Рабочая программа кружка «Искусство рукоделия» 5-6 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26














Рабочая программа кружка
«Искусство рукоделия»
для учащихся 5-6 классов











Учитель Скоморохова Л.В.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Истоки способностей и дарова-
ния детей – на кончиках их
пальцев
В.А.Сухомлинский

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества.
Декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 5-6 классов основам рукоделия и рассчитана на 86 часов. Курс обучения рассчитан на два учебных года: в 5 классе – 43 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 43 часа (1 час в неделю).
В программу включено 2 блока: блок «Вышивание» и блок «Вязание крючком». Программа рассматривает простейший способ вышивания - ручной, который является основой вышивания вообще. Вышитые ручным способом вещи неординарны и привлекательны. А вязание крючком способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему. Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия.
Основной целью кружка является формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
1.Образовательные: формировать интерес к декоративно-
прикладному искусству; обучить выполнять задания по образцу; сформировать знания по ручной вышивке и вязанию крючком на уровне применения в сходной ситуации; развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
2.Воспитательные : вызвать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности; воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям.
3.Развивающие: развивать сенсорные и моторные навыки учащихся; развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность, ознакомить их с образцами самых популярных видов вышивки.
4. М о т и в а ц и о н н ы е : создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть - это объяснение нового материала, информация познавательного характера об истории вышивки и вязания крючком, о сувенирах.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение образцов и сувениров. Техника выполнения изделий несложная, а время, затраченное на изготовление,- минимальное, чтобы учащиеся могли быстрее увидеть результаты своего труда. Это способствует развитию их интереса к предмету, побуждает стремление к самостоятельности. Эти изделия найдут практическое применение в быту, оформлении интерьера и т.д.
Обучение на первом году строится так, чтобы школьники хорошо усвоили основные приёмы вышивания и вязания крючком и их условные обозначения, умели четко схематически изображать готовые узоры и мотивы, умели читать схемы.
На втором году обучения кружковцы постепенно знакомятся с новыми приемами вязания и вышивки, новыми узорами и схемами. Задания по выполнению образцов и изделий постепенно усложняются. Для более аккуратного оформления изделий и сувениров предусмотрена тема «Лоскутная пластика».
Занятия заканчиваются подведением итогов работы кружка и организацией выставки.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- начальные сведения о свойствах пряжи, крючках;
- иметь представление о пропорции;
- начальные сведения о цветовом сочетании;
- различать понятия: «рапорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур», «цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столбик без накида»;
- иметь представление о народных традициях разных стран;
- элементарные знания о работе художника по вышивке и вышивальщицы;
- о классификациях вышивок, об инструментах и материалах;
- об уходе за вышитыми изделиями.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- навыки работы крючком;
- пользоваться схемным описанием рисунка;
- изготавливать сувенирные изделия;
- работать по шаблону;
- вывязывать узоры на основе лицевых и изнаночных петель;
- прибавлять и убавлять петли;
- должны уметь выполнять основные виды ручных швов, потайные закрепки и переходы;
- подбирать нитки по цвету и толщине;
- переносить рисунок на бумагу или ткань;
- запяливать канву в пяльцы;
- оформлять готовые работы;
- в процессе обучения ориентироваться на качество изделий;
- должны владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов


Вышивка
32

1
Вводное занятие
1

2
Готовимся вышивать
2

3
Простейшие швы
5

4
Счетная вышивка
5

5
Сувенир «Новогодняя открытка»
4

6
Валентинки
5

7
Сувенир «Подарок маме»
5

8
Сувенир «Пасхальный подарок»
5


Вязание крючком
11

9
Основные приёмы вязания крючком
2

10
Столбики без накида
3

11
Ажурное вязание
2

12
Игольница «Кактус»
3

13
Итоговое занятие
1


Итого:
43

Тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вышивание (32ч)
Вводное занятие (1ч)
Задачи и план занятий кружка. Вышивка как один из видов декоративно - прикладного искусства. Классификация вышивок. Инструменты и материалы необходимые для работы. Правила безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом.
Готовимся вышивать (2ч)
Организация рабочего места. Перенесение рисунка на бумагу или ткань. Подготовка ткани (канвы) к работе. Подготовка пасмы мулине к работе. Разметка размера рисунка. Правила работы с пяльцами.

Простейшие швы (5ч)
Техника запяливания куска ткани. Основные приемы вышивания. Правила отрезания нитки от катушки, вдевание нитки в иголку. Способы закрепления рабочей нити на ткани. Технология выполнения простейших ручных швов. Техника выполнения швов: «вперед иголка» и «шнурок»; «назад иголку» и стебельчатый; тамбурный и петельный. Изготовление игольницы с использованием пройденных швов.
Счетная вышивка (5ч)
Инструменты и материалы. Подбор ниток по цвету и толщине. Правила отрезания нитки и вдевания ее в иголку. Чтение схемы. Подготовка ткани к работе. Разметка размера рисунка. Заправка ткани в пяльцы. Способы закрепления рабочей нити на ткани без узла. Основные приемы вышивания. Простой крест и техника его выполнения. Технология изготовления миниатюр. Оформление готовых работ.

Сувенир «Новогодняя открытка» (4ч)
Ткань: канва Auda. Нитки: мулине. Техника выполнения: простой крест, шов «назад иголку».
Правила раскроя изделий с учетом запяливания. Подготовка канвы к работе, подбор ниток, разметка размера мотива. Запяливание ткани. Закрепление нитки. Практическое выполнение вышивки. Утюжка. Оформление открытки.

Валентинки (5ч)
Виды валентинок. Ткань: канва Auda, лен, х/б ткань, кружева, тесьма. Нитки: мулине цветные. Техника выполнения: простой крест. Выбор рисунка для вышивки. Подбор ниток. Разметка размера рисунка. Запяливание ткани. Практическое выполнение вышивки. Утюжка и оформление готовой вышивки. Раскрой деталей валентинки. Соединение основных деталей. Окончательная отделка изделия.

Сувенир «Подарок маме» (5ч)
Миниатюры - маленькие «шедевры». Ткань: канва Auda, трикотаж бельевой. Нитки: мулине цветные. Техника выполнения: простой крест, шов «назад иголку».
Выбор мотива для миниатюры. Подбор ниток. Разметка размера рисунка. Запяливание канвы. Практическое выполнение мотива. Стирка и утюжка вышивки. Изготовление рамки. Оформление миниатюры.

Сувенир «Пасхальный подарок» (5ч)
Пасхальные яйца. Историческая справка. Технология изготовления. Ткань: канва Auda, тесьма. Нитки: мулине цветные. Деревянные заготовки яиц, клей ПВА, гуашь белая. Техника выполнения: простой крест, шов «назад иголку».
Выбор рисунка. Подбор ниток. Разметка размера рисунка. Запяливание ткани. Закрепление нити.
Практическое выполнение вышивки. Стирка. Утюжка. Техника окрашивания деревянного яйца гуашью. Сушка. Наклеивание вышивки и тесьмы. Окончательная оценка изделия.

Вязание крючком (11ч)

Основные приёмы вязания крючком (2ч)
Вязание - традиционный вид декоративно-прикладного искусства. Историческая справка. Инструменты и нитки. Правила техники безопасности. Положение рук во время работы. Условные обозначения для изображения схем узоров. Основные приёмы вязания: образование начальной петли, воздушных петель цепочки.

Столбики без накида (3ч)
Основные приёмы вязания прямого полотна столбиками без накида. Зарисовка схем. Вывязывание образцов: столбик без накида за переднюю стенку; столбик без накида за заднюю стенку; столбик без накида за две стенки. Вязание закладок.

Ажурное вязание (2ч)
Основные приёмы вязания прямого полотна столбиками с накидом. Составление схем. Вывязывание образцов: столбик с накидом за заднюю стенку; столбик с накидом за переднюю стенку; столбик с накидом и воздушной петлёй; столбик с двумя накидами. Выполнение простейших узлов. Вязание закладок, шарфов.

Игольница «Кактус» (3ч)
Технология изготовления. Нитки: полушерстяные земного и чёрного цвета. Вата. Картон.
Вывязывание полосок. Техника соединения деталей в цилиндры. Сборка отдельных деталей. Прикрепление к подставке. Оформление игольницы.

Итоговое занятие (1ч)
Оценка выполнения изделий. Оформление мини - выставки, на которую собираются все работы учащихся.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов


Вышивка
28

1
Вводное занятие
1

2
Счётная вышивка
3

3
Миниатюры
6

4
Новогоднее панно
5

5
Диванная подушка
6


Лоскутная пластика
7

6
Изделия из лоскута
7


Вязание крючком
15

7
Вязание по кругу
6

8
Декоративные цветы
3

9
Прихватки для кухни
5

10
Итоговое занятие
1


Итого:
43



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вышивка (21ч)
Вводное занятие (1ч)
Народная вышивка в России. Работа художника по вышивке и вышивальщицы. Классификация вышивок. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Уход за вышитыми изделиями. Правила техники безопасности.

Счётная вышивка (3ч)
Организация рабочего места. Перенесение рисунка на бумагу и ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка канвы к работе. Подготовка пасмы мулине к работе. Разметка размера рисунка. Запяливание канвы. Закрепление рабочей нити на канве без узла. Чтение схемы. Полукрест и техника его выполнения.

Миниатюры (6ч)
Миниатюра в современном интерьере дома. Ткань: канва Auda, бельевой трикотаж, сетка, тесьма, кружево. Нитки: мулине цветные. Техника выполнения: простой крест, полукрест, шов «назад иголку», стебельчатый шов. Выбор рисунков для миниатюр. Подбор ниток. Подготовка канвы. Разметка рисунка. Запяливание канвы. Практическое выполнение вышивки. Стирка и утюжка готовой вышивки. Изготовление и украшение рамки. Оформление готовых работ.
Новогоднее панно (5ч)
Сюжет и образы природы в вышитых картинах. Новогодние сюжеты. Ткань: канва Auda. Нитки: мулине цветные. Техника выполнения: простой крест. Выбор рисунка. Запяливание канвы. Практическое выполнение вышивки. Стирка и утюжка готовой вышивки. Оформление готового панно.
5. Диванная подушка (6ч)
Виды диванных подушек. Ткани, используемые для их пошива. Технология изготовления. Ткань: канва Auda, флок, гобелен, синтепон. Нитки: мулине цветные, нитки полиэстер. Техника выполнения: простой крест.
Выбор рисунка для вышивки. Подбор ниток. Разметка размера рисунка. Раскрой деталей канвы с учётом запяливания. Подготовка канвы к работе. Практическое выполнение вышивки. Стирка и утюжка. Оформление готовой вышивки. Раскрой деталей кроя подушки. Соединение основных деталей. Окончательная отделка изделия.
Лоскутная пластика (7ч)
6. Изделия из лоскута (7ч)
Лоскутное шитье. Историческая справка. Инструменты, материалы и оборудование. Организация рабочего места. Характеристика и выбор тканей. Смешение в одном изделии разных по качеству тканей. Изготовление шаблонов для раскроя элементов орнамента. Сплошные и рамочные шаблоны. Раскрой деталей. Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Соединение основных деталей с прокладкой. Окантовка прихватки. Окончательная обработка прихватки. Использование лоскутной пластики для оформления изделий и сувениров.
Вязание крючком (15ч)

7. Вязание по кругу (6ч)
Инструменты и нитки. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Условные обозначения. Основные приемы вязания по кругу столбиками без накида. Основные приемы вязания по кругу столбиками с накидом. Ажурное вязание по кругу. Составление и разбор схем. Вывязывание образцов.

8. Декоративные цветы (3ч)
Декоративные цветы для отделки изделий. Нитки: полушерстяные, хлопчатобумажные разных цветов. Подбор ниток. Технология изготовления. Вывязывание отдельных деталей. Сборка отдельных деталей. Оформление цветов. Составление композиций.

9. Прихватки для кухни (5ч)
Нитки: полушерстяные разного цвета. Техника выполнения: вязание по кругу столбиками без накида, вязание квадратов. Составление и разбор схем. Технология изготовления. Вывязывание прихваток. Вывязывание розочек. Оформление прихваток.

10. Итоговое занятие (1ч)
Оценка выполненных изделий. Оформление мини - выставки, на которую собираются все работы учащихся.







ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:
1. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». 5-7 классы / авт.- сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Припеченкова С. И., Глушкова Э. Ю. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002.
3. Еременко Т. И. Кружок вязания крючком: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
4. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Худож. ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей. Прак. пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. В. Н. Барадулина и О.В. Тангус. – М.: Просвещение, 1978.
5. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Вышивка. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
6. Ярмулавичене О.С. Вязание крючком. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
7. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): учебно-методич. Пособие для учителя. М.: Школьная пресса, 2004.
8. Мазурик Т. А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – Спб.: «Паритет»,2004.
9. Костикова И. Ю. Школа лоскутной техники. М.: Культура и традиции, 1998.
10. Дайн Г. Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев-Посад: Весь Сергиев-Посад, 2008
11. Журналы: «Бурда специаль», «Идеи Сюзанны», «Валентина», «Лена», «Чудесные мгновения» и буклеты.

Для учащихся:
1.Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.
2.Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004.
3. Кожина О. А. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2009.
4. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.












15