Классный час на тему Мир без нацизма


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательная средняя школа п. Ручей
Усть-Кутского муниципального образования
Иркутской области
Конкурс педагогического мастерства
«Лучшая разработка урока, мероприятия»
Разработка внеклассного мероприятия на тему
«Мир без нацизма»
Выполнил: Кочнева Е.В.
Классный руководитель 5 класса
п. Ручей
2014г.
Пояснительная записка
В последнее время в современном обществе участились случаи проявления нацизма, фашизма, расизма и др. Яркий тому пример можно видеть в некоторых европейских странах, таких как Польша, Эстония, Латвия, Украина. В современной России на фоне определенных социально-экономических и политических условий проявляются тенденции к фашизации общественного сознания отдельных социальных слоев общества. К числу этих тенденций относятся: рост националистических настроений в массах; образования общественных движений патриотического и национал-патриотического направления.
Одним из условий предотвращения фашизма в России является пересмотр приоритетов национальной политики государства и обеспечение равных условий для жизни представителей всех этнических групп на территории России. Вместе с тем, в рамках закона должны осуществляться самые решительные меры по пресечению всех форм проявлениям ксенофобии, национализма и фашизма. Важным условием предотвращения угрозы фашизма является осуществление мер, направленных на развитие отношений и институтов гражданского общества.
Образовательное учреждение относиться к одному из социальных институтов гражданского общества. Образование обеспечивает воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Поэтому сегодня очень важно донести до подрастающего поколения всю опасность такого явления как фашизм, нацизм, ксенофобия, расизм через проведение различных мероприятий.
Классный час «Мир без нацизма» - это мероприятие, направленное на просветительскую работу в среде подрастающего поколения в отношении неонацизма, ксенофобии и расовой дискриминации, а также, в целом, на выработку навыков толерантности и гармоничной жизни в многокультурном обществе. Классный час может быть проведен в 5-7 классах средней школы.
Цель: привлечение внимания школьников к актуальным проблемам современного общества, таких как недопустимость проявления националистских и нацистских настроений определенной части молодежи.
Задачи:
Образовательные
сформировать у обучающихся представления о событиях Второй Мировой войны, о фашистских захватчиках;познакомить с понятиями: нацизм, геноцид, толерантность.
Развивающие
развитие таких личностных качеств у обучающихся как противостояние нетерпимости, насилию и экстремизму.Развитие способностей смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и другого человека;
формирование ответственности за будущее своей страны;
развитие творческих способностей обучающихся;
Воспитательные
Воспитание подрастающего поколения в духе здорового патриотизма.
План проведения классного часа:
1. Организационный момент
2. Определение темы, цели и задач мероприятия
3. Знакомство с основными понятиями по теме мероприятия
4. Закрепление полученных знаний (создание агитационных плакатов)
5. Подведение итогов
6. Рефлексия
Оборудование: экран, проектор, презентация в программе Power Point, видеофрагменты фильмов «Мы из будущего» и «Обыкновенный фашизм», фломастеры, цветные карандаши, бумага, маркеры, запись песни «Всюду найдется друг».Ход мероприятия
Звучит песня «Всюду найдется друг»
В самом начале мероприятия обучающиеся рассаживаются в группы.
1. Вступление
Слайд 1
Учитель: Мир – это утро, полное света и надежд.
Мир - это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир - это школьный звонок, это школа, в окна которой светит солнце.
Мир – это жизнь.
Здравствуйте, ребята! Очень приятно видеть вас здесь, на нашем мероприятии. Хочется надеяться, что наша встреча пройдет не зря, и вы обязательно узнаете что-то новое и интересное для себя.
2. Определение темы, цели и задач мероприятия
В начале нашего занятия я хочу рассказать вам притчу.
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но, оказалось, он видел там внутри коробочки совсем другое. Как так?
- Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
Как вы считаете, почему, глядя в одну коробочку, люди видели там разные вещи?
(Ответы детей)
Учитель: Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
(Ответы детей)
Учитель: Нет, такого быть не может. У каждого человека есть свое мнение, свой взгляд на вещи, на происходящие события.
Слад 2
Посмотрите на эту фотографию. Какие милые и симпатичные люди изображены на ней. Как вы думаете, какой они национальности?
(Ответы детей)
Учитель: Да, все эти люди разной национальности.
Как вы это определили?
(Ответы детей)
Учитель: Их национальность можно определить по внешнему виду.
Так чем же мы все отличаемся друг от друга?
Обсудите в своих группах этот вопрос и дайте ответ.
После обсуждения в группах появляются ответы:
Цветом кожи;
Цветом глаз и волос;
Овалом лица;
Языком, на котором говорим;
Местом жительства;
Традициями, обычаями.
Слайд 3
Учитель: Как вы считаете, является ли принадлежность к какой-либо нации основанием для выбора кому существовать в этом мире, а кому нет?
Дети выдвигают гипотезы:
Все равны;
Всем людям на земле дано право жизнь;
Ни одна нация не лучше другой.
16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,  форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Можете ли вы назвать себя толерантными людьми? Почему?
(Ответы детей)
Учитель: Вы можете назвать себя толерантными в том случае, если вы уважительно относитесь к окружающим вас людям, если вы принимаете мнение другого человека, если вы не смотрите с презрением на нищего или инвалида, на человека другой национальности.
Толерантность – это способ взаимодействия (общения, сотрудничества)
между людьми на уровне ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК! Без различия расы, пола, языка или религии, но с глубоким уважением к вере, биологической принадлежности и национальности. Любые отклонения от принципов толерантности (в их числе - уважение, терпимость, признание прав и свобод и т.д.) носят пугающие названия – ксенофобия, расовая ненависть, экстремизм.
К сожалению, в современном обществе вражда и ненависть, рознь и неприятие других наций, других людей не исчезли. Понятие, связанное с проявлением нетерпимости, называется  интолерантность.
Слайд 4
К интолерантности относятся: нацизм, фашизм, национализм, ксенофобия, дискриминация, геноцид, расизм.
Знакомы ли вам эти понятия?
(Ответы детей)
Слайд 5
Учитель: Тема нашего классного часа «Мир без нацизма»
Что мы сегодня с вами будем обсуждать, узнавать, делать?
Дети определяют цели и задачи мероприятия согласно теме.
Учитель: Задачи, которые нам необходимо решить:
Узнать что такое нацизм, фашизм;
Узнать характерные особенности нацизма;
Познакомиться с тем, где в истории встречается нацизм;
Узнать существует ли он в современном мире;
Узнать, что нужно делать, чтобы нацизма не существовало.
3. Знакомство с основными понятиями по теме мероприятия
Слайд 6-7
Фашизм как тоталитарное движение зародился в Италии весной в 1919 году и получил название от итальянского слова "fascio", что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. 31 октября 1922 года премьер-министром фашистов был назначен Б. Муссолини. Сразу же после окончания первой мировой войны фашизм появился в Германии. В начале 1933 года главой имперского правительства Германии был назначен вождь национал-социалистической партии Гитлер. Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал национал-социализм или нацизм.
Фашизм и нацизм имеют в основе шовинизм (идеология), но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то нацизм - это теория превосходства одной нации над другой.
А. Гитлер говорил: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».Национал-социалистическая партия Гитлера насаждала в Германии идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.
На слайде вы видите изображения войск и руководителей Германии XX века. В 1941 году Германия развязала агрессивную войну, в ходе которой была разработана и поставлена на поток технология массового уничтожения людей на «фабриках смерти», бесчеловечное отношение к военнопленным и их убийство. В 1946 году, когда на международном судебном процессе по делу над бывшими руководителями гитлеровской Германии, впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.
Посмотрите отрывок из документального фильма М. Рома «Обыкновенный фашизм».
Учитель комментирует кадры из фильма.
Солдаты Германии были такими же, как и все людьми. В свободное от работы (убийства людей) время они веселились, играли, кушали, любили свои семьи. Но их отличало то, что они считали себя великой нацией, достойной жить на земле, а людей других национальностей считали недостойными этого, поэтому они заставляли таких людей работать на них или уничтожали. Главным орудием уничтожения был голод. Организм заключенного, лишенный необходимого количества калорий, истощался. Последствием этого была массовая заболеваемость всеми видами заразных болезней. Напоминающие скелеты заключенные умирали на лагерных улицах, в жилых блоках. Труд был проверенным орудием истребления в лагере. Страдали и умирали после издевательств. Заключенных расстреливали. Уничтожали людей при помощи газовых камер.
Расскажите своими словами, что такое нацизм?
(Ответы детей)
Учитель: Нацизм - мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или народ) и поддерживающее использование репрессивных мер по отношению к остальной части человечества. Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при рождении (изначально по расовым или национальным признакам). Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам называется геноцид.
Геноцид - тягчайшее преступление против человечества. Нацизм, как идеология был осужден в 1946 году. С 1948 года геноцид признан международным преступлением.
Человечество вступило в XXI век. Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Все меньше становиться ветеранов, свидетелей той войны. Вы молодое поколение, дети XXI века. Но сколько бы поколений людей ни прошло по земле, Великая Отечественная война никогда не должна исчезнуть из их памяти. Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир на земле. Войну забывать нельзя. Древние люди говорили, что когда войну забывают, начинается новая, потому что память-главный враг войне.
Слайд 7
Посмотрите на эти кадры. Они сделаны в наше время. Это движение носит название неонацизм. Неонацизм - это общее название идеологии политических или общественных движений, возникших после Второй мировой войны, исповедующих национал-социалистические или близкие к ним взгляды. Молодых людей, которых вы видите, еще называют скинхеды. Несколько лет назад в г. Санкт-Петербург и Москва прокатилась волна убийств на межнациональной почве. Молодые люди жестоко избивали и убивали людей азиатской национальности, армян, негров. Послушайте песню, которая рассказывает об этих событиях (Просмотр видеоклипа «Нет нацизму и фашизму, с которым воевали наши деды»).
На фотографиях и в клипе вы могли заметить фашистскую свастику, которая для нашей страны, больше всего пострадавшей от фашизма, просто не приемлема. Применение фашисткой символики оскорбляет наших дедов и прадедов. Может быть, это внуки и правнуки героев, уничтоживших фашизм, которые забыли своих дедов.
Рассмотрите внимательно этих людей, определите их особенности.
Дети работают в группах и по внешнему виду определяют характерные особенности людей, склонных к проявлению неонацизма.
(Ответы детей)
Учитель: Внешность людей, склонных к проявлению неонацизма: бритая наголо голова или очень короткая стрижка; одежда темного цвета, маска на лице; тяжёлые высокие ботинки, в том числе военные; светло-синие джинсы; военная униформа или её отдельные элементы; нацистская символика; татуировки; нашивки; символика.
Объектами ненависти таких людей чаще всего становятся: бомжи и нищие; негры и темнокожие иностранцы; люди азиатской национальности; мусульмане; евреи; кавказцы; европейцы.
Слайд 8
Как вы считаете, нужно ли говорить в наше время о таких понятиях как нацизм? Для чего это нужно делать?
(Ответы детей)
Учитель: Да, говорить об этом нужно, чтобы обезопасить себя от встреч с опасными, агрессивными молодыми людьми. Чтобы не быть похожими на таких людей, которых мы только что видели. Для того чтобы передавать информацию о нацизме тем, кто о нем еще не знает.
Физминутка
Очень страшно становится, если слышишь жуткое слово – ВОЙНА!Над планетой, над целым миром тянет черные руки она.Разве это нужно кому-то чтоб горели огнем города?Чтобы дети прятались в страхе и забыли про свет навсегда.
О нацизме говорят не только музыканты, но и современные кинорежиссеры, они пытаются донести до нас эту опасность через свои фильмы о войне. Демонстрация первых минут фильма «Мы из будущего».
События фильма происходят в г. Санкт-Петербург. Главные герои фильма - черные копатели - нелегально торгуют оружием, боеприпасами, наградами Великой Отечественной Войны. Один из героев носит майку с фашистской свастикой и имеет татуировку на руке, потому что он не задумывается, не помнит о войне, ему никто не говорил, что это плохо.
Затем демонстрируются последние минуты фильма, где герои возвращаются с поля боя и попадают в настоящее время.
Как вы думаете, что изменилось в сознании наших героев? Почему это произошло? Что хотел донести до нас автор этого фильма?
(Ответы детей)
Учитель: Чтобы и мы помнили о событиях ВОВ и старались противостоять такому явлению как интолерантность, нетерпение по отношению друг к другу, к окружающим нас людям.
Слад 9
А каким образом мы можем помнить?
(Ответы детей)
Учитель:
Чтить память павших воинов;
Помогать ветеранам ВОВ;
Изучать историю ВОВ;
Мирно жить друг с другом;
Уважать друг друга;
Проявлять терпимость.
Как бы вы донесли свои мысли о мире без нацизма до других людей?
С помощью рисунков и плакатов.
Дети в группах создают свой плакат на тему «Нет нацизму»
5. Подведение итогов
После коллективного представления и защиты плакатов, подводится итог классного часа.
О чем мы сегодня с вами говорили, что обсуждали, узнали, делали?
Слайд 10
Мы помним! (что помним?)
Мы знаем! (что теперь знаем?)
Мы не допустим! (чего не допустим?)
В завершение нашей встречи хочется вспомнить слова писателей:
«Кто не помнит своего прошлого, не имеет будущего»;
«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
6. Рефлексия
Скажите, пожалуйста, тема, которую мы обсуждали с вами сегодня, была вам интересна? Вы сегодня узнали что-нибудь важное и нужное для себя? Что?
Использованные Интернет-ресурсы
http://www.9maya.ru/2012/05/09/klassnyi-chas-k-9-maya-oskal-nacizma.html
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/04/stsenariy-otkrytogo-uroka-mir-bez-natsizmahttp://tolerantnost.wordpress.com/metodika/klassnyi-chas-drugoi-ne-znachit-chujoi/http://festival.1september.ru/articles/518092/
http://www.русскоедвижение.
рф/index.php/articles/favourites/1184-raznica-mejdu-fashizmom-i-nacizmom
https://ru.wikipedia.org/
http://www.youtube.com/