Урок по географии в 9 классе по теме: Народные промыслы Центральной России, технологическая карта

Технологическая карта урока географии.


Школа: МБОУ Гнилушинская средняя общеобразовательная школа, Глазуновский район, Орловская область.
Учитель: Ремизонцева Нина Николаевна
УМК: География России. Население и хозяйство. В.П. Дронов, В.Я. Ром; М «Дрофа», 2010
Класс: 9 класс.
Тема урока: Народные промыслы Центральной России.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: познакомиться с географией народных промыслов Центральной России, историей их создания и художественной ценностью.
Задачи урока:
Личностные: Формирование интереса к истории и народным традициям своей страны, уважение к труду, прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.
Метапредметные: Развитие умения самостоятельно добывать знания и применять их.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты исследований.
Продолжить формирование навыков коммуникативного общения через работу в группах.
Предметные: Расширить знания о населении Центральной России и их занятиях.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1этап.
Орг.момент
Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя совместной
работы на уроке


2 этап
Проверка домашнего задания









3этап.
Мотивация (5мин)





















4 этап. Открытие
нового
знания. (25мин)
































































5 этап. Рефлексия
(3мин)









6 этап. Рекомендации
по домашнему
заданию (2мин)


Беседа по вопросам:
1. Назовите правильную последовательность экономико-географической характеристики экономического районв
2. Какое сырье используют отрасли хозяйства Центральной России собственное или привозное?
3. На собственных природных ресурсах формируются отрасли хозяйства. Перечислите их.
4. Из отраслей машиностроения в Центральной Росии в большей степени развить наукоемкое или металлоемкое?
5.В каком из трех районов Центральной России более благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства?
(Звучит русская народная музыка) Вводное слово учителя: Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны ее просторы. Но самое прекрасное - это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит города и поселки, заводы, больницы и школы, кто владеет техникой и наукой, создает будущее нашей страны. Для того чтобы любить свою страну, надо знать её историю, её героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную нашим народам.
Слайд 1-10 (природа России)

Вопрос учителя. А сейчас посмотрите на эту выставку, которая украшает сегодня наш класс. Как называются эти красивые предметы? Кто и где их изготавливает?

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь историю
русского народа, прикоснешься к прекрасным творениям русского народа. А земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые своими руками создают сказочную красоту.

Подводит учащихся к теме урока
А как вы думаете, какое отношение народные
промыслы имеют к географии?

Мы изучаем нашу Родину, а значит, прежде всего людей, их хозяйственную деятельность, быт и конечно народные ремесла.
Давайте попробуем сформировать тему урока и записать её в тетрадь.


Да, тема нашего урока «Народные промыслы Центральной России».

Слово учителя:
Народные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.
Человек неотделим от природы, которая дает ему материал для творчества: дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза .
И это умение использовать качества материала воплотились в уникальных народных шедеврах, которые являются элементами культурно-
географического образа той или иной территории.
Мы начинаем наше знакомство с народными промыслами Центральной России и для этого мы отправимся с вами и нашими гостями в музей, где вы будете экскурсоводами. Музей этот вы подготовили сами, работая в группах, сообща.
«Зал» № 1.- Вышивка – это один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаменты народной вышивки уходят своими корнями в глубокую древность. Вышивальщицы помещали на одежде и предметах быта изображения солнца, птиц, фигуры женщин и красивые цветы и плоды урожая. Тем самым они верили , что принесут в дом благополучие.
«Зал» № 2. Гжельский фарфор – это известный на всю Россию промысел. Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, целые севизы, фигурки людей и животных. Причем посмотрите только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную.
«Зал» № 3. Хохломская роспись – вид расписной деревянной посуды и мебели, это золотой фон или золотой орнамент на красном, черном, зеленом фоне. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже красивейших предметов из дерева, дало название промыслу, широко известному в нашей стране и за рубежом. Мастера хохломы – жители села Семенова Нижегородской области.
«Зал» № 4. Палехские миниатюры. На них изображены отдельные моменты из жизни, сюжеты из сказок, которые называются миниатюрой. Такими миниатюрами украшали в Палехе Ивановской области черные лаковые шкатулки, пудреницы, портсигары.
Слова учителя: Спасибо, ребята за экскурсию. Вы проделали большую работу по изучению народных промыслов Центральной России. Давайте продолжим изучение и просмотрим видеофильм «Народное декоративно-прикладное искусство»

Очень интересный фильм. О каких народных промыслах рассказывается в нем?






Учитель: ребята, как вы считаете, в нашей местности есть какие-либо ремесла, которые остались нам от наших предков?

Правильно. И сегодня у нас в гостях местный умелец плетения из лозы Ермоленко Сергей Андреевич. Сергей Андреевич расскажите и покажите нам как вы работаете с лозой.

Учитель благодарит Ермоленко С.А.





Ребята, давайте подведем итоги нашей работы.
Какой вопрос у нас звучал вначале урока?
Можем мы сейчас на него ответить?

Мы не смогли за урок познакомиться со многими еще
народными промыслами, которые развиты в других районах нашей страны, знакомиться с ними мы будем по ходу изучения экономических районов нашей страны.




Рекомендует домашнее задание.
Продолжите перечень народных промыслов
Центральной России (заполните данные в таблицу)


Отвечают на вопросы








Слушают учителя






Отвечают на вопрос,
высказывают свои
предположения.
Называют те промыслы,
которые знают.







Обсуждают, высказывают
свое мнение.

Дают ответ:
Мы будем сегодня изучать народные ремесла.

Записывают тему урока



Записывают определение в тетрадь.







Учащиеся- экскурсоводы показывают место на карте, где развит промысел, показывают образцы работ, дают краткую характеристику промыслов.
















Учащиеся смотрят видеофильм.

Учащиеся отвечают: кружевоплетение, скань, финифть, русские шали, матрешки, дымковская игрушка.

Ответ учащихся: расписные ставни и наличники окон, плетение из лозы

Учащиеся слушают, задают интересующие их вопросы, пробуют сами сплести несколько рядов в заготовке.


Участвуют в рефлексивных
действиях









Записывают домашнее
задание



Приложение. Д/з Заполните таблицу

Название (вид) промысла и время возникновения
Основной центр
Используемый материал
Художественная особенность промысла
































Дополнительный материал:

Дымковская игрушка


400 лет назад Кировская область, правый берег р. Вятки, г.Хлынов, слобода Дымково Глина Глиняная игрушка покрывается меловым грунтом и расписывается красками, разведенными на молоке. Это свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц, дамы, композиции народных гуляний. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края
(Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и
самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.

Хохлома

17в. Нижегородская область,
село Хохлома, левый берег Волги Древесина Живопись на лаковых изделиях. Расписывают домашнюю деревянную утварь: посуду, прялки, шкатулки. Используют 4 вида цвета: черный и красный, иногда желтый и зеленый по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент: сочные, красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Гжель


1818год Гжель Московская область Керамика, глина Растительный орнамент, рисуется вручную, используется 2 цвета. Керамическое производство (роспись по фарфору). Гжель - известный во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия. В основном, это голубые и синеватые оттенки.
Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства людей переставлять согласные.

Палех

Древняя Русь Ивановская область, в древности село Палех во Владимирско-Суздальской земле Масляные краски, лаки на иконах, шкатулках из папье-маше или древесины Палех – вид изобразительного искусства Лаковая живописьПо преданию название Палех произошло от названия поселения, в котором производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев. Впоследствии они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России. Впоследствии их искусство стало менее востребованным, но они не отчаялись и стали расписывать шкатулки и поделки в так называемом лаковом стиле – миниатюрах. Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений с драконами и так далее.
Пишется Палех яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что в палехе является фоном для рисунка. Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.
Жостовские подносы

Начало 19 в. Московская обл. села Жостово, Хлебниково Сначала из папье-маше, с 1830 г. -металлические Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Павло-Посадские платки Середина 19 в. Шерсть В середине XIX века впервые стали выпускать шали из шерсти. К началу XX века использовали тонкорунную очень качественную шерсть. Шали получались легкие и шелковистые, с нежным блеском. Узоры такой шали набивались на кремовых или разноцветных грунтах, наиболее распространенными цветами были красный и черный. Узоры содержали объемные изображения листьев и цветов, букетов, различных гирлянд зачастую расположенных по краю платка или шали.
Марийская вышивка


Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Марийская вышивка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, орнамент - все имеет определенный смысл. Каждая линия, каждый знак - символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией - воду,вертикальной волнистой - дождь,треугольником - горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.
Ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр); Сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором. Центрический, или розеточный, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Матрешки

Конец 19 в. Сергиев Посад Древесина По сравнению с другими игрушками деревянная расписная кукла молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.Прообразом матрёшки могли послужить «писанки»-деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси, они бывают полыми внутри , и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом матрешки стала ритуальная японская кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куклу. А когда Малютин расписал её получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, досталась особая слава и особая любовь.
Сергиев – Посад (Загорск) издавна славился своими игрушками, и резчики по дереву жили здесь издревле. Бытовало даже предание, что сам основатель обители преподобный Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям.
В конце прошлого века мастер Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки ей дал петуха. И имя девочке подобрал самое что ни на есть простонародное – Матрена. Успех к девочке Матрене – матрешке пришел в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Потом уж «разбрелись» русские матрешки по всему белу свету.

Используемая литература:
1. Учебник География России. Население и хозяйство. В.П. Дронов, В.Я. Ром. М. «Дрофа», 2008 г.
2. Ж-л «География в школе», № 1, 1999 г.
3. http//www.wikipedia.org


15