НОД Муравьишка спешит на помощь


образовательная область
экология
«Муравьишка спешит домой»
Программное содержание:
Расширять знания о насекомых и их повадках. Сформировать у детей
понятие насекомые.
Учить составлять группы по разным основаниям (особенностям внешнего строения).
Закрепить знания об общих признаках насекомых.
Закрепить умение узнавать насекомых по описанию.
Упражнять детей в умении сравнивать и описывать насекомых.
В подвижной игре осуществить релаксацию отдельных групп мышц.
Развивающая среда: сухой бассейн с шариками; карточки с насекомыми; карандаши; листы с заданием; сказка В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; дидактическая игра «Отгадай, какое насекомое», подвижная игра «муравейник».Ход занятия:
1. Организационный момент
Вос-ль: Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Дети идут друг за другом по группе.
2. Вводная часть:
Вос-ль: Солнце печет-наденем солнцезащитные очки. (Дети «надевают очки»). Поищем на нашей поляне насекомых.
( Дети ищут и называют насекомых и садятся в кружок. Воспитатель предлагает объединить насекомых по признакам: внешнее строение, место обитания, способ передвижения). Паучок.
По белой
Блестящей
Воздушной дороге
Проворно мелькают
То руки, то ноги.
Это обедать спешит паучок,
С клёна на ёлку,
С листка на сучок.
Так ловко и быстро,
Как будто бы в мире
Нету дороги просторней и шире.
А. Кондратьев.
В муравьином доме крышу
Починить пора.
За соломинкою вышел
Муравей с утра.
К ней через дорогу
Добрался не спеша.
Оглядел, потрогал:
Очень хороша!
Ухватился лапками,
Раз и поволок…
Под лопухами-шапками
Домик-бугорок.
Нелегко, но к домику
Тащит всё равно.
Для тебя - соломинка,
А для него – бревно!
Ух как стало жарко,
Даже лоб намок!
Бросил бы, да жалко:
Дом уж недалёк!
А. Кондратьев.
3. Основная часть:
а) загадывание загадок:
В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(Паук).
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи шелк.
(Паук).

За пнем бугорок,
А вползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети.
(Паук).
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи).
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
( Муравьи).
б). Чтение детям отрывка из сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
Беседа с детьми по тексту:
1) Где очутился Муравьишка? (на лугу).
2) Кого увидел Муравьишка на лугу? (паука-Сенокосца).
3) Опишите паука-Сенокосца. ( по тексту).
4) Как муравей забирался на паука? (по тексту).
5) Сколько ног у паука и на что они похожи? (8ног, похожи на спицы).
6) Кто еще помог Муравьишке? ( Жужелица).
Фискультминутка Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
в). Дидактическая игра «Отгадай какое насекомое».
(Дети по особенностям внешнего строения, по местам обитания, по способу передвижения угадывают насекомых).
г). У детей на столе листы с заданиями, карандаши.
1) Что увидел Муравьишка, попрощавшись с Землемером?
Кого он попросил о помощи? (Ответы детей).
2) Расскажи, для чего нужен трактор и эти инструменты.
Укажи, с каких букв начинаются их названия, и соедини букву с
соответствующим ей инструментом.
3) Обведи коричневым цветом паука и раскрась столько кружков,
сколько у него ножек.
Обведи большую букву голубым цветом, маленькую - жёлтым.
Какие слова начинаются с этой буквы?
д). Подвижная игра «Муравейник».
В игровой комнате рассыпаны шарики. Дети одевают шапочки
Муравьёв.
Вос-ль: У ручья, над старым пнём,
Муравей устроил дом.
Поселилась у ручья
Муравьиная семья.
Муравьишки не зевайте,
Место в доме занимайте.
Дети бегают и собирают шарики под музыку. По оканчанию музыки
Дети садятся в бассейн спиной к бортикам, ногами проделывают
в муравейнике входы и выходы.
4. Заключительная часть.
Вос – ль: Закончился наш поход. Мы с вами много узнали о насекомых. Узнали об их повадках. Теперь вы знаете, чем отличаются насекомые, и сможете узнать их по описанию.