Выступление на МО школы Педагогические воспитательные технологии в работе с детьми группы риска



Государственное казенное образовательное учреждение
Ростовской области
Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования № 33
города Новошахтинска
Выступление на МО школы воспитателя начальных классов Фёдоровой Нины Владимировны декабрь 2014г.
Тема: «Педагогические воспитательные технологии в работе
с детьми группы риска»
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы,
во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль
и поперек и, чтобы, во-вторых, между воспитателем и
и воспитанником существовало полное доверие.
Д.И.Писарев
Эта тема меня заинтересовала давно, когда я начала работать в первом классе. Уже тогда я начала работать над этой темой, создала Дневник педагогических наблюдений на трудных детей, постоянно работала с дополнительной литературой, изучала опыт других педагогов. В моей работе меня поддержали и классный руководитель и психолог, и соц.педагог, и медицинские работники школы.
Практически в каждом классе из общего числа учащихся есть дети из неблагополучных семей с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать воспитателю с классным руководителем «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать намного больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияние семьи, улицы. Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы, и практика это показывает.
Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволяет нам определять, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности: слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость. Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит классному руководителю и воспитателю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с такими детьми.. Наша социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: 
выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; 
непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 
Если выстраивать определенную работу воспитателя и классного руководителя с такими детьми, то она выглядит так:
выявление детей группы риска;
диагностирование, изучение проблем таких детей;
составление определенной программы профилактики или коррекции;
воплощение программы в жизнь;
подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться педагогам мы ставим:
эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
заинтересованность;
содействие;
доверие
В работе с трудными детьми мы с классным руководителем считаем важным реализовывать следующие направления:
перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей); 
воспитание нравственно-правовой убежденности; 
формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе; 
развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия; 
включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; 
организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые); 
предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, и т. д.); 
обеспечение благоприятного социально-психологического климата 
способствование заполнению пробелов в знаниях. 
Наша работа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска включает в себя: 
взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; 
организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); 
помощь в преодолении учебных затруднений;   
сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 
в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; 
защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения. 
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» нами применяются методы: 
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание 
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств 
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями 
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности учащегося 
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска» и их семьям, мы взаимодействуем со всеми специалистами школы, соц.педагогом, психологом, учителями предметниками, мед..службой и представителями администрации.
Из опыта нашей работы можно сказать, что коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, вызов в интернат на совместную беседу с соц.педагогом, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. 
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, в быту, пропагандируется здоровый образ жизни (семьи Демченко В., Лысковой А., Пустового Н., Бойко К, .Науменко Д. Ильминского В.)
Сегодня можно с уверенностью сказать, что наши дети стали открытыми, преодолели страх перед школой-интернатом, доверяют нам свои тайны, делятся мыслями. Они позитивно настроены, творчески активны. Очень часто наши беседы с родителями дают положительные результаты.
Я начинаюсь в своих воспитанниках и повторяюсь в них. Это большое счастье и, вместе с тем, коллосальная ответственность. Каждый день, каждую минуту и секунду, словом, жестом, взглядом, мы учим и учимся сами.
Используемая литература:
1.Чванова Н.В. «Дети группы риска»
2.Литвинова Н.А. «Программа социально-педагогической поддержки
детей группы риска»
3. Шатова О.А. « Работа с детьми «группы риска»
Рекомендации для классных руководителей.
4. Савинова И.Ю. и др. Методические рекомендации. «Центр психолого-педаго гической реабилитации и коррекции»