КВН «Великий и могучий» (внеклассное мероприятие по русскому языку, 5 класс)


КВН «Великий и могучий»
(внеклассное мероприятие по русскому языку, 5 класс)
Две команды.
Вводная часть
- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
Основная часть
- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
1. СТАНЦИЯ ФОНЕТИКА (раздать конверты)
Задание: запишите транскрипцию слов.
1 команда: счастье, смеётся, проведать
2 команда: здоровье, льётся, счёт
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
2.СТАНЦИЯ ЛЕКСИКА
1) Подберите антонимы к словам:
1 команда: радость, быстро, длинный2 команда: громко, правда, низкий2) Отгадайте шарады
Начало слова – лес, конец – стихотворение, А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)
Начало – голос птицы, конец на дне пруда,А целое в музее найдете без труда. (Картина)
3) Что такое омонимы?
Что такое синонимы?
4) Определите лексическое значение слова:
Планёр – безмоторный летательный аппарат
Лиловый – светло-фиолетовый, цвета сирени или фиалки.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
3.СТАНЦИЯ ОРФОГРАФИЯ (раздать конверты)
Вставить пропущенные орфограммы
1 команда: ра..бежаться, отр..сль, ж..нглёр, р..скошный, возл..жить
2 команда: ра..плескаться, р..стовщик, ж..кей, насл..ждаться, предл..гать
Загадки зрителям
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг,Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
4.СТАНЦИЯ МОРФОЛОГИЯ
Определите, к какой части речи относятся слова:
1 команда: бег, полезный, но, чутко, не, дунуть, над, одиннадцать, мы.2 команда: рассказать, крик, под, скверный, поздно, и, ни, они, двадцать. 5.СТАНЦИЯ МОРФЕМИКА (раздать конверты)
Разбор слов по составу:
1 команда:  подснежник, разгребать, прибрежный
2 команда:  настройщик, подбирать, пригородный
Для зрителей викторина:
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
Как  можно превратить слово семя в слово семья?
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
6. СТАНЦИЯ СИНТАКСИС (раздать конверты)
Из слов постройте предложения:
Подлетела синичка к большому дому и звонко постучала клювиком в окно.
Над моим окном недавно свили гнездо проворные и неугомонные трясогузки.
7. СТАНЦИЯ ПУНКТУАЦИЯ (раздать конверты)
Расставить знаки препинания:
Впустите нас хозяюшка переночевать жалобным голоском попросили туристы.
Мой товарищ вдруг громко закричал стой Петька туда плыть нельзя.
8. СТАНЦИЯ ЗАГАДОЧНАЯ
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда,  Двойное р содержит он,А называется… (перрон)
2.  Загадка эта нелегка:Пишусь всегда через два к.И мяч, и шайбу клюшкой бей,А называется….(хоккей).
3. На большие расстоянияМчится он без опоздания,Пишется в конце два сНазывается …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,Я в реке, в тени густой,И в бутылке лимонада,А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,Яркий луч несет меня,Но бывает смысл иной:Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете,Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (мир)
7. В тетради я бываюКосая и прямая;В другом своем значении Я – планка для черчения, И, наконец, пороюВ шеренгу вас построю. (линейка)
8. Белые цветочки вечером расцветают,А утром увядают. (звёзды)
9. СТАНЦИЯ СКОРОГОВОРОЧНАЯ (раздать конверты)
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.