Игры для развития у детей зрительного восприятия


Тема: « Игры и дидактические пособия на развитие зрительного восприятия».










учитель-логопед ГОУСОШ № 358 Михальская А.Н.


Цели работы: Игры направленные на развитие зрительного гнозиса, памяти и внимания и оптико-пространственных представлений, ориентировок.



Игра: « Расшифруй слово по буквам».


Цель: - развитие зрительного восприятия, внимания , мышления, памяти развитие орфографической зоркости, изучение пословиц, закрепление словарных слов .

Ход работы:- Логопед раздает задание, в котором зашифрованы пословицы.
Ребенок должен прочитать пословицы, составляя глаголы, из букв обозначенные цифрой в словарных словах.















Игра: « Составь слово».

Цель: Развитие предметно- зрительного гнозиса, мышления, оптико-пространственных представлений, ориентировок, обогащение словарного запаса, самоконтроля.
Ход работы: Логопед раздает детям карточки (разрезные буквы) в пластиковом конверте, Дети составляют из данных букв слова.
Лексические темы:
-Животные (домашние , дикие);
-Цветы;
-Грибы;
-Посуда;
-Транспорт и т.д.













Игра: « Шрифты»
Цель: развитие оптико-пространственных представлений, аналитико-синтетической деятельности, уточнение и обогащение словарного запаса.
Ход работы: Необходимо выделить на строке буквы, написанные одинаковым шрифтом составить из этих букв слово, записать в тетрадь.


Слова объединены по лексическим темам:

Продукты, напитки.
Фрукты, ягоды.
Овощи.
Злаки, ягоды.
Грибы.
Деревья.













Игра « Ход Конем».

Цель: Развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, орфографической зоркости, самоконтроля, закрепление изученных пословиц.
Ход работы: Логопед раздает детям листы, на которых в таблицах зашифрованы пословицы. Детям нужно расшифровать пословицу, передвигаясь ходом шахматного коня (т.е. буквой «г»). И затем прочитать пословицу.



















Игра: «Сколько котов в Мешке?»

Цель: Развитие зрительного внимания и беглости восприятия слова, оптико-пространственных представлений, аналитико-синтетической деятельности.

Ход работы: Логопед с детьми обыгрывает ситуацию с игрушкой (котом Федотом.) В таблице зашифровано слово- кот. Детям надо отыскать это слово и обвести его.

Текст учителя: Кот Федот целый день составлял из кубиков слово – «кот».
Много слов получилось – не сосчитать. Спрятал он их в мешок и побежал всем показывать. Открыл по дороге мешок, увидел, что все кубики перепутались. Два слова Федот отыскал. Давайте ребята поможем коту найти остальные слова. Обводите слова карандашом, чтобы тоже их не потерять.













Игра: «Буква + слово = новое слово».

Цель: Развитие зрительного внимания, мышления, оптико-пространственных представлений, ориентировки в пространстве, памяти, орфографической зоркости, научить ребенка переконструировать слова.

Ход работы: Логопед задает ребенку ребус, ребенок должен его отгадать.

Текст учителя: Ребята Вы уже знаете, что одна буква может совершенно изменить все слово. Давайте поиграем в игру с такими превращениями. Назовите каждую картинку. А теперь повторите это слово, добавив к нему букву. Если буква стоит слева от картинки – новое слово с нее начинается, Если справа, то слово на эту букву заканчивается.













Игра: « Узнай букву».

Цель: развития зрительного гнозиса, буквенного гнозиса, формирование оптического образа буквы.
Ход игры: Логопед показывает картинку с перечеркнутым контурным изображением буквы, ребенок должен:
- узнать букву;
- соотнести буквы;
-назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
-обвести контуры букв;
- выделить буквы, наложенные друг на друга;
-определить буквы расположенные неправильно;
-добавить недостающий элемент;
-узнать сходные по начертанию буквы;
-прочитать слова, где буквы зашифрованы;
-прочитать слова, написанные разным шрифтом.









Игра: «Необычный алфавит».


Цель: Развитие слухового и зрительного внимания слухоречевой памяти фонематического синтеза пространственных ориентировок.


Ход игры:
1 вариант: Логопед называет число, а ребенок находит букву, соответствующую данному числу ( и наоборот искать число по заданной букве).
2 вариант: Найти букву, число по инструкции типа третья справа в нижнем ряду и т.д.
3 вариант: Логопед называет несколько чисел по порядку, пропуская одно. Дети отыскивают букву, соответствующую пропущенному числу.
4 вариант: Логопед произносит зашифрованное числами слово, дети повторяют цепочку чисел, затем преобразуют их в буквы и произносят или записывают получившиеся слово.








Игра «Найди пару».

Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Ход работы: Логопед дает части слова зашифрованные в двух колонках, ребенок должен соединить части слова так, чтобы получилось новое слово.

Найди пару




Бал-спорт
Бес-трон
Ком-ад
Кол-кон
Пар-пот
Па-еда
Па-чан








Игра: «Из двух - третье».


Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, развитие орфографической зоркости.
Ход работы: Логопед дает части слова, зашифрованные в двух колонках ребенок должен из двух слов составить новое слово.


Из двух - третье


РАК + тина
Корова + нож
Коза + тыл
Ворон +кит
Лис + танец
Перо + Ножи
Долина +ил







Игра: « Расшифруй слово по буквам».


Цель: - развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти развитие орфографической зоркости, изучение пословиц, закрепление словарных слов .

Ход работы:- Логопед раздает задание, в котором зашифрованы пословицы.
Ребенок должен прочитать пословицы, составляя глаголы, из букв обозначенные цифрой в словарных словах.