Коррекционное занятие «Дидактический материал на развитие и коррекцию памяти»


Коммунальное государственное учреждение «Рудненская специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» управления образования акимата Костанайской области
«Дидактический материал на развитие и коррекцию
памяти»
коррекционное занятие
воспитатель группы №3 Анисеня Светлана Сергеевна
Цель: привлечь детей к процессам памяти и ознакомить их с некоторыми особенностями её функционирования.
С древних времён изучению памяти человека и связанным с ней процессам мышления придавалось особое значение. Не случайно в древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемозина считалась матерью муз, покровительницей ремёсел и наук. «Мнемо» в переводе с греческого означает «память».
Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная. Когда идёт урок, учитель объясняет новую тему, вы слышите голос учителя- работает слуховая память; когда вы записываете слова в тетрадь- работает двигательная, зрительная и словесная память.
Когда работают все виды памяти, мы запоминаем 16 слов из 20, когда мы только слушаем- запоминаем лишь 5 слов.
Я предлагаю вам проверить, хорошая ли у вас память. На экране записаны 20 слов:
Мыло,стул,мяч,лодка,банан,ковёр,книга,лес,река,пробка,рыба,парта,дом,ваза,кот,орден,море,школа,трава,зебра.
Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течение 1,5 минут.(Предложить воспитателям) Теперь мы уберём этот список, вам даётся минута, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Затем мы оценим ваши результаты.
- от 18 до 20 слов- великолепно;
- от 15 до 17 слов- это ещё хорошо;
- от 10 до 14 слов- средне;
- меньше 10 слов- вы не умеете пользоваться вашей памятью.
Для того, чтобы вы могли улучшить свою память и умели ей пользоваться, существуют приёмы запоминания, которые называют МНЕМОТЕХНИКОЙ. Может быть кто- то вспомнит, какие правила по предметам школьной программы вы запоминали с помощью таких приёмов?
- Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку «цыц» - правописание Ы-И после Ц.
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан- 7 цветов радуги. Этот приём применяется с прошлого года для коррекции внимания и памяти ( каждому дню недели соответствует свой цвет и мероприятие по циклограмме- на доске вывешивается лист формата А-4 с цветным кругом посередине).
Самое сильное средство в приёмах запоминания- ассоциации. Ассоциации- это связи: между предметами, словами, понятиями.
Первое наше упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов, и у нас это плохо получилось. А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций. Я буду читать те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как- бы подсказкой, ассоциацией для второго.
Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача- запомнить второе слово из каждой пары.
Мыло- мочалка, стул- стол, мяч- футбол, лодка- весло, банан- гроздь, ковёр- самолёт, книга- учебник, лес- сосна, река- разлив, пробка- бутылка, рыба- килька, парта- класс , дом- мама, ваза- букет, кот- собака, орден- герой, море- шторм, школа- дневник, трава- газон, зебра- полоска.
(Воспитатель читает слова на экране, добавляя к ним пары новых слов, которые нужно запомнить- новые слова выводить на экран не нужно.)
А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Максимальное количество слов, которое вы можете запомнить- 20. (Воспитатель читает слова, которые записаны на экране, дети хором называют их пары).
Ну вот видно, что техника ассоциаций очень эффективна. Её можно использовать, например, для запоминания дат. На примере Ледового побоища- 1242год.
Наша задача запомнить следующие даты с помощью ассоциаций:
1812 год- Отечественная война с Наполеоном.
1914 год – начало 1 мировой войны
1945 год – окончание Великой Отечественной войны.
Алгоритм запоминания следующий:- сначала разобьём дату на два числа 12 и 42, для каждой половинки установим связи- ассоциации; -12 – Ледовое побоище- лёд бывает зимой- зимняя сказка «12 месяцев» или в году 12 месяцев- это первое число;
- 42 – номер интерната 43 – минус самая плохая оценка 1.
-1945год- состоит из чисел 19 и 45; 19- 7 часов вечера; 45 – продолжительность урока 45 минут.
А теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили эти даты.
- В каком году произошло Ледовое побоище?
- В каком году закончилась Великая Отечественная война?
- В каком году была война с Наполеоном?
- Начало первой мировой войны?
Интересно креативное упражнение на коррекцию мышления и памяти, которое называется «Аббревиатура» (для детей даётся пояснение слова «Аббревиатура»).
РК – Республика Казахстан; СССР- Союз Советских Социалистических Республик или название нашей группы- города- Союз самых, самых, разных или для более старшего возраста- свобода создания самостоятельного результата;
СБО- социально- бытовая ориентация или снежный барс Отчизны;
ПДД- правила дорожного движения, или – пацаны, давайте дружить, или – папа, дай денег.
ПРИЁМ «ДИДАКТИЧЕСКОЕ ДОМИНО»
Взяв за основу общеизвестную игру- домино, можно предложить варианты её использования на различных учебных предметах. Для младшего школьного возраста это может быть «Таблица умножения». Нарисовать карточки по принципу домино.
25 ! 3х4
12 ! 6х10
60 ! 3х7
21 ! 5х5
Или для старшеклассников – «Русские классики»
Хамелеон !А.С.ПушкинДубровский !Л.Н.ТолстойВойна и мир !Н.В.ГогольШинель !А.П.Чехов
И, последнее, « Память физических действий» ПФД по К.С. Станиславскому.
Упражнение по ПФД представляет собой действия с воображаемым предметом, т.е. необходимо действовать так, как бы человек действовал с реальным предметом. Начинать работу с заданиями по ПФД необходимо с коллективных упражнений. Все сидят в кругу. Предлагается выполнить следующие действия с воображаемыми предметами:
- вставить нитку в иголку;
- слепить снежок;
- развернуть конфету;
- открыть сумку.
Во время выполнения необходимо объяснить, что каждая вещь имеет свой размер, и он не может становиться ни меньше, ни больше.
« Отношение к воображаемому предмету»
Начинает упражнение воспитатель. Передать воображаемый предмет так, чтобы все поняли, какой это предмет и приняли правила игры. Например: « Насыпали» в руки первому сидящему в кругу песок. Важно помнить – сколько песка (много или мало; что песок может рассыпаться, оставаться на руках и т.д.).
После выполнения задания выясняется, все ли поняли. Что они передавали. Затем каждый ребёнок передаёт по очереди воображаемый предмет.
Предлагаются следующие варианты: тяжёлый рюкзак за спиной; поднос со стаканами; тяжёлую сумку.
Я раскрыла вам только частицу секретов памяти. Остальные секреты вы сможете открыть сами, если будете развивать свою память и соблюдать следующие правила запоминания:
Поставь перед собой цель - запомнить надолго.
Будь внимателен, не отвлекайся.
Учи осмысленно, не зубри механически.
Рисуй картинки, схемы, ищи ассоциации.
Большой текст разбей на части, составь план.
Повторяй с перерывами.
Психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом 5 – 10 минут, чем повторять 6 раз подряд. Для этого у нас существуют разминки. Одна из них.
Джон Дул- профессор трёх наук-
Спешил в Карлайль из Гуля
И в речке Уз заметил вдруг
Коллегу Клода Буля
- Сэр, видеть вас- большая честь!-
Профессор Дул воскликнул.
Но что вы делаете здесь
В четвёртый день каникул?! (пауза)
Глотая мелкую волну,
Буль отвечал:
- Сэр Джон,
Я думаю, что я тону,
Я в этом убеждён.
Тогда Джон Дул сказал:
- Да ну?!
Клод Буль обдумал это,
Помедлил
И пошёл ко дну,
Наверно, за ответом. (пауза)
- Простите, Буль
Сейчас июль,
А тёплая ль вода?
- Буль – буль ,-
Сказал профессор Буль.
Что означало «да».
Будем развивать свою память, чтобы не получилось как в стихотворении «Забыл».
- Федя, сбегай к тёте Оле. Принеси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас.
- Ох и долог Федин час.
- Ну, явился, наконец. Где ты бродишь, сорванец?
- Встретил Мишку и Серёжку.
- А потом?
-Искали кошку.
- А потом?
- Потом, нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Поймали щуку. Еле выловили злюку.
- Щуку?
- Щуку.
- Но позволь, а где же соль?!
- Какая соль?