Презентация на тему Развитие зрительного восприятия


Развитие зрительного восприятияКардашова Т.А. Творчество помогает житьВ наш «жестокий век» мало кто может избежать психологических проблем. На нас тяжким грузом давят страхи, порой одолевает повышенная возбудимость, а то и признаки агрессии. Страдают от всего этого и дети, они даже более беззащитны. Как помочь, скорректировать возникшие «неполадки души»? Есть ли безболезненный способ?Исцеляющая сила искусства известна давно. Живопись, музыка, театр способны оказать на человека благотворное влияние. Они дарят положительные эмоции, избавляют от внутреннего напряжения, помогают переключиться на позитив.Еще лучше, если человек не созерцает, а творит сам, выражая таким образом чувства и освобождая свой внутренний потенциал. Эта деятельность в буквальном смысле лечит, поэтому называется арт-терапией. Многоликая арт-терапияСуществует множество техник арт-терапии. Для психологов здесь просто бескрайнее поле деятельности. Приемы подбираются в зависимости от возраста и проблем. Например, тревожным и гипервозбудимым детям предлагают порисовать на стекле, а затем перенести изображение на лист бумаги (это называется монотипия); агрессивные и замкнутые складывают силуэты, разматывая клубок ниток; а пациенты с заниженной самооценкой рассказывают по кругу интересные истории.В работе часто используются элементы игры, театрализации. Дети – великие фантазеры, и эти виды деятельности им близки и понятны. Творческая атмосфера помогает превратить скучные занятия в настоящую мастерскую талантов. Участники ощущают радость самовыражения, а заодно решают психологические проблемы радость самовыражения, а заодно решают психологические проблемы. Условия успешного проведения изотерапииПеречислим условия подбора техник и приёмов создания изображений, от которых зависит успешность арттерапевтического процесса с детьми:Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изоб­ражения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе ра­боты должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.Условие 3. Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют дея­тельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше сво­боды самовыражения, а значит, неосознанной информации. Рисование ладошкой «Свободный рисунок в круге»Цель: Налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.Материалы: Большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.Инструкция: Детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге. «Рисование по сырому листу»Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски. Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нит­ками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детс­кая инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вре­дительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. При­влечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для психолога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появле­ния сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.      Рисование пластилином.Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми. «Сказка – ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок»Наиболее эффективным методом работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, является сказкотерапия. Она помогает в работе с неуверенными, агрессивными, слишком застенчивыми, детьми; с проблемами ложного стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, неврозами энурезами. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку осознавать свои проблемы и видеть пути их решения.Особое значение придается выбору персонажей для сказки и установлению взаимоотношений между ними. Необходимо включать в сказку героев с отношениями, приближенными к реальным. ИмаготерапияЗанимает не последнее место среди различных видов арттерапии. Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.Применяя имаготерапию в воспитании своего ребенка вы сможете:укрепить и обогатить эмоциональную сферу вашего малыша;разовьете способность общаться;развить способности максимально адекватно реагировать на возникновение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий;развить в ребенке творческий потенциал;развить волевые качества. Библиотерапия В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.  Материалом для чтения могут быть произведения абсалютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии —сказкотерапия,в основе ее лежат сказки с различным смыслом.С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний. Техника каракулей Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту тех­нику можно использовать в работе с гиперактивны­ми детьми  как инструмент развития ценных соци­альных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повы­шения самооценки.Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тон­ких линий на поверхность бумаги.Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неуме­лыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных кара­кулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрак­тной манере. «Рисование клубком» Задачи: повышение самооценки детей с симптомом «не умею рисовать», развитие креативности, диагностика. Ход работы: психолог должен размотать клубок ниток и показать детям, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию, после чего проводится обсуждение. Психолог задает следующие вопросы: — какие буквы ты здесь видишь; — какие фигуры ты здесь видишь; — можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры; — какое блюдо здесь нарисовано; — что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события. В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми. «Рисование истории» Задачи: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктамиСухие листья приносят де­тям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносит­ся рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изоб­ражения на тонированной и фактурной бумаге.Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпу­чих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопь­ев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. В частности, если в кабинете психолога есть песочница, бывают случаи инициа­тивного использования песка.Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, спо­собствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. «Вырезанные формы» Задачи: развитие воображения, актуализация чувств и снятие эмоционального напряжения. Ход работы: ребятам предлагается на листах бумаги начертить какую-нибудь фигуру, затем вырезать ее и создать на ней изображение. Затем рисуется другая фигура, которая тоже заполняется изображением. Когда у каждого есть по 2 готовые фигуры, можно сделать выставку фигур с последующим обсуждением. Ребята должны ответить на следующие вопросы: — зависит ли содержание созданного образа от формы фигуры; — на какие размышления наводит форма фигуры и т. д. «Окружающая среда» Задачи: осознание своих телесных границ, причинно-следственных связей «Коллаж» Задачи: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я~схем», развитие креативности. Ход работы: необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами. Темы могут быть различными, но в контексте данной работы наиболее интересны темы «Грани моего Я», «Я глазами разных людей», «Я глазами родителей», «Я глазами учителей», «Реальное Я — Идеальное Я».