Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по предмету Литература


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
по дисциплине «Литература»
I. Методические рекомендации к написанию реферата.Реферат- это обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда, монографии и др.)
Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы.
Цель реферирования - создать «текст о тексте». Реферат - это конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.)
План написания реферата
1.Вводная часть реферата:
В статьи «…» помещенной в журнале «…» №…. За …. Год , рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы)
Автор статьи…. (называется, носит название, под названием, озаглавлена, под заголовком).
2.Тема статьи, ее общая характеристика:
Тема статьи
Статья на тему ….
Статья посвящена (теме, проблеме, вопросу)….
Статья представляет собой (обобщение, изложение, описание, анализ,обзор)
3.Проблема статьи:
В статье речь идет (о чем?)… рассматриваются (что?), дается оценка (чему?), (чего?), анализ (чего?), изложение (чего?)4.Композиция статьи:
Статья делится на ….части (-ей) состоит из ….. частей, начинается (с чего?), заканчивается (чем?)5.Описание основного содержания статьи:
Во введении формулируется (что?), дается определение (чего?)
В начале статьи определяют (излагают) цель (задачи, цели).
Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей) исследования статьи.
В статье автор ставит (освещает) следующие проблемы.
В основной части излагается (что?).
6. Иллюстрация автором своих положений :Автор приводит примеры (факты), ссылается на цифры (данные), подтверждающие (иллюстрирующие) его положения; в статье проводит(дается)…
7. Заключение, выводы автора:
Автор приходит (подводит нас к …. Делает вывод …. Подводит итог) к выводу (заключению), что …
В конце статьи подводятся итоги (чего?)
В заключение автор говорит, что …. (утверждает, что ..)….
В заключение говорится, что …. (о чем?)
Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)….
Стилистические конструкции, используемые в рефератах.
В статье «….», помещенной в журнале «….» № .. за ….год, излагаются взгляды (проблемы, вопросы)…..
Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу)….
В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для …
Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что ….
Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес …
Основная тема статьи отвечает задачам…..
В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи).
Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи)
Рассматриваемая статья состоит из двух (трех или более) частей.
Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)..Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, появления, становления).
Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты …
Автор доказывает справедливость (или опровергает что-либо)…..
Автор проводит доказательства справедливости своей точки зрения.
В статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность (справедливость)…
В статье дается обобщение …. приводятся хорошо аргументированные доказательства…
В заключение автора говорит о том, что …
Наиболее важным из выводов автора представляются, следующие ….Это, во-первых … во-вторых …. в-третьих ….. и, наконец….
II. Методические рекомендации к написанию рецензии.
Рецензия – это письменный разбор, предполагающий комментирование основных положений (толкование, авторской мысли; собственное отношение к постановке проблемы и т. п.), обобщенную аргументированную оценку и выводы.
В отличии от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.
В написании рецензии или отзыва соблюдается следующая последовательность, и используются общепринятые «клише»:
Предмет анализа. (В работе автора … В рецензируемой работе … В предмете анализа ….)
Актуальность темы. ( Работа посвящена актуальной теме …. Актуальность темы обусловлена ….)
Формулировка основного текста.( Основным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых …) результатов, является … В статьи на первый план выдвигается вопрос о…..
Краткое содержание работы.
Общая оценка. (Оценивая работу в целом … Таким образом, рассматриваемая работа … Автор проявил умение разбираться в …. систематизировал материал и обобщил его … Работа, бесспорно, открывает …..)
Недостатки, недочеты. (К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении …) Вместе с тем вызывает сомнение тезис о том… Существенным недостатком работы является….. Отмеченные недочеты работы не снижают ее высоко уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора…Выводы. (Представляется, что в целом статья…… имеет важно значение …. Работа может быть оценена положительно…Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличны.. Работа удовлетворяет всем требованиям) .III. Методические рекомендации к написанию сочинений
По типу создаваемых текстов различаются: а) сочинения , традиционно относящиеся к «учебным жанрам»: сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.; б) сочинения, близкие к реальной речевой практике: рассказ, статья, репортаж, очерк (портретный) .
1.Выбор темы. Выбор темы—важный этап в работе над сочинением, так как от него во многом зависит качество исполнения сочинения и окончательный результат. Обучающийся должен понимать тему, уметь объяснить каждое понятие, вынесенное в её название. Обучающийся должен знать и понимать материал, привлекаемый им для раскрытия темы. Обучающийся должен уметь использовать теоретические знания , апеллировать к историческим и философским взглядам, необходимым для более глубокого раскрытия темы. Предлагаемая тема должна быть интересна обучающимся, быть актуальной для них, это позволит сделать сочинение более эмоциональным , раскрыть творческий потенциал личности обучающегося.
2. Разработка темы. Обдумать тему—значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке, вычленить из неё ключевое слово(слова), которое указывает на самое главное понятие и определяет основную мысль (идею )сочинения .
3. Идея сочинения. Прежде чем составлять план будущей работы, необходимо определить и сформулировать идею сочинения , т.е. найти ту
главную мысль, доказательством которой и явится написанное сочинение. Чётко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет сконцентрировать внимание на определённом, конкретном аспекте избранной темы. Для раскрытия темы можно выделить не одну, а не сколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми может быть реализована конкретная тема, но если не ограничиться выбором какого-либо одного направления, то тема будет раскрыта неглубоко хотя бы потому, что невозможно в одном сочинении и одинаково полно и всесторонне раскрыть тему по всем направлениям. Таким образом, выбор направления помогает, определить границы сочинения и более конкретно сформулировать идею, которая будет доказана, мотивирована в сочинении.
4. Составление плана сочинения. Составление плана—один из самых сложных навыков в работе над сочинением . Некоторые преподаватели смотрят на составление плана как на желательный, но не обязательный элемент. Однако отказ от плана или пренебрежение им влечёт за собой появление таких недочётов, как неполнота раскрытия темы , отклонение от неё, отсутствие логичности и динамик и в рассуждениях, недостаточность аргументации, неадекватность иллюстративного материала и т. д . Для того, чтобы план не оказался формальностью, необходимо, чтобы каждый пункт плана нёс в себе новую информацию , помогая сосредоточиться на определённой идее, способствовал группированности иллюстративного
материала. План должен вобрать в себя информацию не только о теме и идее сочинения ,но и о том, какова система доказательств этой идеи, к каким выводам приходит автор.
Традиционно для сочинения рекомендуется трёхчастная структура:
Введение.
Основная часть.
III .Заключение.
Основная часть, в свою очередь, может включать в себя два, три и более подпунктов в зависимости от сложности темы и творческих возможностей обучающегося.
Введение (вступление). Вступление— это тезис, содержащий зерно будущей работы, несущий значительный объём информации ; оно должно быть написано «выпукло», ярко. Начало сочинения должно быть не просто точным и ёмким , но и нетривиальным. Вариантами начала вступления могут быть: цитата; высказывание авторитетного человека, суждение которого автор сочинения решил подтвердить или опровергнуть; вопрос, требующий разрешения ; рассуждение о том главном (ключевом )понятии , которое вынесено в заглавие темы.
Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта то в основной части ( в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть саму тему, причём сделать это логично, аргументировано и динамично .
Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения ,то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения ,а её подпунктами может стать совокупность тех аргументов(материала , фактов, эпизодов , мыслей и т.д.), из которых складывается(или на которые раскладывается) эта основная идея. В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное раскрытие темы, каждый из аргументов, приведённых в основной части,—составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующее будут углублять доказательство, освещать идею основой стороны , придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним, с тем чтобы доказательства шли «по нарастающей».
Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. Работая над основной частью, следует так же помнить о красных строках, грамотном цитировании. Вводные слова «я думаю» или «мне кажется» лучше заменить конструкциями типа «вероятно», «думается, что», «кажется», «возможно», «может быть» и другими. Заключение. Каждая часть сочинения выполняет особую, только ей присущую функцию. Функция заключения— в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений незаданную тему, в обобщении и сказанного.
Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти «чистые» виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении. Заключение-вывод не должно быть кратким повторением того, о чём шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен содержать некую новизну по сравнению с тем, о чём говорилось прежде.
Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение-следствие требует привлечения знаний из сферы научной, общественно-исторической или литературно-исторической.
IV. Методические рекомендации по написанию эссе.
1. Эссе должно выражать личную позицию автора по конкретной проблеме.
2. Эссе не может содержать много идей, оно отражает только один взгляд на проблему.
3. Мысли автора эссе о проблеме излагаются в виде кратких тезисов.
4. Каждая мысль подкрепляется доказательствами( аргументами); лучше приводить два аргумента вползу каждого тезиса :один аргумент кажется неубедительным.
5. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).
6. Эссе присуща свободная композиция, текст может строиться вопреки законам логики, подчиняясь произвольным ассоциациям; вместе с тем при написании эссе также необходимо выделение абзацев, красных строк, установление связи абзацев: так достигается целостность работы.
7. Эссе не требует обязательных выводов в конец, они могут быть включены в основной текст.
8. Эссе присущи эмоциональность ,экспрессивность, художественность; данный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование«самого современного»знака препинания тире; в целом стиль отражает особенности личности автора.
9. Автору эссе важно установить доверительный тон общения с читателем, и хотя эссе ориентируется на разговорную речь, нужно избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит её с различных сторон и готов предъявить читателю оригинальный взгляд на предложенную проблему. Отправной точкой для размышлений может стать афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. По форме эссе может быть представлено в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма. Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические. Строгого плана для написания эссе не существует.