Конспект урока музыки Колокольные звоны Руси


Тема урока: Колокольные звоны Руси
Цель урока: приобщение к высоким темам духовной жизни людей.
Задачи:
сформировать первоначальные знания о колоколах, истории их возникновения на Руси, познакомить детей с видами колокольных звонов;
пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины;
развивать интерес к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки
презентация к уроку
записи музыкальных фрагментов , видеофрагмент.
Ход урока.
I. Орг. Момент
II. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа учителя с учениками.
Начинается урок с прослушивания музыкального фрагмента.
(Звучат звуки колоколов).
- Что за звуки?
- Слышали ли вы когда-нибудь колокольный звон?
- Где можно услышать колокольный звон?
- Чему, как вы думаете, будет посвящен на урок?
(Ответы учащихся)
2. Объяснение нового материала. (сопровождается презентацией)
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с колокольными звонами России, послушаем их, познакомимся с композиторами, которые включали колокольный звон в свои произведения. ( Показ презентации.)
(Слайд 1). В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем- то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. (Слайд 2.)
О, РУСЬ ВЕЛИКАЯ, СВЯТАЯ, ЗЛАТОГЛАВАЯВЕКА ЗВУЧАТ ТВОИ КОЛОКОЛАВ ГОДИНУ СТРАШНУЮ, ГДЕ БОЛЬЮ СЕРДЦЕ ПЛАКАЛО,СВЯЩЕННЫМ ЗВОНОМ СБЕРЕГЛИ ТЕБЯ. ЗВУЧАНЬЕМ БЛАГОСТНЫМ СПАСЛИ СТРАНУ ОТ ХАОСА,ПРОСТРАНСТВО ЗВУКОМ ДИВНЫМ НАПОИВ.ТЫ СБЕРЕГИ КОЛОКОЛА, РОССИЯ- МАТУШКА, ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ.(ЕЛЕНА ГОРШКОВА)
Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события. (Слайд 3 – 4 с одновременным прослушиванием муз. файла.)
Как тихо веет над долинойДалекий колокольный звонКак шум от стаи журавлиной,-И в звучных листьях замер он…Ф.Тютчев
Колокола помещаются или на крыше храма, в башнях колоколов, или в звонницах, устраиваемых в арках крыльца или близ храма в особом здании для них, называемом «колокольня». (Слайд 5.)
(Слайд 6.) Колокола в церкви предназначены для того, чтобы:
возвещать о богослужении.
выражать торжество церкви и ее богослужения.
возвещать не присутствующим в храме о службе и призывать их в храм.
(Слайд 7.) Кроме того, колокола имели и иное применение - в сельских церквах служили для тех, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись - спасательный звон. Во время пожаров, приближения неприятеля - набатный звон, был пограничный звон, с колокольным звоном встречали царей, патриархов, победителей в войнах. (прослушивание музыкального файла).
Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных между собою по величине и силе звука:
праздничный
воскресный
полиелейныйпростодневный или будничный
малый колокол.
Кроме того, бывает несколько маленьких колоколов разной величины - зазвонные колокола.
Звон колокола перед началом службы, во время ее и после службы неодинаков. Различают, главным образом, два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется звон, когда ударяют в один колокол или несколько, но не вместе, а поочередно в каждый колокол, тогда благовест называют «перезвон». Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют трезвоном.
Церковный звон, являющийся зовом в церковь, к службе Божьей всегда возвещает радостную, благую весть, поэтому он и назван «благовест».
В праздничные дни за благовестом следует «Красный» праздничный звон.
Куранты – звон, который заменяет часы.
Проводной (погребальный) звон – сопровождал человека в последний путь. Давайте послушаем эти звоны. (Прослушивание музыкальных файлов). (Слайды 8, 9, 10, 11).
Колокола были словно живые. Им, как и людям, давали имена - ГАВРИЛА, ГЕОРГИЙ, ЛЕБЕДЬ, МЕДВЕДЬ… Давайте познакомимся с устройством колокола. (Слайд 12). Обратите внимание на названия частей колокола: корона, голова, поясок, талия, губа, язык… Как будто говорят о человеке… Колокол у нас преследовала та же участь что и праведных людей: колокола истязали, вырывали «языки», отрезали «уши», брали в плен.
Создание колоколов издавна считалось на Руси делом Божьим. Именно этим и объясняется и обилие колоколов, их размеры, и вес.
(Слайд 13). На самой знаменитой в Москве колокольне - Ивана Великого - некогда располагалось 52 колокола, и у каждого колокола был свой звук, да и сами колокола были очень разными и по весу, и по «голосу».
(Слайд 14, 15). В Московском Кремле можно увидеть уникальную работу русских литейщиков – Царь-колокол. Этот крупнейший в мире колокол высотой 6 метров и весом около 200 тонн был отлит из бронзы в 1735 году русскими мастерами Иваном и его сыном Михаилом Моториными. От тяжёлой и кропотливой работы отказались даже французские мастера. Ведь колокол должен был еще красиво и громко звучать. Русские мастера сумели отлить суперколокол.
Колокол находился в земляной яме, в которой проходил весь процесс отлития. Над ямой был сооружен деревянный сарай для прикрытия колокола. Больше года делались декоративные украшения и надписи на царь-колоколе. Работа подходила к концу, когда в мае 1737 года в Кремле вспыхнул пожар небывалой силы, уничтоживший почти все деревянные постройки, конструкции и шатер, закрывавший литейную яму. Колокол раскалился, сбежавшийся народ начал поливать его водой. В результате в теле колокола образовались трещины, и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Сейчас он находится в Кремле. Интересный факт… Царь-колокол так никогда и не звонил. Когда ученые провели эксперимент, как далеко слышен бы был звон этого колокола, оказалось, что его могли бы услышать люди, находившиеся на расстоянии в 120 километров от Москвы ( эти данные были получены в экспериментальной акустической лаборатории).
Насколько большое значение имеет колокольный звон в явлениях нашей русской жизни, можно видеть на примере того, что колокол и колокольный звон были предметом воспроизведения в различных областях нашего искусства. (Слайд 16). Многие композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. (Слайд 17). Модест Петрович Мусоргский написал оперу «Хованщина», где мы слышим звон колоколов. (Слайд 18). Михаил Иванович Глинка написал оперу «Иван Сусанин», где также использовал звучание колокола. (Слайд 19). Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». (Слайд 20). Сергей Прокофьев – «Кантата Александр Невский». С этими операми мы будем знакомиться немного позже, в старших классах.
И, как бы, подводя итог, давайте посмотрим видеофрагмент колокольного звона. (Просмотр видеофрагмента. Во время просмотра учитель обращает внимание учеников на то, каким образом звонарь «работает» с колоколами).(В завершении звучат стихи Елены Горшковой.)
БЛАГОВЕСТ, ПЕРЕЗВОН И ТРЕЗВОНДИНЬ-ДИНЬ-ДОН,ДИНЬ-ДИНЬ-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДОН!УБИРАЮТ БОЛЕЗНИ, СТРАДАНЬЯ,ЭТО БОГА СВЯТОЕ ДЫХАНЬЕ.ЭТО НАША ЗАЩИТА ОТ БЕД,БОЖЬЕЙ МАТЕРИ БЛАГОСТНЫЙ СВЕТ,ЧТО ПИТАЕТ КРАСАВИЦУ-РУСЬИ ХРАНИТ НА ВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ.КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РОССИИУБЛАЖАЮТ БОЖЕСТВЕННЫЙ СЛУХСБЕРЕГИТЕ ИХ, ЛЮДИ ЗЕМНЫЕ,ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЛЯ ВНУКОВ!
(ЕЛЕНА ГОРШКОВА)
3. Работа над исполнением песни «Вечерний звон»,
которую начали разучивать на предыдущем уроке.
4. Закрепление нового материала.
- Что нового узнали на уроке?
- Какой самый большой колокол существует и где он находится?
- Для чего нужны были колокола на Руси?
III. Рефлексия. Подведение итогов.