Педагогический совет Современные воспитательные технологии

Тема педагогического совета: «Современные воспитательные технологии»
Цель:
познакомиться с современными
технологиями воспитательной работы

Корбанкова А.А.
1.Вступление, обоснование темы, порядок работы педсовета Основной целью работы любой современной школы является: Развитие креативной компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме. Для того чтобы личность учащегося развивалась, должно быть одно важное условие – мотивация. В зависимости от нее и будет определяться направление развития. Сейчас мотивация сплошь и рядом подменяется административно – командным способом взаимодействия с учащимися с его неизменными атрибутами: криком, требованием, претензиями, оскорблением, приказами, нагнетанием, угрозами, наращиванием количества дом заданий и учебных нагрузок – вообще недовольством, загнанностью, тревожностью, усталостью, как учителя, так и учащегося. На сегодняшний момент при всех преобразованиях образования, введении различных новшеств у нас присутствует стандартно-знаниевый подход (в том числе и в профильном обучении), декларирование личностно-ориентированного образования и полным отсутствием ресурсов для его реализации, отсутствие времени, сил, мотивов для осуществления воспитания в процессе обучения. 
Главная задача для каждого педагога не та, о которой я говорила в начале – развитие личности. Нам необходимо подготовить детей для сдачи ЗНО, дать ему сумму механических знаний по предмету. Любая школа стопроцентно подчинена стандартам образования и результатам ЗНО, мы с вами вынуждены заставлять детей помнить, знать, повторять, делать, и это оказывается важнее, чем предполагать, думать, восхищаться, решать проблемы. Как у учителя, так и у учащегося нет никакой радости от процесса познания, а это мало способствует достижению основной цели образования – социализации учащихся. В настоящее время государство упорно пытается бороться с культурно-нравственным кризисом в стране. Но чем объяснить, что при высокой степени доступности информации упало качество разговоров и мыслей, литературы, поэзии, музыки, творчества, качество науки и медицины? Чем объяснить, что грязь, пошлость, ложь возведены в ранг общественно приемлемых если не норм, то вполне терпимых ценностей? Ученые умы считают, что это объясняется репродуктивно-ориентированным образованием, разделением обучения и воспитания в процессе образования.
К сожалению, школа вынуждена жить по навязанным извне правилам, она не обеспечена необходимыми ресурсами, не вольна, не демократична, не разнообразна. Она подчинена внешней системе, тогда как спрос со школы растет не адекватно ее возможностям.
Нам с вами приходится искать инструменты для решения этой проблемы и сегодняшний педсовет, мне кажется, может подсказать вам, как найти эти инструменты, как выровнять ситуацию, чтобы хотя бы в отдельной небольшой школе процесс обучения был един с процессом воспитания, и чтобы воспитание было бы нашей ведущей задачей наравне с обучением. 2. Теоретическая часть
Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе 

1. Дзубан С.Н.
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты: 1. Тема 2. Цель (+предварительный сбор эмпирического материала)   3. Информация (по материалам предварительной подготовки)   4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме)   5. «Я-позиция» и общественно значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы)   6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы)  7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы: что понравилось, не понравилось, изменилось?) 8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему) 9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему)   10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга). Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. При этом этап 9 длится перманентно, этап 10 реализуется через определенные временные рамки – как правило, через месяц, периодически до констатации факта решения задаваемой проблемы).
 
Рассмотрим методику проведения ситуационного рефлексивного классного часа «Итоги четверти (года)». Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток. Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления. Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

2. Рогова Н.Н.
ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования требует усиленного  внимания  к развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Мы живем в динамично изменяющемся мире и каждый человек для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов к изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста активизировать творческий потенциал каждого ребенка,  развивать его  творческие способности в художественной деятельности. Наиболее эффективной современной технологией развития творческих способностей детей в художественной деятельности мы считаем шоу - технологию.
У шоу – технологии три особенности:
- деление участников на выступающих («сцена») и зрителей(«зал»);
- соревновательность на сцене;
- заготовленный организаторами сценарий.
     Все три особенности - обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), КТД –коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.) они не могут относиться к игровым действиям типа шоу.
Приподготовки каждого мероприятия мы ставим перед собой цели:
для «зала» - опыт эмоционального реагирования в культурных формах;
для активных участников («сцена») - опыт индивидуальной исовместной публичной соревновательности.
Структура каждого разработанного нами мероприятия состоит из трех блоков:подготовка - реализация - анализ итогов.
Во время подготовкирешение принимается педагогом (на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, страны);
планирование,   проектирование   осуществляется   педагогом, активом ребят. «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданиям организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.
Реализуя проект, план, проведение праздника мы  используем элементы соревновательности, импровизации или игры, приемы создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Анализ итогов проводим на уровне организаторов и актива ребят.
Подготовка к мероприятию включает в себя:
- сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настрой на участие; формирование команд, групп; домашнее задание.
- разработка программы ведения и образа ведущего,репетиция ведения.
- расположение мест; места для гостей, участников, жюри.
- критерии оценивания, варианты оценивания (жюри или зал).
- оформление сцены, зала, место жюри, вход в зал.
Во время мероприятия происходит эмоциональное заражение - передача,
изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.
В своей работе на уроках, классных часах, утренниках, праздниках, викторинах, конкурсах чтецов и инсценированной песни, соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья», « Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», родительских собраниях мы часто применяем шоу –технологию.
Шоу – технология эффективна для развития творческого потенциала  младших школьников в художественной деятельности. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием .Ведь образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация.

3. Валетенкова П.И.
Технология коллективно - творческого дела как эффективный способ формирования классного коллектива

 «Каждое дело - творчески, иначе – зачем!
 Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело - людям, иначе - зачем?»
     Важную роль в формировании подрастающего поколения играет классный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности классного коллектива, надо подходить к процессу творчески.  
      В своей воспитательной работе я использую различные методы, приемы, способы, но особо эффективным, на мой взгляд,  воспитательным средством формирования и развития классного коллектива – стала технология коллективно-творческого дела (КТД).  
     В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации яркой жизни в классе, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.
     Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для учебного заведения закрытого типа, в котором я работаю. Здесь воспитанники живут вместе, вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у них есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом. Воспитанники ежедневно могут консультироваться с воспитателями,  с учителями, работать с информацией  библиотеки, и интернета. А привлечение в коллективно-творческие дела родителей воспитанников (как участников или слушателей) играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого воспитанника и коллектива в целом. Тесная связь с семьей становится более актуальной, эмоциональной и полезной для всех участников воспитательного процесса.
     Во время планирования  и организации коллективно-творческого дела, воспитатель и воспитанники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Все участники коллективно-творческого дела становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела выражают искреннюю заботу об окружающем мире, развивают всех и каждого, служат добру.
     Коллективно-творческое дело (КТД) – это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
В процессе коллективно-творческого дела (КТД)  развиваются все стороны личности:
познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
   Основное назначение коллективно-творческого дела (КТД):
 
·        Забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой воспитатели выступают как старшие товарищи воспитанников, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.
·        Планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
Основные задачи коллективно-творческого дела (КТД):
Формирование и развитие коллектива;
Развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;
Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
Обучение правилам и формам совместной работы.
Реализация коммуникационных потребностей воспитанников.
 
Результат применения технологии коллективно-творческого дела для формирования классного коллектива:
1.      Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу
2.      Творческое сотрудничество воспитателя и воспитанников
3.      Проявление интереса воспитанников в реализации своих способностей
4.      Потребность в коммуникации
      В заключении, хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. В своей работе воспитатель должен знать,  для кого это дело проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития воспитанники. Воспитатель должен поддерживать ростки дружбы между воспитанниками в коллективе, всячески поощрять деятельность воспитанников и высоко оценивать и развивать взаимопомощь воспитанников при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).
       Воспитатель не должен допускать в своей работе формализма и не должен злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных. Главное, чтобы воспитанники нашли себя, преодолели жизненные препятствия, реализовали и удовлетворили свои душевные нужды и желания, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством и стали сильными и уверенными в себе.

3. Работа в микрогруппах по заданиям – 10 минут
Распределение на микрогруппы, задания для каждой из них:
1 группа
1. Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющих десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника на уроках.
2. Представить данную программу в виде листовки для общего пользования. Презентовать листовку в виде плаката

2 группа
1. Создать систему правил «Десять НЕ», представляющую десять действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника на уроках. 2. Представить данную программу в виде листовки для общего пользования. Презентовать листовку в виде плаката

Проект решения педсовета
1. Применение шоу –технологии, технологий ситуационного классного часа, и КТД считать успешной и рекомендовать ее для дальнейшего использования в начальной школе.
2. Для использования на уроках в воспитательных целях рекомендовать учителям-предметникам следующие технологии: игровые, социального проектирования, личностно-ориентированного воспитания, педагогической поддержки. 3. Запланировать и организовать более подробное изучение новейших воспитательных технологий и концепций на заседаниях МО классных руководителей. В рамках МО запланировать и провести мероприятия с применением современных воспитательных технологий.
15