Методическая разработка урока Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Чимбур Лариса Сергеевна, МБОУ школа №1
г.Кулебаки, Нижегородская область

Урок литературы в 11 классе.
«Жизнь и творчество Марины Цветаевой».

Слово учителя:
Сегодня мы проводим необычное мероприятие по литературе под названием «Женские истории». О любви и предательстве, О муках творчества, о радостях и горестях откровения знаменитых женщин. Эта история о трагической жизни Марины Цветаевой, русской поэтессы, загадочной и неповторимой. Эпиграфом к нашему мероприятию служат слова самой Марины Ивановны: «К имени моему, Марина, прибавьте мученица».
(Ученик читает стихотворение «Тебе-через сто лет».)
Слово учителя:
Марина Ивановна родилась26 сентября 1892г. в Москве. Позже она напишет:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов
День был субботний:
Иоанн Богослов
По новому стилю этот день приходится на 8 октября. Отец Марины-сын священникаВладимирской губернии, европейский филолог, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств. Ныне это музей имени А.С.Пушкина. Мать-польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке.
Благополучие покинуло семью в тот год, когда Марине исполнилось 10лет. Мать, Мария Александровна, заболела чахоткой, и осенью 1902года уехала за границу (Италию, Швейцарию, Германию). Отец, Иван Владимирович, разрывался между Москвой и заграницей. Тоска полусиротства чередовалась с впечатлениями от недолговечных дружб, перемен мест и неизведанных красот прелестного итальянского Нерви, швейцарских величественных Альп, сказочного германского Шварцвальда. Одиночество на людях слишком рано познала юная Марина, этот парадокс жизни, раздвоивший её душу. Мечтательная девочка, ищущая уединения, нуждающаяся в ласке, она редко бывала одна, всю жизнь будет стремиться к блаженному, в мире не существующему одиночеству и одновременно, словно спасаясь от него, постоянно искать общения, вечно встречаясь не с теми, сетовать, радоваться и вновь искать.
(Ученик читает стихотворение «В Париже»)
Слово учителя:
В1910году она собрала стопку стихов - исповедь души за последние два года -, отнесла в Леонтьевский, заплатила за печатание пятисот экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зелёной картонной обложке под названием «Вечерний альбом».
(Ученик читает стихотворение «Зимой»)
Слово учителя:
Итак, она вступила на путь, откуда сделать шаг назад было невозможно. Уже тогда Цветаева бессознательно следовала девизу, который отчеканила позже: «Единственная обязанность на земле человека - правда, всего существа». Цветаева не стала кончать гимназию и весной 1911 года уехала в Крым. В Коктебеле, живя у Волошина, старшего, верного друга, благословителя на путь поэзии, она встретилась с Сергеем Эфроном. В январе 1912 года она вышла замуж за него и тогда же выпустила второй сборник стихов «Волшебный фонарь». С весны 1917 года для Цветаевой наступил трудный период. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было позволить себе жить тем, чем хотелось, отступали всё дальше в прошлое. «Из Истории не выскочишь»- эти слова сбывались на каждом шагу. С начала 1917 года обозначилось два главных русла цветаевской поэзии. Первое - книжно-театральная романтика. Вторым руслом-было народное, или, как она сама говорила «русское».
(Ученик читает стихотворение «Сон Разина»)
Слово учителя:
Событие, перевернувшее её последующую жизнь, произошло 14 июля1921года. В этот день она получила, «благую весть»- первое за 4,5года письмо от мужа из-за границы, где он находился после разгрома белой армии. Цветаева мгновенно и бесповоротно приняла решение ехать к Сергею Яковлевичу.
Ученик зачитывает:
Из «Дневника Марины Цветаевой»: «Очень часто я спрашивала: «Как же так, Сереженька? Как получилось, что ты оказался по другую сторону баррикад?» «А вот так: представьте себе вокзал военного времени-большую узловую станцию, забитую солдатами, мешочниками, женщинами, детьми, всю эту тревогу, неразбериху, толчею- все лезут в вагоны, отпихивая и втягивая друг друга. Втянули и тебя, третий звонок, поезд трогается - минутное облегчение слава тебе, Господи!- но вдруг узнаёшь и со смертным ужасом осознаёшь, что в роковой суете попал - впрочем, вместе со многими и многими!- не в тот поезд, что твой состав ушел с другого пути, что обратного хода нет рельсы разобраны. Обратно, Мариночка, можно только пешком по шпалам всю жизнь.
(Звучит отрывок из произведения «Аве Мария»)
Слово учителя:
Вы прослушали отрывок из произведения «Аве Мария». Это своеобразная молитва. Щемящее чувство тревоги, тоски, боли, отчаяния и неотвратимой неизбежности наполняло тогда её сердце:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси,-
Молилась тогда Марина Ивановна. 15 мая 1922 года Цветаева приехала в Берлин-недолговечный центр русского зарубежья. В то время там кипела литературная жизнь. Помог ей устроиться в русском пансионе Эренбург; вскоре она, наконец, встретилась с мужем, приехавшим из Праги. Цветаева прибыла в Берлине 2,5месяца. Там тогда жили Ремизов, Горький, А. Толстой, Ходасевич, Берберова. Там произошла мимолётная встреча Цветаевой с Есениным - его она немного знала раньше.
Берлин был недолгим пристанищем Цветаевой. Чехия, куда она приехала 30летней, чтобы после сокрушительных толчков постреволюционного бытия начинать всё сначала. Чехия, где она прожила ровно 3 года и 3 месяца, где были написаны лучшие её стихи, где появился на свет её сын. Чехия для Цветаевой - Болдино. Через неделю после приезда - ещё вещи не разобраны, и убогость комнатки с видом на огород и несытость - открывается первая «чешская» тетрадь, позже, годы спустя она будет постоянно обращаться к любимой Чехии.
(Ученик читает стихотворение «Каменной глыбой серой»)
Слово учителя:
В 1925году Марина Ивановна приехала в Париж. Во Франции ей было суждено прожить 13,5лет. Здесь Цветаева заявила о себе быстро и энергично. В одном из парижских клубов в 1926году состоялся её литературный вечер, принесший ей триумф и одновременно зависть, и нелюбовь очень многих из эмигрантских литературных кругов. Марина Ивановна сознательно шла на конфликт с не понравившимся ей литературным зарубежьем и никогда не присоединялась ни к одной литературной группировке. Мысленно она не покидала поэтов, оставшихся в России. Во Франции ей многое не нравилось-как не нравилось бы, безусловно, на любой другой чужбине. Менялся её характер; всё сильнее одолевали заботы, не оставалось времени на «чувства», как она выражалась; сердце остывало, душа уставала. Сергей Эфрон всё больше тянулся к Советскому Союзу: он сделался советским разведчиком. В тридцатые годы главное место в творчестве Цветаевой стала занимать проза. В многожанровой цветаевской прозе неизменно присутствовал поэт. Лирические стихотворения по0прежнему были редкими гостями в тетрадях Цветаевой, но всё же, вызванные внутренней необходимостью, появлялись там. Так, была создана своеобразная ода неразлучному верному другу поэта - письменному столу.
(Ученик читает стихотворение «Мой письменный верный стол»)
Слово учителя:
Двойственность её натуры и судьба состояла в том, что она, выражаясь её же словами, была втянута в насильственный брак со своим временем. Она была поэтом, опережающим своё время, но тянулась к уходящей эпохе. «Глядел назад, а шёл вперёд,» - признавалась она. Что до возвращения на родину, Цветаева знала одно: если её муж туда поедет, она последует за ним, как в 1922 поехала к нему за границу.
Время между тем шло, и в марте 1937года дочь Цветаевой Ариадна, исполненная надежд, уехала в Москву. Сергей Эфрон, уже несколько лет работал агентом НКВД, принял участие в одном политическом детективе, получившим широкую огласку. Он искренне стремился верой и правдой Советской родине. Ему пришлось спешно и тайно уехать из Парижа в Москву. Марина Ивановна осталась с Муром (сыном). Их отъезд был предрешён. «Выбора не было: нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась,»- писала она в 1939 году. Цветаева предчувствовала беду, но то, что произойдёт в Москве с дочерью и мужем, даже она не могла предвидеть:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина-
Судьбина
Горькая.
Рябина-
Седыми
Спусками.
Рябина!
Судьбина
Русская.
(Ученик читает стихотворение «Страна»)
Слово учителя:
В Москву Цветаева с сыном приехали 18 июня 1939 года. Её семья воссоединилась, жили на подмосковной даче в посёлке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре-мужа. Цветаевой. Письма её к Л.Берии, написанные в желании хоть как-то повлиять на ход следствия, восстановить справедливость, не просто прошения. Конечно, они никак не повлияли на участь Ариадны и Сергея Яковлевича.
Ученик зачитывает:
Москва. 14 июня 1940г.
Народному Комиссару Внутренних Дел
товарищу Л.П.Берия.
Уважаемый товарищ!
Обращаюсь к вам со следующей просьбой. С 17 августа 1939г. находится в заключении моя дочь, Ариадна Сергеевна Эфрон, и с 10 октября того же года - мой муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Всё это время меня очень тревожила судьба моих близких, особенно мужа, который был арестован больным Подробно о моих близких я уже писала вам в декабре минувшего года. Напомню только, что я после двухлетней разлуки успела побыть со своим мужем совсем мало: с дочерью-2 месяца, с мужем-3,5, что он тяжело болен, что я прожила с ним 30 лет жизни и лучшего человека не встречала.
Сердечно прошу вас, уважаемый товарищ Берия, если есть малейшая возможность, разрешить мне просимое свидание.
Марина Ивановна Цветаева.
Слово учителя:
Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсия Лорки. Работа была прервана; события привели Марину Ивановну в состояние паники, безумной тревоги за сына, полной безысходности. Тогда-то, вероятно, и начала слабеть её воля к жизни.
Восьмого августа Цветаева с Муром уехала пароходом из Москвы в эвакуацию; 18 прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работы.
Что есть час? Что есть год?
Ведь и кратер глохнет!
Скажет тот, скажет тот,
Кто будильник грохнет.
Час пропал, день сгорел,
А будильник - цел.
Были долы-
Выросли горы.
Нынче-в школу,
Завтра - контору.
Где вы, пчёлы?
Где вы, зубрилы?
Нынче в школу,
Завтра в могилу.
На сегодняшний день существуют 3 главные версии самоубийства Марины Цветаевой.
1-й соведущий:
Первая принята сестрой Анастасией Ивановной Цветаевой. Согласно этой версии, Марина Цветаева ушла из жизни, спасая или, по крайней мере, облегчая жизнь своего сына. Убедившись, что сама уже не может ему помочь, более того -, мешает прилипшей репутацией « белогвардейки», она принимает роковое решение, лелея надежду, что Муру без неё скорее помогут. Особенно если она уйдёт так.
2-й соведущий:
Другая версия наиболее аргументирована Марией Белкиной. С одной стороны, считает она, к уходу из жизни Цветаева была внутренне давно готова. Но Белкина вносит ещё один мотив. Это мотив душевного нездоровья Цветаевой, обострившегося с начала войны. « Она там уже, в Москве, потеряла волю,- читаем мы в книге « Скрещение судеб»,- не могла ни на что решиться, поддавалась влиянию любого, она не была уже самоуправляема. Она осунулась, постарела, была крайне растерянной, и глаза блуждали, и папироса в руке подрагивала.»
1-й соведущий:
Наконец, в последние годы появилась третья версия гибели поэта. В ней роковая роль отводится елабужским органам НКВД. Автор версии - Кирилл Хенкин, высказавший её на страницах своей книги « Охотник вверх ногами», изданной первоначально во Франкфурте-на-Майне в 1980 году.
Слово учителя:
Любое самоубийство- тайна, замешанная на непереносимой боли. И редки случаи - если, впрочем, они вообще существуют, когда предсмертные записки или письма объясняют оставшимся подлинные причины, толкнувшие на непоправимый шаг.
31 августа 1941 года.
Яркий солнечный день. Все ушли из дома, кроме неё, и она знала, что ушли надолго. Три записки, оставленные на столе, были лаконичны, но каждое слово из них - выверено.
«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.»
«Дорогие товарищи!
Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто может, отвезти его в Чистополь к Н.Н.Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему и с багажом - сложить и довезти в Чистополь. Надеюсь на распродажу моих вещей.
Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мною он пропадёт. Адрес Асеева на конверте.
Не хороните живой! Хорошенько проверьте.»
«Дорогой Николай Николаевич!
Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только гублю его.
У меня в сумке 150 рублей и если постараться распродать все мои вещи
В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттиском прозы.
Поручаю их Вам, берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает.
А меня простите - не вынесла.
М.Ц.
Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте.»
Стоит отметить, что после смерти Цветаевой никто её сыну не помог. Он погиб на фронте во время войны. Она уходит в последний день лета. Уходит, в конечном счете, потому, что видит себя на грани взнуздания- теми силами, подчиниться которым её дух не может.
Это всегда была её, чисто цветаевская особенность в отношении к смерти. В зрелые годы она постоянно думает и пишет о смерти добровольной. Смерть как протест, если уже не осталось надежды одолеть принуждение. Смерть, если нельзя быть, то есть жить по собственным высшим законам:
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный

Далее двое соведущих под фонограмму А.Пугачёвой «Уж, сколько их упало в эту бездну» зачитывают «Краткая хроника жизни и творчества Марины Цветаевой».













Методическая разработка
урока литературы
в 11 классе














Работу выполнила:
ЧИМБУР Л.С.,
Учитель МОУ СОШ№10
Г. Кулебаки



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315