Воспитательные функции урока. Доклад на педсовете.


Воспитательные функции современного урока (математика и лит. чтение в нач.школе).
Наряду с обучением воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса . Обучение и воспитание дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности, в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам хорошо освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Большую часть ребенок проводит в школе – на уроке. Урок – это не только основная форма обучения, но и сфера , в которой в основном происходит школьное воспитание.
Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.
В отличие от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального мира, а абстрагированные от них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики:... она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...»
Основные воспитательные функции предмета математики следующие:
— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
На уроках математики формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.
Например.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Использую и другие задачи. Например.
Пылесос долго не включали, и он проголодался. Тогда он включился сам, забрался в детскую комнату и проглотил все , что валялось на полу. Так в него попали 14 шахмат, 7 игрушечных машинок, 3 носка и бабушкины очки. Сколько полезных предметов проглотил пылесос?
Можно спросить у детей почему так произошло? Какие у каждого обязанности , как помогают маме?
Так же предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.
Рекомендации! «Начальная школа» № 8. 2001 г. (задачи и беседы). «Сборник задач». М. В. Беденко. В этом сборнике обычные задачи, но в них вплетена хоть и любопытная, но не относящаяся к математической сути информация. Такие задачи выполняют двойную функцию — делают менее привычным вид задачи и расширяют кругозор ребенка.
Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, т. к. формируют у человека потребность в творческом труде.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Так, например, во 2 классе мы с детьми читали много произведений о человеческих отношениях в разделе «Я и мои друзья». Такие произведения как: «За игрой», «Я ушел в свою обиду» В.Берестова , «Два пирожных» Н.Булгакова, «Волшебное слово» и «Хорошее» В.Осеевой и др. Мы разбирали поступки героев этих произведений, ребята высказывали свое мнение и отношение к поведению детей. Приводили примеры из личного опыта и приходили к выводам о том, что доброе слово творит чудеса, как поступают настоящие друзья, как правильно относиться к своим близким.
Интересный вид работы-сбор пословиц и поговорок о добре и зле, о дружбе , вежливости. Учащиеся сами подбирали эти пословицы дома. На уроке мы их разбирали , объясняли как они их понимают и проводили аналогию с конкретными ситуациями. Дети оценивали свое поведение. Всегда ли они поступают правильно.
Также мы с детьми учимся писать небольшие сочинения. Я предложила детям такие темы: «Если был бы я волшебником», «Как я дружу», «Мои товарищи» которые позволяют увидеть нравственную направленность внутреннего мира ребенка. Темы сочинений заставили детей задуматься, а есть ли у меня друзья, а какой я друг, как относятся ко мне мои товарищи. Во время написания сочинения произошла серьезная душевная работа.
Мне кажется очень важным является воспитания детей, через искусство, через литературу. Если ребенок видит, замечает, понимает прекрасное он и вести себя будет иначе. Недавно мы с детьми закончили читать раздел «Поэтическая тетрадь» . Мы читали чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков. Эти стихи позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.
Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека.
Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов.
А тексты, выученные в начальной школе, он помнит прекрасно. И зимнее утро, и зимний вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом все живет в душе.
Чувство восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.
Огромный воспитательный потенциал уроков поэзии мы видим в формировании эмоциональной культуры как одного из слагаемых культуры общения, которая в свою очередь, является компонентом культуры личности.
Таким образом, на уроках дети проявляют себя ,высказывают свое мнение, учатся думать вслух, говорить, сравнивать. И все это благотворно влияет на развитие личности школьника и его воспитание.