Интегрированный урок-ярмарка по истории и географии Народные промыслы России

МОУ Загоскинская СОШ имени Зимина


Интегрированный урок-ярмарка
по истории и географии




«Народные промыслы России»











Учитель истории Иванова Е.Б.






















1
Народные промыслы России
«Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной, умельцах, На весь мир молва идёт»
«Работа хороша, если в ней польза и душа»
Цели мероприятия: используя нетрадиционные формы обучения, познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; воспитывать патриотизм, любовь к Родине; вести профессиональную ориентацию.
Учитель истории: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь, всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.
Учитель географии: для того, чтобы любить, нужно всё это видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем. Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов России; с их географией, историей возникновения, художественной ценностью; познакомимся с техникой изготовления - и может быть, кого-нибудь из вас заинтересует та или иная профессия и вы будете народными умельцами. Мы начинаем нашу ярмарку.
Мелодия «Ярмарка» - участники выстраиваются на сцене. Девочки танцуют «Русский танец».
Учитель истории: Какая красивая мелодия встретила нас. Неужели мы попали на самую настоящую ярмарку? А что, разве на Руси перевелись мастера умельцы? Да никогда такого быть не может. Ведь основой для их вдохновения в течении многих веков была красота земли нашей.
Учитель географии: С детских лет они любовались ею и становились умельцами-художниками. Вот почему сегодня мы пришли на смотр поделок наших мастеров. Здесь, на ярмарке, царит настоящий красочный праздник. А сколько тут товаров -просто глаза разбегаются. Кажется, все ремёсла представлены и народные промыслы. Учитель истории: Ах, ярмарка, кругом - веселье, смех А мы повеселимся лучше всех. Искусные товары там и тут Раскупятся товары в пять минут

Учитель географии: Ну, просто разбегаются глаза,
Что лучше всех - сказать никак нельзя.
Пришли сюда лихие мастера,
И ярмарке мы все кричим : «УРА!»
Зазывалы: - Глиняные кошки!
Расписные матрёшки!
Сладкие леденцы!
Золотые бубенцы!
Хохломские ложки!
Губные гармошки!
Медовые коврижки!
Сказочные книжки!
Пёстрые ткани на платье Тане и Ване!
Хоровод - карусель с лентами под песню «Коробейники».
Учитель истории: Вот это славное начало. Сколько же на нашей ярмарке интересного! Прямо и не знаю с чего начать рассматривать её товары. Каждый из прилавков красив и наряден, к каждому так и хочется подойти.
Учитель географии: а что, если подойти к самому простому - к игрушкам. Ведь они есть у всех детей, были они и у взрослых, когда те сами были детьми. Игрушки делали из дерева, лепили из глины, вязали, шили из лоскутков, делали из соломы. А вот самой известной в мире русской народной куклой считается всем хорошо известная матрёшка.
(Выходят две девочки-матрёшки)
Учитель истории: ой, какие гости пришли к нам на ярмарку! Откуда вы, дорогие матрёшки'
1-я матрёшка: Родиной расписной матрёшки считается подмосковный город Сергиев Посад. Здесь впервые наладили производство русской деревянной куклы, которая до сих пор вызывает восхищение во всём мире. Сергиевопосадскую матрёшку разрисовывают гуашевыми красками, но её расцветка не очень пёстрая.
2-я матрёшка: У меня, матрёшечки, Носик как картошечка, Щёчки - как клубника, Я приятна ликом. Глазоньки- как сливы, Очень я красива.



1-я матрёшка: Но матрёшки северопосадские отличаются от своих сестриц из других мест России. Вот в Нижнем Новгороде она представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщенно. Причём в руке такая матрёшка обязательно держит букет цветов.
2-я матрёшка: Есть матрёшки не только кругленькие , да пухленькие, а вытянутые да стройные.
Учитель географии: Вот оказывается, сколько видов матрёшек существует в
нашей стране. Теперь мы будем об этом знать.
Куколка-матрёшка проста и хороша
Сразу узнаётся в ней русская душа.
Так, с куколками- матрёшками мы познакомились, а что ещё интересного
покажут нам на ярмарке. Может быть, познакомимся с умельцами- кузнецами или
другими специалистами горячих профессий?
(Выходят мастера с жостовскими подносами)
Мастера: Подносы! Подносы! Подносы!
Учитель истории: Ой, к каким это умельцам я попала?
1-й мастер: А вот взгляните: у нас изделия из металла - расписные подносы.
Учитель истории: Какие красивые подносы! Как они появились на Руси?
1-й мастер: расписные подносы стали изготавливать в начале XVIII века, когда в России отмечалось активное развитие металлургического производства, а значит, и выпуск листового железа. Центром отечественной металлургии был тогда уральский город Нижний Тагил. Там красочные подносы и родились.
2-й мастер: Их делали разных форм - с узором по краям, с фигурными ручками. По загрунтованному металлу наносился цветной фон, а уже по нему - орнамент: веточки с цветами, букет или веночек. Рисовали их не только кистью, Нои просто пальцем. А сто лет спустя, в начале XIX века, декоративная роспись подносов стала популярной и в других местах России. Самыми знаменитыми оказались подносы из подмосковной деревни Жостово.
1-й мастер: Смотрите, в Жостове возникли даже новые их формы - круглые, овальные, прямоугольные, крылатые похожие на гитару. Подготовив поверхность металла, мастер - рисовальщик мягкой беличьей кисточкой выводит свои картины. Разнообразие их кажется безграничным.



2-й мастер: В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цветы. Иногда их обводят тонкой линией, изящными штрихами подчёркивают лепестки, тычинки, прожилки, а для завершения композиции по краям делают золотой ободок.
Учитель истории: Да, глянешь на ваши подносы и засмотришься. Распрекрасным птицам Где бы приземлиться? На поднос присели, Цветы рассмотрели. Лепестки играют Листики сверкают Хороши картинки Пестики тычинки.
(Выходят девочки в платках) Учитель географии: Ну, а этот промысел мы все хорошо знаем. Какая же красавица раньше обходилась без павловопосадского платка. Разве можно в нашу русскую зиму прожить без такого головного убора - тёплого, да нарядного. А в холодный вечер приятно согреться, набросив его себе на плечи. Откуда ведёт начало эта чудесная вещь?
1-я девочка: Самое интересное, что производство павловопосадских платков сохранилось неизменным до наших дней. Город Павловский посад находится в 60 км. К востоку от Москвы. Там поддерживают замечательную самобытную традицию изготовления платков.

· 2-я девочка: Главное их достоинство - в нарядных узорах, пышных и разнообразных, в цветочных росписях. В картинах на ткани отражены любовь к родной природе, глядя на них, так и видишь весёлые русские хороводы и переплясы.
1-я девочка: Основной рисунок Павловских платков яркие розы в букетах или гирляндах на чёрном или цветном фоне, полевые цветы и травы.
2-я девочка: Рисунок дополняет бахрома, обычно цвета основной ткани.
1-я девочка: Изображение на материю наносится с помощью специальной
техники - набойки на особых досках. Прежде для выполнения одного платка
требовались не менее 20 досок.
Частушки:
1. Вот платок из Павлово
Рассмотрю я заново
По краям его тесьма Шерстяная бахрома



Вы, подружки мои, В стороне не стойте, А частушки про платки Веселее пойте.
На платочке два цветочка - Голубой да синенький Про любовь никто не знает, Только я да миленький.
Повяжу платок я туго, Чтобы ветер не порвал. Поведу машину лугом Чтобы милый увидал.
Нынче красненький платочек На кудрях своих ношу, На кого взгляну разочек Вмиг того приворожу.
Вот платок из Павлово Рассмотрю я заново Будет тёплым мой платок
Станет тёплым вечерок.
Учитель истории: Замечательные, красивые платки. Посмотришь на них и сразу чувствуется русская душа (Выходят гончары)
1-й мастер: А вот - каждому необходимый предмет, лучше которого на свете не было, и нет!
Учитель истории: А что это вы держите в руках?
1-й мастер: Это посуда из всемирно известной подмосковной Гжели. Так обобщённо называют район, в который входят 30 сёл и деревень, в том числе и село Гжель. Ещё сам Михайло Васильевич Ломоносов называл гжельскую глину лучшей для изготовления посуды. Вот жители здешних мест и стали гончарами.
2-й мастер: Глядите, вот чем отличается гжельская керамика от всякой другой -одноцветной синей кобальтовой росписью. Увидишь её и сразу определишь - эта вещица из Гжели.




1-й мастер: Гжельская посуда с синей росписью по белому фону завоевала огромную популярность у русского народа.
Во многих домах можно встретить необычайно уютный гжельский чайник для заварки - белый с синим носиком, ручкой и крышкой - или гжельскую сахарницу в виде горшочка с синим краешком.
2-й мастер: Какой только посуды не придумали гжельские мастера -декоративные кувшины на четырёх ножках, рукомойники, шутейные кружки под названием «напейся, да не облейся», блюда, тарелки.
Учитель географии: Оригинальная, красивая гжельская посуда - мечта каждой хозяйки. А вот какая красота! Да ведь это же знаменитая хохломская роспись!
1-я девочка: Кому посуда для каши, окрошки? Чудо - блюдо да чашки ложки.
2-я девочка: К нам пришла сама Золотая Хохлома!
1-я девочка: Хохломская роспись
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства - хохломской росписи.
2-я девочка: разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за волгой весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то жар-птица, он и её угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке - и чащка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная красота?
1-я девочка: деревянная посуда с самых древних времён употреблялась русским человеком. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: дерево впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой - варёным льняным маслом. Потом прогревали в печи, под влиянием высокой температуры плёнка лака приобретала золотистый оттенок. По проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор чёрной и красной красками. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь. В росписях Хохломы художники изображали растительные формы: стебли с листьями, ягоды, цветы. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, чистоту и красоту. А цветы, ягоды и листья - напоминают людям о молодости и силе.


2 -девочка: Мы знаем, что в старые добрые времена очень бережно относились к соли, так как она была очень дорогая. Подавали соль только самым знатным гостям, незваные гости уходили « не солоно хлебавши». Хлебом и солью встречают молодых на свадьбе, желанных гостей. Соль хранили в солонке в виде вазочки.
1-я девочка: Какой же обед без ложки, у каждого она была своя. Ложки изготовляли в больших количествах. Мастер брал определённой величины дерево-баклушу, разрубал её на то количество кусков, сколько должно быть ложек. Бить баклуши поручалось подмастерью, так как эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями.
2-я девочка: Золотая Хохлома! Ей не налюбуешься!
1-я девочка: И в Париже и в Нью-Йорке Хохлома красуется.
2-я девочка: Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама.
.
·
·
Учитель истории: Очень знамениты в России и мире оренбургские платки.
1-я мастерица: Исстари считается, что подлинное мастерство приходит только к человеку доброму. Засела в душе корысть - не откроется тебе истинная красота, не вязать тебе хорошего платка. Сколько притч и приданий об этом в Приуральских степях.
2-я мастерица: Но славой своей оренбургский пуховой платок во многом обязан искусству козоводов.
Оренбургская пуховая коза... На земле много пород коз, живущих почти во всех широтах, но у всех этих коз нет такого пуха, как у козы оренбургской. Должно быть, для защиты от лютого зимнего холода и т немилосердной летней жары растёт на козах подшёрсток - пух, то самое сказочное руно, из которого вяжут знаменитые оренбургские платки.
Учитель географии: Приятно окутать плечи таким тёплым и уютным платком, а какой замечательный подарок для любимой мамы.

На нашей ярмарке представлены сказочно красивые вещи из Палеха. В наши дни Палех не просто популярен - он знаменит.


1-й мастер: Славу этому небольшому посёлку ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, тарелки, ларцы, расписанные темперой.
2-й мастер: Палех славил историческое прошлое России, её природу, песни, сказки, былины. Словно по взмаху волшебной палочки, будто выкупавшись в живой воде, палехские художники смело вводили в своё искусство декоративные основы древней русской живописи через особую декоративную форму, через, веками добытое, понимание национальной красоты. Он по- народному соединяет живое восприятие жизни с ярчайшим чувством и фантазией.
(Выходят девочки и представляют вязаные изделия)
Ручное вязание стало весьма популярным. Трикотажные вещи ручной работы декоративны, самобытны и порой не уступают в красоте и изяществе машинному трикотажу.
Ручной трикотаж можно встретить на каждом шагу: шапочки и шарфы, майки и жилеты, жакеты и пальто, спортивные свитера и куртки. Особенно принято наблюдать, что вязанием увлекается молодёжь. Оно pi понятно. Это рукоделие позволяет создать индивидуальные вещи, отвечающие требованиям моды.
Ручное вязание - прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может выть исчерпывающе полной и законченной.
(Девочки представляют вязаные кружева)
Кружевоплетение - это искусство появилось в России в 17 веке. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре 1 ношение кружева было предписано как обязательное для дворян и помещиков. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. В России существует 4 основных центра кружевного промысла: в Вологде, в Вятке, в Ельце и Михайлове.
Учитель географии: Да, с таким ремеслом можно смело шагать в ногу с модой, не боясь быть похожим на кого-то, каждая вещь индивидуальная, неповторимая, ну просто замечательная!
Учитель истории: А что же на нашей ярмарке делают вот эти кувшины?
Мальчики представляют керамику.
Понятие «керамика» включает в себя все виды изделий, выполненных из белой и красной глины. Изделия из обожжённой глины - очень древний вид народного
ремесла. Это: миски, тарелки, горшки и также игрушки. Глиняная утварь, некогда столь незаменима в крестьянском хозяйстве, стала достоянием музеев. Современная посуда покрывается глазурью. Это обеспечивает ей прочность и практичность.
Керамика не должна играть роль музейных экспонатов. Важно чтобы она широко вошла в современное жилище. Керамика служит воспитанию вкуса, пробуждавшего чувство прекрасного.
Представляют изделия, сделанные в технике макраме.
Макраме. Завязывание узлов на верёвках для их практичности, использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток-другой узлов и начал приметь узел за долго до того, как изобрёл лемех, колесо, иглу, топор, лук и стрелу.
Умение вязать на верёвке узлы и плести сети в древности ценилось очень высоко, и считалось родовым достоинством. С узлами в жизни людей было связано не мало примет и суеверий. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Сегодня мы применяем узлы и плетение, не задумываясь даже не веками, а тысячелетиями.
Однако изобретатели самых хитроумных и практичных узлов оказались моряки. Появившийся более 5000 лет назад, парусный корабль был немыслим без верёвок, которыми крепились мачты, поддерживались паруса. Однако большинство различного рода плетений и орнаментов из верёвок моряки придумали от скуки. Вспомним, что в старое время плавание парусников длилось годами. Чтоб скоротать свободное от вахты время, моряки занимались рукоделием. Их материалами были отслужившие свой век тросы.
Удивительные по замыслу и великолепные по исполнению предметы плетения моряки по возвращению на берег после долгой разлуки дарили своим любимым. Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую верёвку в изящную и нужную вещь. Плетут из тонких нитей украшения: кулоны, пояса, серьги, шали, шапочки, сумки, обувь, панно.
Заключение
Учитель географии: Всё, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство.
Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы, где-то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки. Навсегда покидают зелёные просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты.


Учитель истории: Но ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой потребности человека, как стремление к красоте.
Одна из загадок вечности всех возможных когда-то на Земле ремёсел, это то, что не могли сохранить люди, сохранили дерево, глина, камень, тонкие, как паутина, волокна льна или шёлка! Наверное, это самое реальное волшебство.
Учитель географии: В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете -растворённая в тысячелетиях память народа, сохранённая история его жизни и труда.
Учитель истории: Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров.
От полей, от берёзок тонких Взял начало народный талант. Он в архангельских сёлах И в курских, В деревнях вологодских И в тульских
Как бесценный хранится клад. На окошках - Резные кокошники, А на печках- Ковры изразцов.
Здесь от века познали художники Мудрость дедов своих и отцов. Каждый день Настоящий мастер Создавать чудеса готов. Скачут кони Хрустальной масти Льётся запах резных цветов, Лето кружится вышивкой пёстрой По лужайке льняного холста. У большого таланта Есть сестры - Красота, Простота, Доброта.








·

15