Коррекционное занятие с элементами тренинга для учащихся старших классов. Тема: «Умей противостоять зависимостям»

Коррекционное занятие с элементами тренинга для учащихся старших классов.

Тема: «Умей противостоять зависимостям»

Цели: выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.

Упражнение (разминка)
Игра "Полет в будущее"

Ход игры:

1.Группе объявляется название игры, зачитывается общая инструкция: "Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: "В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни". Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:
-выжить;
-определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде".

2. Вопросы для обсуждения:

Что означают слова "соблазн", "вредные привычки", "зависимость"?
Все ли они одинаково опасны?
Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость?
Какие бывают зависимости?
Что в них общее, а что отличное? И т.д.

3. На доске фиксируется список зависимостей:

Химические зависимости:
алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т.д.

Эмоциональные зависимости (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе):
· постоянно включенный телевизор,
· стремление к риску, азарт,
· откладывать все на потом,
· компьютерные игры,
· постоянное желание разговаривать по телефону,
· постоянное желание спать и т.д.

Психолог: "Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль. Представим себе, что мы в открытом будущем».

Игра «В открытом будущем»

Ход игры:
1.Группа делится на команды по 4-6 человек.
Инструкция командам: «Вот мы и за бортом корабля, теперь нам на практике предстоит узнать, способны ли мы противостоять опасности. Каждая команда в течение 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать - кто-то один). Затем команды меняются местами».

2. Вопросы для обсуждения:

Как себя чувствовали в той и другой роли?
Когда распознали соблазн?
Какие трудности испытывали при противостоянии?
Что помогло успешно справиться с ситуацией?

Психолог: "Мы нашли способы противостояния соблазнам. Давайте поможем людям и составим "Книгу больших идей" с перечнем тех способов, которые помогли нам".

3. "Большая книга идей":

Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.

Умей сказать "НЕТ!" "Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я не смогу сделать это".

Сделайте перерыв и скажите: "Я подумаю об этом и завтра скажу тебе решение".

Используйте перерыв эффективно:
а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие (позвони друзьям);
б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе "Телефон доверия",
у специалиста (психолога);
в) составь план дальнейшего действия.
г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори прямо:
"Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...".
Отказывай так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации.

Поощрите себя за одержанную победу!

Психолог: "Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти, если они не будут улучшать свое настоящее".

Оценивание занятия "голосованием" (На столе стоят две коробочки, на которых написано «Смогу противостоять» и «Не смогу противостоять»), нарезаны два цвета квадратиков «красный» и «чёрный» соответственно, затем психолог подсчитывает голоса и делает для себя вывод, какой процент учащихся может противостоять опасной ситуации и планирует работу с учащимися в этом направлении дальше.