Индивидуальное коррекционное занятие для обучающихся младшего школьного возраста Калейдоскоп эмоций

«Калейдоскоп эмоций»
индивидуальное занятие
для обучающихся младшего школьного возраста

Цели: 1) выявление понимания ребёнком эмоциональных состояний людей,
обучение умению раскрытия образа с помощью цвета;
2) развитие умения соотносить цветовую гамму с образом, его
эмоциональным состоянием, особенностями;
3) обучение восприятию музыки, обучение умению находить
соответствующие ей образы.
Оборудование: - набор пиктограмм;
- иллюстрации предметов;
- запись музыкальных композиций Ричарда Клайдермана
«Ромео и Джульетта» и Чета Аткинса «Аве Мария»;
- цветные жетоны.

Ход занятия

I. Организационный момент. Установление психологического контакта.
Психолог интересуется, как прошёл у ребёнка учебный день; что случилось хорошего за день; что его огорчило. (Если ребёнка что-то огорчило, то необходимо совместно найти решение этой проблемы).

II. Ритуал приветствия
Ребёнок берётся за руки с психологом, смотрит ему в глаза и молча дарит самую добрую, какая есть, улыбку.

III. Разминка
Игра «Доброе животное»
Ребёнок и психолог берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давай послушаем, как оно дышит!» (Прислушиваются к дыханию).
«А теперь подышим вместе!» (Вдох – делаем шаг вперёд. Выдох – делаем шаг назад. Вдох – делаем два шага вперёд, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад. Стук – два шага вперёд, стук – два шага назад. Мы берём дыхание и стук сердца этого животного себе. Мы становимся очень-очень добрыми».
IV. Основная часть
1. Работа с пиктограммами
Ребёнку предоставляется изображение различных эмоциональных состояний, которые переданы с помощью пиктограмм. После их рассмотрения обучающемуся надо определить, где какое состояние.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Вопросы ребёнку:
- Какие взрослые тебе больше всего нравятся?
- Каким чаще всего бываешь ты?
(Далее предлагается подобрать к каждой пиктограмме «одежду», цвет которой (по мнению ребёнка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы).
Предлагаемые цветные шаблоны для «одежды»:













2. Раскрашивание образов и предметов
Ребёнку предлагаются нарисованные образы и предметы, обозначающие полярные понятия.
Психолог предлагает раскрасить:
- сказочную птицу доброго - сказочную птицу злого
волшебника; колдуна;
- волшебный ковёр доброго - волшебный ковёр злого
волшебника; колдуна;
- зонтик, уснув под которым - зонтик, уснув под которым
увидишь только добрые сны увидишь только страшные сны.

3. «Графическая музыка»
Ребёнку предлагается под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Далее просят найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.
Например:


















(Используется музыкальная композиция Р.Клайдермана «Ромео и Джульетта»)

V. Рефлексия прошедшего занятия
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Как ты себя чувствуешь?
Ребёнку предлагается оценить занятие при помощи цветных карточек-жетонов:
1) красная – занятие понравилось, чувствую себя хорошо, доволен собой;
2) синяя – занятие понравилось, но собой не доволен;
3) зелёная – занятие не понравилось, собой не доволен.
(Идёт совместное обсуждение результатов).

VI. Релаксация
(Звучит музыка Чета Аткинса «Аве Мария»)
Наши руки отдыхают
Ноги тоже отдыхают
ОтдыхаютЗасыпают(2 раза)
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело (2 раза).
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы (2 раза),
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык (2 раза).
Дышится легкоровноглубоко
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело (2 раза).
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке
Греет солнышко сейчас
Руки тёплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Ноги тёплые у нас
Дышится легкоровноглубоко
Губы тёплые и вялые
И нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя

VII. Ритуал прощания










Список используемой литературы

1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. – М.:АРКТИ, 2002.
2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2006.
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
удив-ление

гнев

радость






радость

огорче-ние

страх