Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР



Игры на развитие восприятия цвета
Игра «Бусы»
Предложите ребенку поочередно выкладывать бусинки в определенной последовательности (красный, желтый, красный и т.д., синий, зеленый, синий и т.д.) по названию взрослого, далее ребенок выкладывает рисунок и самостоятельно называет цвета бусинок.
Игра «Что какого цвета?»
Ребенку предлагают выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т.д.).
Игра «Подбери по цвету»
Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.
Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.
Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т.д.Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
с ЗПР
МДОАУ «Детский сад №1
г. Орска»

Игры на развитие восприятия величины.
Сюжетная игра «Наведи порядок»
Педагог демонстрирует картинки с изображением трех медведей и предлагает ребенку расставить их по росту. Далее педагог показывает конверт, достает письмо:
-Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул… и просят им помочь. Кто же приходил к медведям в дом? Поможем на вести медведям порядок? Давай поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? Как думаешь, куда нужно поместить Мишуткины вещи? А теперь давай наводить порядок.
Игра «Самый высокий, самый низкий»
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: набор брусков разной высоты.
Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).
Игра «Построим лесенку»
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: набор из 8 полосок (полоски отличаются друг от друга на 2 см.) двух цветов (4 красные, 4 – синие).
Содержание: ребенку предлагается «построить лесенку»: разложить полоски красного цвета слева направо по убыванию: в начале – самая длинная полоска, в конце – самая короткая. Затем построить лесенку из синих полосок и разложить их слева направо по возрастанию: в начале – самая короткая, в конце – самая длинная.

Задания на развитие целостности восприятия
Игра «Разрезные картинки»
Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.
Игра «Склеим чайник»
Предложите ребенку «склеить» разбитый чайник из осколков.
Покажите картинку с целым чайником – образец: «Вот такой чайник должен получиться у тебя». (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.
Игра «Незаконченные рисунки»
Цель: развитие умения находить недостающие элементы.
Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например, цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.), карандаш.
Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.
Игра «Наложенные изображения»
Цель: различение изображений по их «наложенным» контурам.
Оборудование: карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов (геометрических фигур, игрушек и т.д.).
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.
Игра «Что перепутал художник?»
В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
Упражнение «Дорисуй фигуры»
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, т. Е. они не дорисованы. Ребенка просят дорисовать их.


Задание на развитие восприятия формы
Игра «Разложи на «кучки».
На 15 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла, большой грузовик и маленькая легковая машинка и т. д. Другой вариант – предметы разной формы).
Вариантом задания может быть игра «Одень клоунов»: ребенку дают большого клоуна и маленького клоуна и одежду к ним.
Игра «Подбери подходящий по форме предмет».
На карточках расположены знакомые предметы: пирамидка, огурец, книга, дыня, арбуз, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо.Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.
Игра «Геометрические фигуры»
На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ребенок выполняет по просьбе взрослого задания:
Покажи все круги, квадраты и т.д.;
Я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
Обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
Покажи большой круг, маленький круг.
Игра «Сложи геометрические фигуры из частей»
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.
Ребенку поочередно предъявляются карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.
Игра «Геометрическое лото»
Для проведения игры следует предварительно подготовить карточки с геометрическими фигурами (треугольники, круги, квадраты) двух размеров (большие и маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые). Предложите ребенку следующие задания:
Задание 1. Покажи круги, треугольники, квадраты.
Задание 2. Покажи маленькие круги, маленькие треугольники, маленькие квадраты.
Задание 3. Выбери большие круги, большие треугольники, большие квадраты.
Задание 4. Выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.
И т.д.