Конспект занятия экспериментирование в изодеятельности для старшей группы на тему: Рисование на воде. Техника эбру.


Конспект занятия
экспериментирование в изодеятельности:
Тема: «Рисование на воде.
Техника Эбру»
в старшей группе
Провела: Муллина Л.А.
Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.Задачи:• Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды.• Познакомить детей с техникой рисования на воде.• Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.• Воспитывать, самостоятельность, аккуратность.Материал: Для опытов: одноразовые стаканчики, вода, молоко, картинки снежинок, кисточки, краски, снег, лед.
Для рисования: пластиковые тарелки, кисти, краски, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру тарелок), клей, крахмал, палитра, вилки одноразовые. Предварительная работа: актуализация знаний детей о свойствах воды, наблюдение на улице за снегом и льдом, исследование холодной и горячей воды.
Ход.
Воспитатель: (Организационный момент)
Посмотрите у нас сегодня в группе собралось много гостей:
И все вместе скажем им: «Добрый день».
Собрались все дети в кругЯ твой друг, и ты – мой друг.Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, послушайте, а что это шумит?
(Запись звука льющейся воды).
Правильно ребята, это вода. А для чего нам нужна вода? (ответы детей)
(Стук в дверь)
Ребята, кто-то, к нам идёт! (Под фонограмму песни «Я водяной, я водяной…», входит Водяной)
Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: что такое вода, почему она течет? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лёд. Откуда он взялся?
Воспитатель: Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на  ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.
Водяной: А я принес вам подарок, чтоб вы побыстрее могли ответить на мои вопросы.
Воспитатель: Ребята, посмотрим подарок Водяного? (Да). Это же ковер самолет!
Воспитатель: Нам пора отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети садятся на ковер самолет. Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (глобус). Правильно,  так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе        обозначено        синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде. (его нам прочтёт Рамазан С.)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают.)Воспитатель: Ребята, вы любите экспериментировать? Посмотрите, мы с вами оказались в лаборатории. Ребята, вот ученые, прежде чем войти в лабораторию, надевают халаты, что бы ни испачкаться. А что нужно нам для того что бы пройти в лабораторию? (фартучки)
Воспитатель завязывает фартуки и приглашает войти в лабораторию. Дети рассаживаются по местам.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1.      Не толкай соседа во время работы.
2.      Сначала посмотри, потом повтори.
3. Своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
Воспитатель:   Водяной, мы покажем, какими свойствами обладает вода. .
А сейчас, мы узнаем о свойствах воды .Эксперимент№ 1:
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Эксперимент№ 2:
Воспитатель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинка. Поставить на картинку стакан с  водой и рассмотреть , что нарисовано на картинке. Затем проделать тоже самое  со стаканом молока
Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?
Вывод: Вода прозрачная.
Эксперимент№ 3: Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит  какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Эксперимент№ 4: «Вода меняет цвет»
Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Вывод: вода растворяет разные вещества.
Эксперимент№ 5:
«Лед – твердая вода»
Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Вывод детей: лед – твердая вода.
Эксперимент№6:Воспитатель: Давайте посмотрим на наши стаканчики со снегом. Что там произошло?Дети: Снег растаял и превратился в воду. Потому что в группе тепло.Воспитатель: Давайте повторим, что мы узнали о воде.Дети: Вода жидкая, прозрачная не имеет запаха и может растворять некоторые вещества.
Воспитатель: А что мы узнали о снеге?
Дети: Снег – в тепле превращается в воду.Воспитатель: А что мы узнали про лед?Дети: Лед – в тепле превращается в воду.Воспитатель: Что общего между льдом и снегом?Дети: В тепле тает, состоит из воды, бывает зимой.
Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Вот вам капельки на память об этом путешествии. До свидания.
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Физкультминутка
Солнце землю греет слабоСолнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)В речке стала вдруг водаНеподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)Вьюга злится,Снег кружится, (Дети кружатся.)Заметает все кругомБелоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.Воспитатель: Мы с вами много узнали о воде. Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? (Нет) А почему? Конечно, краски растворяются в воде. Но все же это возможно. Но что для этого нужно? Как вы думаете? Ведь вода жидкая, а нам нужно сделать ее … Какой? (Густой) Вы правы ее нужно загустить. Что бы узнать какой загуститель мы будем использовать в работе, нужно отгадать загадку.
Я предмет ведь очень важныйЧтобы сделать куб бумажный Самолет, картонный дом, аппликацию в альбом, Ты меня не пожалей.Я липучий, вязкий...(клей)
Да ребята, именно клей поможет нам изменить способность воды растворять краски.
Способы рисования на воде – техники эбру. Причем очень древняя техника рисования. Техника эбру пришла к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Ребята, как называется техника рисования на воде.В емкость наливается раствор-основа, затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок может получиться. (показ рисунка).Воспитатель: Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети встают, проходят и садятся за столы).
Прежде чем начать рисовать, что нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их)
Пальчиковая гимнастка
ВЬЮГА
Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где была ты ночкой, ну-ка?
Я по всем дворам крутила,
Я деревьям шубы шила,
Разодела их в меха.
Чтоб вокруг прекрасно стало,
Небо я с землёй смешала!
Воспитатель: Давайте попробуем все вместе порисовать на воде. Возьмите баночку с загустителем, перелейте его в тарелочку с водой. Теперь возьмите вилочку и тихонечко размешайте. Когда мы приготовил основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем на воду, сделаем несколько разноцветных капель. Берем вилочки «расчесываем» краску. Возьмем бумагу, она лежит у вас на столе, опускаем ее в наш волшебный раствор. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой. Дети экспериментируют самостоятельно. Воспитатель проходит по группе и помогает тем, у кого трудности.Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие волшебные картины у нас получились. А что вы нового узнали? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Как называется техника рисования на воде? Ребята, вам понравилось занятие? Мы сегодня с вами столько всего успели. Мы все молодцы. Давайте пригласим гостей посмотреть на наши необычные рисунки.