Разработка методического объединения на тему Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка

Методическое объединение

(участники методического объединения сидят за круглым столом)
Добрый день, уважаемые коллеги, представьте, что вы ученики 5 класса. Прозвенел звонок.
Методическое объединение руководитель начинает пантомимой. Здоровается с присутствующими, просит их выполнить какие-либо действия.

- Почему вы не поняли то, о чём я вас просила, ведь мы начинаем каждый урок с подобных действий?
- Что нужно было сделать для того, чтобы вы меня поняли? Как я должна была передать информацию?

Я представила вашему вниманию фрагмент урока-исследования в 5 классе по теме «Зачем человеку нужен язык». Как вы думаете, какой из методов обучения я использовала? (экспериментирование)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, сформулируйте тему нашего методического объединения?

Тема: «Экспериментирование как один из способов формирования исследовательских умений и навыков учащихся»

- Как вы думаете, актуальна ли тема нашего заседания? Почему?

Цель:

- А что следует понимать под исследовательским умениями и навыками? Что нам необходимо развивать в ребёнке, чтобы он приобрел навыки исследования как универсального способа получения новых знаний?
(участники МО записывают свои ответы на интерактивной доске)

Александр Савенков, доктор психологических и педагогических наук выделяет следующие исследовательские умения и навыки.
(шторка – открываются умения и навыки)

Умение:
- видеть проблемы
- наблюдать
- выдвигать гипотезы
- задавать вопросы
- давать определения понятиям
- классифицировать
- экспериментировать
- делать умозаключения и выводы
- структурировать материал
- доказывать и защищать свои идеи


Все эти умения не возникают сами собой – их необходимо формировать и развивать в ходе выполнения специально подобранных заданий. Александр Савенков предлагает свою методику развития исследовательских умений и навыков школьников, где приводит интересные примеры, как можно развить тот или иной навык. Кому будет интересно, этот материал можно найти ..


Я хотела бы поподробнее остановиться на экспериментировании. Почему?

Как сказал Л. Н. Толстой:
Знание только тогда знание, когда оно
Приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Ребята часто с восторгом делятся впечатлениями от экспериментов и опытов, которые они выполняют на уроках химии, физики, биологии. А на уроках русского языка можно проводить эксперименты? Оказывается можно, правда, пересмотрев многочисленную методическую литературу, материалы Интернета, я не нашла какой-либо обобщенной информации о проведении экспериментов на уроках русского языка, их классификации. Поэтому, то, что я хотела бы представить вашему вниманию, является моими наработками, примерами из собственного педагогического опыта.

Я распределила эксперименты по разделам науки лингвистики, которые изучаются в школьной программе.

Фонетика и орфоэпия.
Урок по теме «Что изучает фонетика».
Назовите основную функцию звуков речи? Какую функцию они выполняют? Затрудняетесь ответить? Проведем эксперимент.
- Кто больше? Заменяя каждый раз один звук, образуйте новые слова от данного: [ком] -
- С Ч – над морем я летаю,
С Г – в машине нахожусь,
С М – тебя я одеваю,
С Л – собакою зовусь (чайка, гайка, майка, лайка)
- Сделайте вывод, какую основную функцию выполняют звуки речи?
2. Урок по теме «Слог. Ударение».
Каждый про себя, прочитайте слова, которые записаны на доске. (на доске записаны слова замок, гвоздики.) Нарисуйте то, что вы прочитали. Почему рисунки получились такие разные? Какой можно сделать вывод из данного эксперимента?
3Урок по теме «Слог. Ударение».
Учитель предлагает детям перед пламенем свечи произнести по слогам слова: АПЕЛЬСИН, КОСМОНАВТ.
- Что происходит с пламенем свечи? Почему при произношении слов по слогам пламя свечи колыхалось и наконец, потухло? Какой можно сделать вывод из данного эксперимента?
Если при произношении слова, один из слогов выделяется с большей силой, такое ударение называется силовым.

2. Развитие речи.
1. Урок по теме «Зачем человеку нужен язык».
Зачем человеку язык? Можно информацию передать при помощи рисунков, ведь, если, например, на вывеске магазина мы увидим нарисованную булку, то мы поймем, что это булочная. В процессе общения мы можем использовать жесты, мимику, различные сигналы, например сигналы светофора. (Дети высказывают своё мнение). Проведем эксперимент.
Один из учеников должен нарисовать фразы: Вчера я видел хороший сон. У моего товарища прекрасный характер. Ребята должны отгадать, что это за фразы.
Один из учеников должен при помощи жестов и мимики передать следующую фразу из произведения К. Паустовского «Мещерская сторона»: «Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыл».
- Какой вывод можно сделать из проведенных экспериментов?
2. Урок по теме « Что такое речь».
- Какие условия нужны для того, чтобы речевое общение состоялось?
(дети читают по ролям и инсценируют отрывок из книги Н. Носова «Телефон».

Я взял трубку.
- Алло!
- Алло!
- Слышно?
- Слышно.
- Давай разговаривать.
- Давай. А о чем разговаривать?
- Ну, о чём О чем-нибудь.. Хорошо, что мы купили телефон, правда?
- Правда.
- Вот если бы мы не купили, было бы плохо. Правда?
- Правда.
- Ну?
- Что «ну»?
- Чего же ты не разговариваешь?
- А ты почему не разговариваешь?
- Да я не знаю о чем разговаривать
Какой можно сделать вывод? Какое условие нужно для того, чтобы речевое общение состоялось? (Потребность сказать)

Ученик поет песню «Я на солнышке лежу» ( на вопросы второго ученика не отвечает, а продолжает петь песню)
Второй ученик спрашивает у первого:
- Слушай, а кто твой самый близкий друг?
- У меня – ты.
- Помнишь, как началась наша дружба?
- А я помню
- А знаешь за что я уважаю своего друга?
- Я уважаю его за честность, преданность, доброту, понимание.

Состоялось речевое общение? Какой вывод можно сделать?

Один ученик говорит по-русски, другой по- английский.
1-й: Привет!
2-й: I have a dog!
1-й: Как дела?
2-й: Can you read?
1-й: Я хорошо отдохнул летом, а ты?
2-й: It is summer

3.Урок по теме «Стили речи».
Дети читают текст.
У ручья выросла красавица Роза. На ветку перед ней сел Соловей. С восхищением он смотрел на Розу, воспевая её красоту. Соловьиные трели звучали над ручьем, и тот вторил им тихим журчанием. Но пришла осень. Опали лепестки прекрасной Розы. Ручей унёс их вдаль, и смолкла соловьиная песня.

- Каков стиль текста? Теперь проведем лингвистический эксперимент. Прослушайте тот же текст ещё раз.
У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С восхищением он уставился на Розу, расхваливая её красоту. Соловьиные верещания звучали над ручьем, и тот поддакивал им тихим бульканьем. Но пришла осень. Отвалились лепестки прекрасной Розы. Ручей уволок их вдаль, и заглохла соловьиная песня.
- Изменился текст? Что с ним произошло? Какие выводы можно сделать из данного эксперимента? (Оказывается, красивый, лиричный текст можно безнадежно испортить, если употребить неподходящее по стилю слово).

Лексика
Урок по теме « Однозначные и многозначные слова».
- Могут ли синонимы стать антонимами? Проведем эксперимент.
Подберите синонимы к слову холодный:
Холодный (воздух) – прохладный, свежий;
Холодный (по отношению к людям) – черствый
А что мы можем сказать о словах «свежий» и «чёрствый»? Это антонимы? (Например, свежий хлеб и чёрствый хлеб) Почему такое стало возможно? (всё дело в многозначности слова)

Урок по теме «Лексика. Лексическое значение слова»
Активный и пассивный словарный запас. Детям предлагается записать 10 слов, которые они чаще всего используют в речи, составить презентацию. В классе ребята сравнивают свои слова с теми, которые записали другие ребята. Что получилось? Какой вывод можно сделать?
Урок по теме «Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика. Профессиональные и диалектные слова».
Учитель просит детей рассказать фрагмент сказки «Колобок». Всем сказка понятна? Есть ли такие слова в тексте, значение которых вы не знаете? Затем учитель включает видеозапись, где эту же сказку рассказывает учитель физики, биологии, пожилой человек.
- Проанализируйте сказку с точки зрения лексики, какой вывод можно сделать?











13PAGE 15


13PAGE 14115