План работы ШМО учителей естественно-математического цикла


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрен:
На заседание МО
учителей естественно-математического цикла
протокол №
«___»________2015
Утвержден:
Директор МБОУ
«Калиновская СОШ»
________Васильева Е.Ф.
«___»________2015
План
работы методического объединения учителей естественно-математического цикла на 2015-2016 учебный год
Председатель мо:
А.Н.Шурыгина
учитель математики и физики
с. Калиновка
2015 год
Анализ работы методического объединения учителей естественно - математического цикла за 2014– 2015 учебный год

В 2014 – 2015 учебном году методическое объединение учителей естественно-математического цикла работало над темой: «Развитие творческих способностей учащихся с учетом интересов и потребностей каждого ребенка». Работа МО была направлена на реализацию следующей цели
«Создание условий для формирования  ключевых компетентностей учащихся средствами  естественнонаучного  образования,  способствующего самореализации и социализации личности, развития  познавательной активности учащихся, умение реализовывать имеющие знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях»
Решались задачи:
1. Повысить квалификацию педагогов по проблемам:
- переход на новые учебные стандарты (формировать ключевые компетентности обучающихся):
- проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у школьников системы ключевых компетенций;
- произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
- внедрить в практику работы учителей ШМО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
- накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
-освоить технологию создания компетентностно – ориентированных заданий;
-совершенствовать формы работы с одаренными учащимися;
-осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся;
2.Способствовать повышению методического уровня  учителей естественнонаучного цикла через изучение требований к современному уроку.
3. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам естественнонаучного цикла, используя деятельностный подход в обучении, организацию проектной деятельности и исследовательскую  работу по предметам естественного цикла;
 4.Использовать возможности учащихся для более полного и свободного развития личности, применять здоровьесберегающие технологии  на уроках и во внеурочное время с использованием ИКТ и интернет ресурсов»
 5.Повышать познавательный интерес у учащихся к предметам  через участие их в исследовательских работах, конкурсах, конференциях, фестивалях;
 6. Формировать у школьников умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
 7.Пополнять страничку сайта « Методическое объединение  учителей естественного цикла»;
В течение года было проведено 9 заседаний ШМО, на которых педагоги делились теоретическими знаниями, методическими находками, опытом работы. Использовались разные формы методической работы: семинары, открытые уроки, мероприятия, обобщение опыта работы, обмен опытом.
В августе на заседании МО анализировалась готовность учебных кабинетов к началу учебного году, рассмотрены рабочие программы по предметам естественно-математического цикла и рекомендованы для утверждения.
В сентябре на заседании рассматривались следующие вопросы « Анализ работы МО в 2013-2014 году. Обсуждение и утверждение плана работы на 2013-2014 год Анализ выпускников 9 –го класса. Анализ входного мониторинга по математике». Шурыгиной А.Н.. был представлен анализ работы ШМО за 2013-2014г, где было указано на низкое качество знаний по предметам естественно-математического цикла. Указаны возможные причины снижения качества знаний уч-ся:
Низкая мотивация у учащихся
Учителя МО не имеют квалификационных категорий, не занимаются самообразованием.
Нет единых требований к устным и письменным ответам уч-ся
Утверждён план работы ШМО на 2014-2015г, в котором были учтены проблемы МО в 2013-2014 году. Был сделан подробный анализ ГИА и даны рекомендации по использованию результатов ГИА в преподавании предметов естественно-математического цикла. Составлен план проведения открытых уроков. Педагоги обсудили переход на новое содержание образования, стандарты нового поколения.
Проанализировали итоги входного мониторинга, где было отмечено, что учащиеся школы плохо владеют вычислительными навыками. Плохо сформированы навыки работы с обыкновенными дробями. Рекомендовано на каждом уроке математики , физики, химии продумывать устный счет.
Октябрьское заседание прошло в форме семинара-практикума на тему: «Педагогические условия успешного освоения учебного материала на уроках предметов ествественно-математического цикла», на котором были рассмотрены следующие вопросы:
1. Анализ выполнения решений ШМО от 29.09.2014 года Шурыгина А.Н.
2 Формирование команды уч-ся к участию во Всероссийской олимпиаде по математике, химии, физики, биологии, географии
3. Педагогические условия успешного освоения учебного материала на уроках естественно-математического цикла
В ноябре ШМО прошло в форме практического семинара, на котором анализировали итоги по математике, химии, физике, биологии за первую четверть, итоги контрольных работ. Рассмотрели вопрос о преемственности в обучении при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс.
На декабрьском заседании рассматривались следующие вопросы
Анализ открытых уроков
Анализ результатов итогового контроля за I полугодие,тематического контроля.
Рассмотрены и утверждены программы « Подготовка к ЕГЭ на базовом уровне»« Подготовка к ЕГЭ на профильном уровне»
В январе заседание МО посвящено теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математике с помощью инновационных программ и технологий», котором был составлен план проведения недели предметов естественно-математического цикла, сделан анализ деятельности МО в I полугодии, анализы открытых уроков и итоговых контрольных работ за 1-е полугодие в 9,11 классах
На февральском заседании проанализировали участие учащихся во Всероссийской олимпиаде, научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Постановили:
1.Продолжить и активизировать работу с одаренными детьми
2. Провести научно-практическую конференцию на предметной недели.В течение года проведён анализ кадрового состава методического объединения учителей естественно-математического цикла: образование, стаж работы, разрядность, прохождение курсовой подготовки, учёт поощрений и награждений педагогов, работа над темой самообразования, ведение внеклассной работы по предмету. Повысил разрядность 1 учитель-Шурыгина А.Н.
Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса:
ИТОГИ ОГЭ 2015
Предмет Дата Кол-во уч-ся Кол-во выполнКоличество оценок % усп% кач% неусср балл Учитель
«5» «4» «3» «2» математика
31.05.15 4 4 4 3 - 100 25 0 3,0 Васильева Е.Ф
Вывод:1. Качество знаний выпускников 9-го класса повысилось по сравнению с 2014.
Результаты итоговой аттестации учащихся 11 класса:
ИТОГИ ЕГЭ 2015
Предмет Дата Кол-во уч-ся Кол-во выполнКоличество оценок % усп% кач% неусср балл Учитель
«5» «4» «3» «2» математика
базовый уровень 01.06.15 5 5 - 2 3 - 100 40 0 3,4 Шурыгина А.Н.
Математика профиль 04.06.15 2 2 100 100 - 50 б-Казанцева Юля;
70б-Гусляков Иван Шурыгина А.Н.
Химия 08.06.15 1 1 100 - 46 б- Гусляков Иван, 54 б- Казанцева Юля Иванова П.Я.
Физика 11.06.15 1 1 100 100 - 65 б-Гусляков Иван Шурыгина А.Н.
Биология 100 100 54 б-Казанцева Юля Вывод: Проанализировав выполнения выпускниками экзаменационных работ , можно сделать вывод, что
1 учащиеся школы плохо владеют вычислительными навыками, затрудняются выполнять действия с обыкновенными дробями.
2 Не сформированы навыки решения текстовых задач.
Отмечаем, учащиеся решают часть С. Выполняют первое задание, второе и третье задания, но допускают ошибки
Результаты контрольных измерений в выпускных классах.
С целью контроля уровня обученности учащихся выпускного класса администрацией ОУ совместно с МО в течение учебного года проводились тесты по математике.
Результаты следующие:
№ Предмет Ф.И.О. класс успеваемость
1
Математика Васильева Е.Ф. 9
75%, качество-25%
2 математика Шурыгина А.Н. 11-базовы уровень-6 учУспеваемость-100% качество-16,6%
3 математика Шурыгина 11-профиль-1 ученик Успеваемость-100%, первичный балл-14, тестовый-40%
Результаты контрольных измерений в невыпускных классах
. В 5 классе проведен контрольный срез по теме «Десятичные дроби». Контролируемый элемент: умение записывать смешанное число в виде десятичной дроби, умение сравнивать десятичные дроби; умение складывать и вычитать десятичные дроби, умение округлять, умение представлять правильную дробь в виде десятичной дроби, умение находить значения буквенного выражения, умение решать текстовую задача с десятичными дробями. Результаты успеваемость-100%; качество-40%. Средний балл-3,4. Составлен подробный анализ контрольной работы по контролируемым элементам (приложение)
Проанализировав контрольные работы в 6- 8 кл. можно сделать вывод: слабо выполнены контрольные работы по математике. Учащиеся плохо владеют вычислительными навыками, не внимательно читают задания, тексты задач. У учащихся 7-го класса не сформированы навыки самостоятельной работы
Низкий уровень учащихся связан с недостаточной сформированностью у учащихся навыков учебной деятельности: выделение главного, применение теоретических знаний на практике, отсутствие умения самостоятельно работать.
Повышение квалификации.
Повышение профессиональной квалификации проходило через открытые уроки и их анализ и самоанализ, через заседания МО школьного и районного уровней. Иваницкая Г.Ф.. проходят курсы переподготовки. Васильева Е.Ф- прошла курсы переподготовки, получила диплом учителя математики. Шурыгина А.Н. прошла аттестацию на 1-ю квалификационную категорию.
Внеклассная работа по предмету.
В течении года учителя предметники проводили внеклассную работу по предметам. В первом полугодии (ноябрь месяц) были проведены школьные олимпиады по предметам. Победители 8-11 классов, школьного тура, были направлены на районную олимпиады. Призёры- Гусляков Иван 11 класс, 1 место по математике..Принимали участие в математической олимпиаде «Кенгуру» . Участников в научно-практической конференции «Шаг в будущее» нет.
С 30.03 2015 года- прошла декада предметов естественно математического цикла совместно с МО начальных классов, где учителя предметники проводили различные мероприятия для учащихся 0-11 классов: математический турнир для учащихся 0-4 классов, «Путешествие в страну чудес» для 4-6 классов; «Поле чудес»- для 5-8 классов; «Счастливый случай»- для 5-7 классов» ; кафе «Физики-химики, математики» для 8-11 классов. В апреле организована и проведена школьная научно-практическая конференция, где учащиеся 2-11 классов выступили со своими исследовательскими работами. Победители: 1 место- Иванов Никита, 7 класс, работа «Быстрый счет» (учитель Шурыгина А.Н.), 2 место-Горбатых оксана-7 класс, работа «Делители чисел», 3 место-Назаров Максим 4 класс.
Вывод.
Проблемы. Это – невысокое качество знаний по математике ; недостаточная организация работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам по предметам, по подготовке к научно-практическим конференциям.
Работа методического объединения учителей естественно-математического цикла признана удовлетворительной: цель и задачи, поставленные в начале 2014 – 2015 учебного года, частично выполнены. Внесены коррективы в методику подготовки к итоговой и промежуточной аттестации учащихся, совершенствовался процесс организации исследовательской деятельности школьников.
В связи с этим определены задачи на 2015 – 2016 учебный год:
Улучшение работы по повышению качества обученности учащихся по предметам в начальной и основной школе
Мотивации учащихся к изучению математики, информатики, физики, биологии, химии. 
Совершенствование методики ведения уроков, применение современных технологии, ИКТ.
Продолжение работы с учащимися, имеющими более высокую мотивацию к изучению математики, информатики, физики, биологии,  химии.
Формирование своего профессионального мастерства.

План работы методического объединения естественно –математического цикла на 2015-2016 учебный год
Методическая тема школы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения основного общего образования».
Тема МО: «ФГОС второго поколения. Универсальные действия: способы формирования средствами учебных предметов»
Цель МО: Способствовать овладению учащимися универсальными учебными действиями, необходимых для применения самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Задачи МО:
1. Совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности, широкое применение всех средств современного обучения.
2.  Повышение профессионального уровня педагогов; внедрение в учебный процесс компьютерных и информационных технологий.
3. Повышение качества изучения программного материала.
4. Продолжить изучение теоретических вопросов внедрения ФГОС – 2.
5. Применять здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса и при подготовке к экзаменам. Продолжить работу по подготовке учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации.
 
6. Через обмен опытом, анализ проделанной работы постоянно заниматься развитием интереса у учащихся к предметам естественно-математического цикла, организацией внеклассной работы по предметам.
Состав методического объединения
Шурыгина Анна Николаевна- учитель физики и математики
Васильева Елизавета Федоровна-учитель математики и информатики
Иваницкая Галина Федоровна-учитель географии и биологии
Иванова Полина Яковлевна-учитель химии
.СВЕДЕНИЯ об учебниках по предметам естественно-математического цикла наук
МБОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа» 2014-2015 уч. год
Ф.И.О. учителя Должность Учебники, автор
-Класс
Шурыгина
Анна
Николаевна учитель математики и физики Алгебра- А.Г.Мордкович
Алгебра- А.Г.Мордкович
Алгебра- А.Г.Мордкович
Геометрия-Л.С.АтанасянГеометрия-Л.С.АтанасянГеометрия-Л.С.АтанасянФизика –А.В.ПерышкинФизика –А.В.ПерышкинФизика –А.В.ПерышкинФизика –А.В.ПерышкинФизика –А.В.Перышкин7
8
11
7
8
11
7
8
9
10
11
Васильева
Елизавета
Федоровна Директор, учитель математики Алгебра – А.Г.Мордкович
Алгебра – А.Г.Мордкович
Геометрия-Л.С.АтанасянГеометрия-Л.С.АтанасянИнформатика-
Информатика-
Информатика-
Информатика- 9
10
9
10
Иванова
Полина
Яковлевна Учитель химии и биологии Химия – О.С. Габриелян
Химия – О.С. Габриелян
Химия – О.С. Габриелян
Химия – О.С. Габриелян
Биология-Н.И.СонинБиология-Н.И.СонинБиология-Н.И.СонинБиология-Н.И.СонинБиология-Н.И.СонинБиология-Н.И.Сонин8
9
10
11
6
7
8
9
10
11
Иваницкая
Галина
Федоровна Учитель математики, географии Алгебра- А.Г.Мордкович
География- Герасимов
География-КаринскаяГеография-Баринов
География -Дронов
География-Максаковский6
6
7
8
9
10
Диагностический лист учителей МО МБОУ «КалиновскаяСОШ» на 2014 – 2015 уч. год
№ ФИО Дата рождения Специальность
по диплому Уч.зав.
Дата оконч. Стаж работы Кат.
разряд Препод.
предмет Тема самообразования курсы
Послед.
аттестац. Награды
звание
общ пед1 Васильева
Елизавета Фёдоровна 09.10.87 Учитель математики БГУ, 2014 год 5 3 б/к математика Формирование УУД учащихся 5 классов через вовлечение в разнообразные формы учебной деятельности
Курсы переподготовки с 2013- года 2 Иваницкая Галина
Фёдоровна 14.10.84 Психолог
Преподаватель психологии по специальности «Психология» Г.Москва Негосударственное образовательное учреждение « Институт государственного администрирования» 8 8 б/к География, биология, математика Различные виды самостоятельной работы на уроке, как одна из форм активизации мыслительной деятельности Обучение
в РИКУиО3 Шурыгина
Анна
Николаевна 9.10.
1959 г. Учитель
физики,
математики БГПИ,
1981 г. 33 33 б\кматематика
«Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики»
2014 год 27.04. 07.02.15 Почётный работник
4 Иванова Полина Яковлевна 10.05.60г Зооинженер БГСХИ,1982 32 25 б\кХимия, биология Развитие творческих способностей и самосовершенствования личности учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках биологии 2006г 07.12.06 -
Планирование работы МО
Направления деятельности
Проводимые мероприятия Ответственные Дата
1
2.
3.
4.
5. Проведение заседания МО №1.
Анализ итоговой аттестации учащихся 9, 11 класса в   2014-2015 учебном году.
Подготовка текстов и проведение входных   контрольных работ.
Составление индивидуального плана   профессионального развития учителей.
Проверка готовности рабочих программ учителей. Шурыгина А.Н.
. CентябрьОктябрь
1
2.
3. Планирование работы по преодолению   пробелов в знаниях учащихся.
Планирование работы с одарёнными и неуспевающими   детьми.
Проведение школьного этапа предметных   олимпиад.
Проверка журналов по технике безопасности   на уроках физики, информатики, химии. Все учителя
-
До 1.10 15г.
В течение месяца
С10 по 15 октября
Ноябрь
1.
2.
3.
4.
5. Контрольные работы по итогам 2 четверти
Проведение заседания МО №2.
Подготовка участников к муниципальному   этапу Всероссийской олимпиады.
Участие в работе районных методобъединений. Все учителя
Шурыгина А.Н..
Все учителя
Все учителя До 04.11.15г.
15.11.15г.
08.11.15г.
В течение месяца
По плану работы РМО
Декабрь
1
2.
3.
4.
5. Участие в муниципальном этапе   Всероссийской олимпиады.
Мониторинг подписки на предметные газеты и   журналы, районные издания.
Проведение срезовых административных   контрольных работ по математике в 5-10 кл.
Диагностика успеваемости по итогам 1   полугодия. Все учителя
.
А.Н.Шурыгина
А.Н.Шурыгина
А.Н.Шурыгина Декабрь
До 05.12.15г.
В течения месяца
декабрь 2015г.
До 25.12.15г.
Январь
1.
2.
3. Участие в работе районных МО.
Утверждение плана проведения декады биологии Все учителя
А.Н.Шурыгина, Иваницкая Г.Ф.
Январь
Январь
Февраль
1
2.
3. Проведение недели биологии.
Открытые уроки учителей Шурыгиной А.Н., Ивановой П.Я., Васильевой Е.Ф..,  
Проведение срезовых административных работ по химии, физике, биологии.
Проведение заседания МО №3 Иваницкая Г.Ф..
Учителя Мо
Администрация школы
А.Н.Шурыгина 5-13 февраля
По плану открытых уроков МО
По плану административного контроля
Март
1
2.
3.
4. Организация итогового повторения и   подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике и физике.
Проведение срезовых административных работ по информатике.
Организация и проведение итоговых   контрольных работ по итогам 3 четверти
Проведение заседания МО №4 Все учителя
Администрация школы
Все учителя
А.Н.Шурыгина
А.Н.Шурыгина В течение месяца
До 24.03.16 г.
До 24.03.16г.
29.04.16г.
Апрель
1
2.
3.
4. Утверждение экзаменационного материала итоговой аттестации  аттестации по предметам по выбору в 5-8 и 10 классах
Обсуждение новинок методической   литературы.
Итоги прохождения курсов повышения   квалификации и профессиональной переподготовки в 2014-2016 уч.году. А.Н.Шурыгина.
Все учителя
Все учителя
А.Н.Шурыгина. 1неделя апреля
10 апреля
20 апреля
апрель
Май
1.
2.
3.
4.
5. Анализ деятельности МО за текущий год и   задачи на следующий год.
Проведение заседания МО №5
Составления перечня учебников на 2016-2017   уч.год по предметам естественно-математического цикла.
О ремонте учебных кабинетов и   материально-техническом оснащении.
Диагностика успеваемости за год. А.Н.Шурыгина.
А.Н.Шурыгина
Все учителя
Все учителя
Все учителя
А.Н.Шурыгина До 01.06.16г.
.
До 15.05.16г.
До 15.05.16г.
До 30.05.16г.
Планирование заседаний МО:
№ Обсуждаемые вопросы Месяц Выступающие
1. Анализ работы методического объединения учителей за 2014 – 2015 уч. год.
Сентябрь А.Н.Шурыгина
Васильева Е.Ф.
Шурыгина А.Н.
Шурыгина А.Н.
Шурыгина А.Н.
Васильева Е.Ф.
Иваницкая Г.Ф.
2. Об итогах сдачи ЕГЭ и по математике, физике химии и биологии; ОГЭ по математике
3. Изучение и обсуждение содержания рабочих программ. Утверждение программ.
4
5
6.
7. Изучение нормативных документов по предметам
Проведение школьного этапа предметных олимпиад.
Подготовка и прохождение аттестации пед. работников
Анализ смотра кабинетов. 1.
2.
3.
4.
5.
Тема: «Составляющие образовательного процесса".
Итоги школьных олимпиад по предметам естественно-математического цикла. Организация  подготовки   обучающихся  к участию в районных олимпиадах.Формы работы с одаренными детьми (обмен опытом).
Теоретический вопрос:
Пути формирования (развития) универсальных учебных действий в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей
 «Коммуникативная подготовка: знание основ делового общения».
Изучение демоверсии, спецификации и кодификатора ЕГЭ по математике, физике, информатике, биологии.  Ознакомление с проектами демоверсий ЕГЭ.
Посещение и анализ открытых уроков по математике  (учитель А.Н Шурыгина, Н.Ф.Гонтова. Т.Т. Голендухина, Васильева Е.Ф.).
Ноябрь
Шурыгина А.Н.
Учителя МО
Васильева Е.Ф.;
Иваницкая Г.Ф.
Учителя МО
Шурыгина А.Н.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
       Доклад «УУД как результат обучения и воспитания обучающихся. Способы их формирования»
Анализ итоговых контрольных работ за полугодие по предметам естественно-математического цикла.
Пополнение предметных кабинетов методическими разработками по подготовке к решению разноуровневых задач по физике и химии.
  
Анализ выполнения лабораторных и практических работ.
Проведение и анализ пробного экзамена по математике в 9 и 11 классах.
Посещение и анализ открытых уроков по химии, географии, физики и информатики Декабрь Васильева Е.Ф.
Учителя МО: математики, химии, географии, биологии, физики
Учителя МО: математики, химии, географии, биологии, физики
А.Н.Шурыгина, П.Я.Иванова, Г.Ф.Иваницкая
Учителя МО
1..
2.
3.
4.
5.
6.
Тема: «Новые педагогические технологии в обучении предметов естественно – математического цикла».1. Цифровые образовательные ресурсы на уроках   предметов естественно – математического цикла.                                                                   
2.Теоретический вопрос: Умение формировать экономическое мышление учащихся, умение организовывать свой труд.                                                                  
3. Развитие творческих способностей учащихся через вовлечение их в проектную деятельность .                 
4. Организация повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ (обмен опытом).                               
5. Итоги пробных экзаменов.                                                                                             
 6. Посещение и анализ открытых  уроков  по математике  у учителей  А.Н.Шурыгиной, Н.Ф.Гонтовой, Т.Т. Голендухиной, Е.Ф. Васильевой
февраль
Шурыгина А.Н.
Васильева Е.Ф.
А.Н.Шурыгина
Гонтова Н.Ф..
Учителя МО
А.Н.Шурыгина
Учителя МО
А.Н.Шурыгина
1
2
3
4
5  Содержание новых программ и учебников (обзор).
Анализ результатов итоговых  контрольных работ по  предметам естественно-математического цикла.
Анализ выполнения теоретической и практической части программ.
Отчет по темам самообразования
Планирование работы МО учителей  естественно-математического цикла на 2016-2017     год.
 
Учителя МО
А.Н Шурыгина, Иваницкая Г.Ф.,Иванова П.Я.
Учителя МО
Учителя МО
Учителя МО май