Современные воспитательные технологии. Канистерапия как метод реабилитации детей с ОВЗ


Доклад на педсовете 24.03.2014.
Скобочкина Е.П., учитель ДО.
Современные воспитательные технологии.
Канистерапия как метод реабилитации детей с ОВЗ
Собака-это единственное существо на земле,
которое любит тебя больше, чем себя.
Дж. БиллингсК современным воспитательным технологиям можно отнести КАНИСТЕРАПИЮ – метод лечения и реабилитации в нетрадиционной медицине с использованием специально отобранных и обученных собак . (слайд КАНИС ТЕРАПИЯ – что это?)
Канистерапия часто используется как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики.
У многих детей в наше время не срабатывают механизмы, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. Причин много: и недостаточное внимание родителей, и бешеный темп жизни, и нагрузки, связанные с обучением, и многое другое. Итог – чрезмерная агрессия или, что ещё хуже, хроническая депрессия. Вот тут-то и проявляется поистине неоценимая польза братьев наших меньших – собак. Собаки отдают нашим детям лучшее – любовь, ласку, доброту, формируют чувство ответственности, смелости, уверенности в себе. Дети приобретают навыки, которые не обеспечит им ни одна другая среда. ( слайд Собака-это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя. Слайды о дружбе собаки и человека )Небольшое отступление на историю возникновения дружбы человека и собаки. …. В 1982 году ученые исследовали феномен врожденных страхов у детей. Детям в возрасте от года до 1,5 лет показывали змей, пауков, крыс, кроликов, разные предметы и собаку. В эксперименте участвовали только те дети, которые никогда не видели животных. К изумлению исследователей из 67 детей увидевших собаку, 67 отреагировали на нее улыбкой. Такая реакция была отмечена только при демонстрации именно собаки . В ходе обсуждений учеными была высказана смелая теория о том, что архетипический (подсознательный) образ собаки, как защитника, вполне может иметь место у человека, т.к. именно это животное сопровождает человечество практически с самого начала эволюции нашего вида! Положительный вклад собаки в развитие человечества несомненен. Они блестяще справлялись с ролью помощника на охоте, охраняли стойбища от врагов, уже тогда собаки были докторами и няньками.

Собака была защитником человека так долго, что это не могло не отпечататься в его подсознании. И эта неосознаваемая приязнь и доверие служат одной из основ канис-терапии.
Само понятие «терапии с участием животных» (или пет-терапии) было впервые сформулировано американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году. Во время приёмов он заметил, что, присутствующая на сеансах собственная собака вызывает у пациентов-детей положительные реакции. С тех пор метод лечения, включающий в себя и общение с животными, в частности с собаками, получил широкое распространение на Западе.
(слайды: …..)

с 1976 года анимал-терапия с собакой или канис-терапия применяется в различных клиниках, реабилитационных центрах, домах ухода, военных госпиталях и других подобных учреждениях. Международная база медицинских исследований содержит более 230 статей о применении канис-терапии в медицинской практике и около 1500 статей о применени анимал-терапии
С 1 июля 2010 года в Польше введена специальность «канистерапевт» в государственный список профессий, благодаря инициативе Польского Общества Канистерапии (PTK )В некоторых клиниках Германии официально применяют канис-терапию.
В Норвегии подготовкой собак-помощников занимаются целые государственные учреждения и благотворительные сообщества. Щенков для этих целей зачастую бесплатно предоставляют владельцы собачьих питомников
В США 95 % животных, используемых в психотерапии, составляют собаки
В Великобритании в Исследовательском Центре выявления рака и биологических опасностей с помощью собак производится целенаправленное обучение собак, направленное на распознавание опасного уровня глюкозы в крови диабетиков. По завершении обучения они будут переданы больным с сахарным диабетом 2-го типа
Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России[. Работа с собакой позволяет воздействовать на ребенка разнообразнейшими способами, от чисто психологического влияния, до активной реабилитации, через игру и «ухаживание» за собакой. Такие «игры» не утомляют ребенка, ненавязчиво позволяют давать полноценную нагрузку разным органам движения и чувств.
Немного расскажу о наших занятиях с детьми и их результатах.
(слайды с занятий в школе)
Первая встреча с нашими терапевтами прошла в мае прошлого года и была направлена на формирование позитивного восприятия собак. Хорошо помню, как многие ребята с опаской заходили в зал на занятие, спрашивали по несколько раз: А НАС НЕ УКУСЯТ??? Но их страхи быстро развеялись и когда было предложено познакомиться и погладить наших лохматых гостей, ни кто не остался боязливо стоять в уголке (слайды)
В этом учебном году встреча с лохматыми терапевтами состоялась уже в сентябре месяце. Детей ждало костюмированное представление – все гости были в тематических костюмах . Конечно, это вызвало большой интерес и позитив у детей. (слайды..) Каждое наше занятие носит познавательный характер. Ребята узнают о той или иной породе, её назначении – служебная, ездовая, охотничья или декоративная. Если при первых встречах дети ошибались в названии пород, то уже в январе они уверенно и правильно их называли. ( слайды 3 встречи)
В феврале к нам приходили волонтеры с ездовыми собаками и у детей была замечательная возможность прокатиться на настоящих нарах в собачей упряжке. Снова – море позитива и впечатлений! ( слайды… Ковязин Саша, Роберт, Яна………)
Кроме общешкольных встреч мной проводятся групповые и индивидуальные занятия, Во время таких занятий прежде всего подразумевается их коррекционная направленность, в которой собака задействована в качестве мощного мотиватора к получению знаний, и в то же время снижает уровень психологического дискомфорта, что способствует лучшему усвоению знаний, формированию новых навыков и умений. Так, например, мы учимся управлять собакой, отдавая ей различные команды. Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности. Дети учатся быть уважительными, внимательными к питомцам , друг к другу, активизируется и пополняется их словарный запас ( например, игра ЗНАКОМСТВО – когда ребенку предлагается попросить лапу у собаки и в ответ называется свое имя). Интересна проходит команда АПОРТ – когда бросается мячик и собака должна его принести. Не всегда собакой команда выполняется, мячик остается в конце зала и ребята сами охотно его приносят, лишь бы у них снова появилась возможность игры с животным.
Ребятами давалось домашнее задание: найти рассказы о собаках, написать сочинение о друге, нарисовать рисунок. (слайды) .
66 выпуск школьной стенгазеты посвящен занятиям канистерапией.
В наших планах принять участие в городской выставке в конкурсе РЕБЕНОК И СОБАКА, а на заключительной общешкольной встрече, думаю, мы увидим выступление собак не только с волонтерами, но и с нашими учениками.

Таким образом, занятия канис- терапией могут занять своё место в комплексе лечебно- коррекционных и педагогических мероприятий детей с задержками в развитии различного генеза, с нарушениями ОДА, расширить их коммуникационные навыки, уверенность в собственных силах, помочь в формировании позитивного образа мира и активной жизненной позиции.
Хочется сказать большое спасибо нашей администрации , отзывчивому коллективу. Отдельное спасибо воспитателю Зульфие Рашитовне и учителю труда Лиле Фаритовне – они с детьми готовят призы для победителей городской выставки собак, которая пройдет в апреле.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !