Дифференциация приставок и предлогов


Конспект логопедического занятия
Мамаева Альмира Галиевна учитель – логопед высшей категории
Тема: «Дифференциация предлогов и приставок»
Задачи:
Образовательные.
Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.
Развивающие.
Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?
Учащиеся: приставки и предлоги.
Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.
Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?
Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.
3. Повторение ранее полученных знаний.
Учитель: Что такое предлог?
Учащиеся: это слово.
Учитель: Как пишется предлог с другими словами?
Учащиеся: раздельно.
Учитель: Что такое приставка?
Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Учитель: Как пишется приставка со словами?
Учащиеся: слитно.
Учитель: Итак, отправляемся в царство Грамматики

4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.
Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

1. Работа со словом.
Учитель: Прочитайте слова.
Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?
(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом
Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.
Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.
Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.
Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?
2. Упражнение на логическое мышление.
Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева?

3. Работа со словосочетанием.
Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.
(с)катился (с)горы
(по)бежали (по)дорожкам
(про)читал (про)машины
Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.
Назовите слова с приставками.
Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.
Учитель: Как записали приставки?
Учащиеся: слитно.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.
Учитель: Как записали предлоги со словами?
Учащиеся: отдельно.
Физкультминутка.
4. Работа с предложением (текстом).
Учитель: Прочитайте предложения.
(На)дворе была гора.
(В)зале стоит душистая ёлка.
Весь день (на)горе много детей.
(На)ветках игрушки.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Сколько рассказов можно составить из этих предложений?
Учащиеся: 2.
Учитель: О чем будет первый рассказ?
Учащиеся: о горке.
Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Учитель: Как можно озаглавить рассказ?
Учащиеся: Горка.
Учитель: О чем второй рассказ?
Учащиеся: о елке.
Учитель: Прочитайте его.
Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..
Учитель: Как назовем этот рассказ?
Учащиеся: Ёлка.
Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.
5. Подбор предлогов и приставок.
Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.
…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.
Все ребята …бежали …льду …коньках.
Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.
5. Подведение итогов.
Учитель: Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним что такое приставка и предлог.
Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.
Кому было трудно?
Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. Упражнения.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.
…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.
Все ребята …бежали …льду …коньках.
Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.
Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.
Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.
Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.
На стройке.
Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.
Набросился на врага. …кинула …плечи. …вёл …дело …конца. Ставил ведро …кран. …резал замок …дверь. …читал рассказ …конца. …гулял …парку. …ехал …станции. …рисовал …листке бумаги. …плела ленту …косу.