, средства художественной изобразительности (закрепление изученного на уроках литературы)
Практическая часть: выразительное чтение, составление поэтического сборника, создание литературного альманаха, литературная викторина

Межпредметные связи: история, живопись, музыка

Тема 5. Писатели и поэты Донбасса о Великой Отечетсвенной войне. (7 занятий)
Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Тема добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести Виктора Шутова «Смерти смотрели в лицо». Жизнь и творчество Николая Рыбалко. Лариса Черкашина и ее повесть «В нашем городе».

Теоретическая часть приемы анализа текста художественного произведения, литературный образ, средства художественной изобразительности

Практическая часть: выразительное чтение, разработка сценария литературно-музыкальной композиции «Донбасс непокоренный», составление виртуальной экскурсии «Мы помним» (памятные места Донбасса в камне и слове»).

Межпредметные связи: история, живопись, музыка, скульптура


Тема 6. Тема природы Донбасса в произведениях поэтов и писателей. (4 занятия)
Родной Донбасс в поэзии Бориса Белаша. Лирика Натальи Хаткиной. Михаил Ртищев и его поэтические картины родного края. Василий Горяйнов о природе Донбасса. Поэзия Станислава Жуковского. Михаил Фролов «Донецкое приморье». Владимир Труханов. Очерк жизни творчества. Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря», «Ворочаются в небе краны», «Госпиталь. Татария. Зима», «Нет у них ни кладбищ, ни крестов».

Теоретическая часть: приемы анализа поэтического текста, литературный образ, средства художественной изобразительности в поэзии, лирический герой

Практическая часть: выразительное чтение, работа с биографией писателей, подготовка сообщений, докладов, конкурс поэтического творчества «Пробы пера»

Межпредметные связи: история, живопись, музыка, художественная фотография


Тема 7. Чем живет Донбасс сегодня? (4 занятия).
Творцы параллельных реальностей: Донецкий клуб любителей фантастики. Федор Березин и его фантастический роман «Пепел». Виталий Забирко и его научно-фантастический рассказ «Сторожевой пес корпорации». Владислав Русанов «Победитель драконов».
Творчество Ирен Роздобудько. Экранизации по произведениям И. Роздобудько.
Современные поэты Донбасса. Алексей Валерьевич Шепетчук. «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др. Поэзия Н.Н. Новоселова. Анализ лирических произведений: «Старинная песня», «Кони скачут по кромке прибоя», «Одиночество в дом постучалось», «Крым», «Минута молчания», «Все начинается сначала». Лирика Александра Гросова, Елены Морозовой, Людмилы Буратынской, Александра Ланина, Виктора Семина, Тамары Семиной.

Теоретическая часть: фантастика как жанр литературы, литературная критика

Практическая часть: выразительное чтение, просмотр кинофильмов и их обсуждение, проекты «Портрет писателя (поэта)»,

Межпредметные связи: история, живопись, музыка, художественная фотография, киноискусство.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ДОНБАССА»

№ П/П
Содержание занятия
Рекомендуемая форма организации занятия
Деятельность участников кружка

Тема 1. Введение. Роль и место литературы в жизни народа. (2 занятия)


1.
Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью. Литературное краеведение как составляющая литературоведческой науки.
Лекция с элементами эвристической беседы
конспектируют лекцию,
определяют понятия;
составляют план высказывания;
объясняют, как отражаются в художественных произведениях действительные исторические события и какую роль в раскрытии данной темы играет художественный вымысел

2.
Литература Донбасса - часть общелитературного процесса. История зарождения и становления литературы Донецкого региона. Факторы, повлиявшие на формирование литературы Донбасса.
Занятие в форме кейс-технологии: работа в малых группах

работают с различными источниками информации, приводят интересные факты из истории становления литературы Донецкого края, определяют факторы, повлиявшие на формирование литературы Донбасса

Тема 2. Писатели и другие деятели культуры и наш край. (7 занятий)


3.
Пребывание известных писателей и поэтов в нашем регионе. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь.
Занятие-семинар
работают с различными источниками информации, знакомятся с биографиями известных писателей, приводят интересные факты, готовят выступления и презентации, рефераты и сообщения

4.
Литературные произведения, посвященные Донбассу, их тематика и художественное своеобразие. И.А. Бунин
Занятие в форме литературного дайджеста
готовят подборку выдержек из различных источников, анализируют художественные произведения, выразительно читают и высказывают личную точку зрения о прочитанном

5.
Произведения В.М. Гаршина, Ильф и Петрова, А.В. Кольцова, В.Г. Короленко, связанные с их жизнью и историей Донецкого края.
Групповая исследовательская работа
проводят исследования в группах, накапливают опыт самостоятельной работы не только с традиционными, но и с перспективными источниками получения новых знаний

6.
Жизненные и творческие связи классиков русской литературы А.И. Куприна и А.П. Чехова с Донбассом.
Презентация биографии и творчества писателя
готовят электронные презентации, знают биографические данные о писателях-классиках 

7.
В.В. Маяковский, В.В. Вересаев, А.М. Горький, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский о Донбассе
Литературная гостиная
готовят подборку выдержек из различных источников, анализируют художественные произведения, выразительно читают и высказывают личную точку зрения о прочитанном

8.
К.Г. Паустовский о Донецком крае.
Занятие-размышление
читают произведения, анализируют их с различных точек зрения, определяют его структуру высказывают свое впечатление

9.
Практикум. Составление отзыва о прочитанной книге.
Обмен мнениями и отзывами.
дают оценку изученным произведениям

Тема 3. Литературная карта Донбасса (4 занятия)


10.
Литературная жизнь нашего края. Литературные объединения, кружки. «Екатеринославские губернские ведомости» - первое печатное издание на Донбассе.
Урок - заочная экскурсия по литературной карте Донбасса. Защита проектов. Составление электронной карты «Литературный Донбасс».
готовят и защищают свои проекты, ведут поисковую работу, составляют электронную карту, объясняют свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, культурным достижениям

11.
Издания первой донецкой прессы: «Донецкое слово», «Донецкая истина», «Северный Донец», «Бахмутский курьер», «Вестник Мариуполя», «Гудок», «Забой», «Макеевский рабочий», «Донбасс», «Кочегарка». Первый вседонецкий съезд писателей и литкружковцев (1933). «Литературные страницы» в современных местных газетах.
Презентации работ малых исследовательских групп.
Литературная конференция

в малых группах (парах) работают с различными источниками информации, готовят выступления для конференции

12.
Практикум. Создание литературной газеты.
Написание литературных заметок. Посещение редакции (деловая игра)
самостоятельно пишут газетные материалы, участвуют в деловой игре, готовят выпуск литературной газеты

13.
Местные литературные музеи, их деятельность.
Занятие в музее. Встречи с местными писателями
посещают музеи (художественный, краеведческий). организуют и проводят встречи с писателями и поэтами.

Тема 4. Современные донецкие поэты и писатели о шахтерском труде (7 занятий)


14.
Обзор творчества с чтением и обсуждением стихотворений и отрывков. Традиции и новаторство. Павел Беспощадный о шахтерском труде.
Лекция с элементами эвристической беседы.
конспектируют лекцию,
определяют понятия;
составляют план высказывания; готовят сообщения и рефераты, рассказывают о важнейших событиях и знаменитых земляках

15.
Леонид Жариков и его «Повесть о суровом друге».
Занятие в форме диалога
читают и анализируют произведение, составляют вопросы для анализа, взаимообучение

16.
Илья Гонимов «Старая Юзовка». Василий Горяйнов «Утро шахтера».
Литературная гостиная
читают и анализируют произведения, представляют творчество писателя или поэта

17.
Литературное наследие Вадима Пеунова. Иван Костыря «Думы о Донбассе».
Занятие-семинар
в малых группах (парах) работают с различными источниками информации, готовят выступления для семинара

18.
Виктор Шутов «Шахтерская лирическая». Николай Анцифиров «Вельможа».
Поэтическая мастерская.
читают и анализируют произведения, самостоятельно пишут стихи

19.
Современные донецкие поэты о шахтерском труде (С. Фесенко «У ствола», Н. Ковалев «Шахтерский характер», Н. Бугир «Шахта», О. Егорцева «Смена», И. Нечипорук «Горючий камень» и др.)
Занятие-размышление
выразительно читают произведения по теме; передают свое впечатление от прочитанного



20.
Практикум. Литературная викторина.
Викторина «Кто? Где? Когда?»
готовят интересные вопросы и ответы

Тема 5. Писатели и поэты Донбасса о Великой Отечетсвенной войне. (7 занятий)


21.
Донбасс в годы Великой Отечественной войны.
Занятие в форме исторического обозрения
работают с различными источниками информации, знакомятся с биографиями известных писателей, приводят интересные факты, готовят выступления и презентации, рефераты и сообщения, дают описания исторических событий и памятников культуры

22.
Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие).
Занятие-интервью
читают произведения по теме, готовят вопросы для интервью с поэтами

23.
Тема добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести Виктора Шутова «Смерти смотрели в лицо».
Групповая исследовательская работа
читают и анализируют произведение, составляют вопросы для анализа, взаимообучение

24.
Жизнь и творчество Николая Рыбалко.
Занятие -«погружение»
знакомятся с биографическими и творческими материалами по теме, готовят презентации, выразительно читают стихотворения

25.
Лариса Черкашина и ее повесть «В нашем городе».
Групповая исследовательская работа
читают и анализируют произведение, составляют вопросы для анализа, взаимообучение

26.
Практикум. Экскурсия в музей.
Посещение музея.
готовят отзывы о экскурсии, разрабатывают программу виртуальной экскурсии

27.
Практикум. Литературно-музыкальная композиция.
Литературно-музыкальная композиция (концерт) «Донбасс непокоренный»
выразительно читают произведения, разрабатывают сценарий

Тема 6. Тема природы Донбасса в произведениях поэтов и писателей. (4 занятия)


28.
Родной Донбасс в поэзии Бориса Белаша и Натальи Хаткиной
Литературный вечер
выразительно читают произведения, представляют творчество поэтов, разрабатывают сценарий

29.
Михаил Ртищев и его поэтические картины родного края.
Василий Горяйнов о природе Донбасса.
Групповая исследовательская работа
выразительно читают произведения по теме; передают свое впечатление от прочитанного

30.
Поэзия Станислава Жуковского.
Михаил Фролов «Донецкое приморье».
Занятие-презентация.
выразительно читают произведения, представляют творчество поэтов

31.
Владимир Труханов. Очерк жизни творчества. Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря», «Ворочаются в небе краны», «Госпиталь. Татария. Зима», «Нет у них ни кладбищ, ни крестов».
Занятие в форме встречи с поэтом.
Конкурс «Проба пера».
выразительно читают произведения, представляют творчество поэтов, самостоятельно пишут стихотворения о любимых уголках природы, о заповедных местах Донбасса, о родных и близких

Тема 7. Чем живет Донбасс сегодня? (4 занятия).


32.
Творцы параллельных реальностей: Донецкий клуб любителей фантастики. Федор Березин и его фантастический роман «Пепел». Виталий Забирко и его научно-фантастический рассказ «Сторожевой пес корпорации». Владислав Русанов «Победитель драконов».
Заседание клуба. Посещение Донецкого клуба любителей фантастики
(в библиотеке им. Н.К. Крупской)
читают произведения по теме, анализируют их, готовят вопросы для интервью с поэтами

33.
Творчество Ирен Роздобудько. Экранизации по произведениям И. Роздобудько.
Занятие в форме «Кинопремия»
знакомятся с творчеством писателя, просматривают кинофильмы, обсуждают их

34.
Современные поэты Донбасса. Алексей Валерьевич Шепетчук. «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др. Поэзия Н.Н. Новоселова. Анализ лирических произведений: «Старинная песня», «Кони скачут по кромке прибоя», «Одиночество в дом постучалось», «Крым», «Минута молчания», «Все начинается сначала». Лирика Александра Гросова, Елены Морозовой, Людмилы Буратынской, Александра Ланина, Виктора Семина, Тамары Семиной.
Занятие-презентация.
Встречи с поэтами Донбасса
читают и анализируют произведения, представляют творчество поэта, готовят вопросы для встречи с поэтами

35.
Практикум. Защита проектов «Портрет писателя(поэта».
Презентация проектов «Портрет писателя (поэта)».
обобщают свои знания в проекте, защищают его



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Белова С.В. Диалогическое изучение литературы в старших классах. Как помочь школьнику раскрыть своё «я»? – М., 2003.
Ионов А. О писателях и книгах. – Донецк: Донбасс, 1968.
Ионов А. Поет душа шахтерская. - Д.: Донбасс, 1969.
Олифиренко В.В., Олифиренко С.Н., Слобожанская волна: Учебное пособие-хрестоматия по украинской литературе Северной Слобожанщины. – Донецк: Восточный издательский дом, 2005.
Осадчук Н., Пимонов В., Маслакова С. 99 стихотворений. – Д.: Кассиопея,1999.
Рева К. Методические материалы к изучению спецкурса на местном материале. – Донецк: ДонГУ, 1990.
Родионов В., М. Ступницкая «Проектная деятельность в школе», АНО «Школа «Премьер», МГППУ. 2010
Свадковский И.Ф. 1977 Нравственное воспитание. М., "Педагогика",1972
Спасенко К. Сквозь даль годов: А.С.Пушкин в Донецком крае. - Донецк: Донбасс, 1969.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.
Черепков В. Соль земли: Стихи разных лет. – К.: Думка, 1999.
Чубенко В. Не хлебом единым. - Д.: Кассиопея, 2000.

ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Белаш А. Живые тайны Святогорья. – Д.: Донбасс, 1990.
Блок А. Избранное: Новая Америка. – М.: Худ. литература,1969.
Бунин И. Избранное: На Донце. – М.: Худ. литература, 1970.
Вересаев В. Страна огня: Запальщик. – Д.: Донбасс, 1970.
Гаршин В. Рассказы. - М.: Детская литература, 1983.
Губин Л. Первооткрыватель. – Д.: Областное издательство. 1963.
Даль В. Сказки. – М.: Худ. литература, 1976.
Ионов А. Песни и сказы Донбасса. Д.: Областное издательство, 1962.
Короленко В. Избранное. – М.: Худ. литература, 1982.
Кравченко А. Доброта. – Донецк: Донбасс, 1986.
Куприн А. Полное собрание сочинений /Под редакцией С. Орешникова: На реке. – М.: Худ. литература, 1973.
Олифиренко В.В., Олифиренко С.М. Слобожанская волна: учебное пособие-хрестоматия по украинской литературе Северной Слобожанщины. – Донецк: Восточный издательский дом, 2005.
Петров Д. Бахмутская вольница. – Донецк: Донбасс, 1986.
Серафимович А. Страна огня: Маленький шахтер. – Д.: Донбасс,1970.
Сковорода Г. Сад божественных песен. – М.: Худ. литература, 1977.
«Слово о полку Игореве». – М.: Художественная литература, 1985.
Федорова Л. Битва на Калке // Древнерусская литература: учебник для вузов. – М.: Наука, 1970.
Яруцкий Л. Пушкин в Приазовье. – Мариуполь, 1991.


Интернет-ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Новости Донбасса
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Донецк. История. События. Факты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Донецкая республиканская библиотека для детей имени С.М. Кирова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] От «Забоя» до «Донбасса»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Культура и образование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мой Донбасс










13PAGE 15


13PAGE 14215




15