Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VI ВИДА №17
(ГОУ СПЕЦШКОЛА-ИНТЕРНАТ №17)
План-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 5 «а» классе на тему «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»
Дата: 30.11.11
Учитель: Рудченко А.Н.
Москва
2011
Вид урока: декоративное рисование
Тема урока: Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Задачи:
Обучающие: овладение приемами росписи, выстраивание композиции, передавать форму и пропорции
Развивающие: Знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора, историей промысла, навыки композиции технологией выполнения росписи
Воспитывающие: художественный вкус, внимательность, наблюдательность, любовь к декоративно прикладному искусству и народному творчеству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России
Коррекционные: развитие пространственных представлений, рисование пальчиками, работа с трафаретами (аккуратная обводка рисунка)
Оборудование к уроку:
для учителя: доска, белый и цветной мел
Зрительный ряд: Изделия различных народных промыслов России и с изображением произведений городецкого промысла, изделия Городецкой росписи, лучшие детские работы с уроков ДПИ, детские работы с прялками
Музыкальный ряд: народная музыка
для учащихся:
тонированная бумага, карандаш, ластик, кисти, гуашь, палитра, баночку с водой (непроливашка), тряпочка (салфетка)План урока
организационная часть
объявление темы
практическая работа
физкультминутка
практическая работа
мини-выставка и анализ работ
подведение итога урока
Ход урока
Организационная часть
Вступительная часть
Ребята, обратите внимание, как оформлен наш класс.
Какие предметы находятся у нас на столе, висят на стенах?
- Разделочные доски, расписные подносы, народные игрушки и костюмы.
А как в целом все эти предметы называются?
- Декоративно-прикладное искусство.
Правильно это предметы декоративного прикладного искусства.
На расписных досках гуляют барышни, скачут кони, растут невиданные цветы…
-что это за роспись, кто-нибудь знает?
-видели ли вы ее раньше? какие предметы видели с этой росписью?
-а знаете ли вы как она появилась?
Объявление темы
На фоне негромко играет народная музыка
Сегодня на уроке мы продолжим изучение народного искусства и познакомимся с Городецкой росписью по дереву.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.
Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.
Старинный ремесленный центр. Отсюда товары развозились по всей России.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. (Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.)
Городецкие мотивы — сцены городской жизни
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
Если взглянешь на дощечки,Ты увидишь чудеса!Городецкие узорыТонко вывела рука.Городецкий конь бежит!Вся земля вокруг дрожит!Птицы яркие летаютИ кувшинки расцветают.
В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.
Основные названия элементов: Конь, птица, розан, купавка, оживка
Оживка: точечки, капельки, дужки, усики
Основные цвета: Желтый, белый, черный, зеленый, красный, синий
Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита, цвет дерева. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Ропись выполняют темперными красками. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и точным ударом.
Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.
Педагогический рисунок.
Сегодня мы с вами будем рисовать доску для резки овощей. А точнее украшать ее городецкой росписью, городецкими цветами (вот пример того что мы будем рисовать). У вас у каждого есть лист, но не простой альбомный, а цветной. Городецкая роспись выполнялась на дереве и поэтому тон у листов под цвет дерева. Листы уже готовы по форме нашей доски. Нам остается ее украсить. А рисовать будем цветы.
В Городецкой росписи есть 2 вида основных цветков: роза или розан (сердцевина в центре, чаще всего красный цвет), купавка (сердцевина смещена наверх, чаще всего синий цвет).
-На что по форме похожи цветы, на какую фигуру?
-круг
Рисование пальчиками
Закроем глазки. Представим, как будет выглядеть наш рисунок. Теперь ищем середину на наших досках (листочках). В центре пальчиком рисуем большой круг, но так чтобы он не был слишком большим, т.е. со всех сторон оставалось свободное место. По краям рисуем пальчиками круги поменьше. Вообразим, как мы с вами будем раскрашивать. В центре – розан. Он у нас будет розово-красного цвета. Это теплые цвета. Поэтому погладим пальчиками большой круг. Купавки - сине-голубые. Это холодные цвета. Цвет дождя. Поэтому постучим пальчиками, как дождь барабанит по крыше, по нашим двум другим кружочкам. Рисунок пальчиками у нас получился, и мы можем приступить к работе с карандашом.
Практическая работа
Ищем опять серединку на наших досках. У каждого на парте есть трафареты. Мы берем красный кружок, кладем его в середину и обводим. Это будет розан (розово-красного цвета). Прорисовываем. Самостоятельная работа учащихся выполняется вместе с педагогическим рисунком
Слева и справа рисуем еще 2 круга. Для этого у нас на парте есть синий трафарет. Обводим его, рисуем два цветка. Это будут купавки (голубо-синего цвета). Прорисовываем
У городецких цветов обязательно есть листья, рисуем их.
Физкультминутка
А теперь мы с вами немножко отдохнем. Встанем рядом с партами. Я прочту стихотворение и буду выполнять движения, а вы за мной повторять.
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Практическая работа
А теперь мы с вами будем расписывать нашу доску, т.е. работать с красками.
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный и насыщенный
Самостоятельная работа учащихся ведется параллельно с объяснениями учителя
1 этап
“Подмалевок” – так называется первая прописка цветов. Розан рисуем розовым цветом
-как смешать розовый цвет?
-смешиваем красную и белую краски на палитре. Закрашиваем больной центральный круг розовым. Для купавки смешиваем голубой цвет
-как смешать голубой цвет?(белый и синий) Закрашиваем два цветка по бокам.
2 этап
прорисовка красным, синим, зеленым для листьев
3 этап
Оживка белой и черной красками
Мини-выставка и анализ работ
Подведение итога урока
-С каким промыслом мы сегодня познакомились?
-с Городецкой росписью.
Верно с Городецкой росписью.Этот промысел располагается в Нижегородской области.
-На каких изделиях выполняется роспись?
-она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Тема нашего урока звучит как «История Городца и современное развитие промысла», а как вы думаете, используют ли сейчас эту роспись?
-конечно, используют. Это народная роспись, широко используется для сувенирной продукции. Ее яркие цветы и образы животных легко узнаются. Она красочная и яркая. Любима нами и гостями нашей столицы. Предметы росписи расписывают и в ручную на досках, но и благодаря современным технологиям роспись может быть напечатана на различных предметах, как например, здесь на компьютерной мыши. Завершение урока: уборка рабочих мест, выставление оценок