Презентация по курсу Родное Подмосковье на тему Формирование хозяйства Подмосковья (5-8 классы)


ФОРМИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВАМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИРазвитие ремесел в городе Москве - Великий Посад.Урок по курсу «Родное Подмосковье»Подг. учитель истории и социальных дисциплин МБОУ «СОШ № 8» г.о. КоролёвСумкина Анна Александровна, высш. кв.кат. Появление городов на Руси связано с развитием ремесла. Почти каждый дом на московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника. В начальный период существования Москвы, на Великом Посаде сосредоточивались все городские ремесла – и гончарное и кузнечное, различные мастерские по обработке дерева и многое другое. Подъезжавший к Москве в 16 в. с запада, мог видеть Бронную слободу, позднее справа от дороги возникла еще одна - слобода оружейников. Больше всего на Руси была распространена ковка железа, а профессию кузнеца называли «горячей». Кузнецы делали орудия производства для всех известных в то время профессий. Прежде всего, это были сельскохозяйственные орудия: соха, серп, коса, железные оковы, лопаты, мотыги. Рыболовы покупали у кузнецов крючки, остроги, охотники – наконечники стрел, ножи. Для сапожника кузнец ковал ножи, шилья, иглы, ножницы. Плотникам делали топоры, долота, булавы. Кузнечное производство было тесно связано с оружейным. Ведь все виды оружия делались при помощи ковки. Оборонительное вооружение воина: щит, кольчатая броня (кольчуга), шлем московских мастеров-бронниковуже в конце 15 века завоевали мировую известность. Кузнецы ковали и наступательное оружие. Мастера-сабельники жили рядом с бронниками в Бронной слободе. Ковали московские кузнецы и железные ядра для пушек. Мастера-литейщики на московском посаде отливали разные украшения из меди, бронзы, серебра. Развитие литейного дела было связано с производством крупных литых изделий: колоколов, пушек.
Мастерские гончаров – Гончарная Слобода находилась на левом крутом берегу реки Яузы в районе современной Таганской площади.
Здесь в 17 веке был центр гончарного производства Москвы. Основную часть его жителей составляли гончары. Постройки переселенцев в эти окраинные районы Москвы называли «выселки». Производство гончаров связано с огнем, а огонь был главной опасностью для деревянных русских городов. Вот и выселялись гончары-ремесленники на окраины, отдаленные от основного ядра города надежной водяной преградой – речкой Яузой.
С другой стороны, гончарам для производства нужна была глина, песок, вода. Всего этого в начале здесь было достаточно. Позже московские гончары стали привозить глину даже из Гжели. Изделия городских мастеров были разнообразны: это горшки, крынки, кувшины, миски, глиняные бутылки – кубышки, рукомойники, светильники. Московские гончары делали и строительные материалы – черепицу, плитки для пола, дымовые трубы, кирпич. Фасонный кирпич различных форм использовался для выкладки цоколей, карнизов, наличников. В 16-17вв. поверхность изразцов на фасадах домов была натурального цвета терракоты (обожженной глины). Позже изразцы стали покрывать сверху палитрой разных цветов. Некоторые здания в Москве до сих пор сохранили остатки древнего изразцового периода. Недалеко от Гончарной Слободы за воротами бывшего Крутицкого монастыря возвышается теремок. Стены его сплошь покрыты многоцветными рельефными изразцами. В солнечный день теремок сверкает всеми цветами радуги. Московские гончары много внимания уделяли изготовлению игрушек. Игрушки изготовлялись вручную. Именно этим объясняется свобода лепки, которая придает им своеобразную прелесть. (Старые традиции гончарного дела не угасли. В 18 веке поблизости, хотя и за стенами Москвы, возник первый русский керамический завод, тесно связанный со старыми московскими гончарами).
Здесь же за Яузой жили котельники и таганники (вспомните название Таганской площади, район Котельники). Они делали металлическую посуду из меди, бронзы иногда из олова, серебра, редко из золота. В Заяузье поселились и «хлебники» - торговцы зерном и мукой.А рядом, в старой Кузнецкой Слободе (Заяузье) жили и работали оружейники. На другом берегу реки Яузы жили мастера – металлисты- серебряники. Об этом говорит сохранившееся до наших дней название Серебрянической набережной Яузы. В Заяузье была старая Кузнецкая Слобода. Но такое название возникло тогда, когда появилась еще одна Кузнецкая Слобода, более новая. Такая слобода находилась уже в заречье, т.е. за Москвой-рекой. О ней напоминает сейчас название улицы – Новокузнецкая. Неподалеку от Новой Кузнецкой, на берегу Москвы-реки находилась Кожевническая Слобода (теперь здесь несколько переулков с такими же названиями – Кожевнические).Кожевники переселились сюда еще в 15-16 вв., когда это ремесло отделилось от сапожного. Сапожники остались на Большом Посаде, а кожевники перенесли свое производство в новую слободу. Здесь делали те кожи, которые шли не только московским сапожникам, но и даже в дальние страны. Была в Москве еще одна слобода, где занимались выделкой кожи. Здесь на правом берегу Яузы (недалеко от современного Курского вокзала) сгоняли со шкуры шерсть, вымачивали, а затем сильно мяли. Получалась недубленая кожа – сыромятина. Мастера этого дела назывались сыромятниками, а часть набережной Яузы и окрестные улицы – Сыромятническими. Из такой кожи морники делали конскую упряжь. А вот в Хамовниках жили ткачи. Здесь были ткацкие слободы. В Хамовниках купил себе когда-то дом Лев Николаевич Толстой и сейчас в этом доме музей Толстого. Тогда район, где пролегает теперь Комсомольский проспект, назывался Хамовники. В начале 18 в. хамовное производство в Москве прекратилось, а хамовный двор был преобразован в суконно-тканую мануфактуру, поставлявшую сукно для обмундирования армии.Все эти названия от слова «хам» - так называли на Руси в древности особого рода полотно, шедшее на скатерти, полотенца. Хамовники, стало быть, были ткачами.