План конспект урока по теме Вирусы

Тема урока: Вирусы.
Цель: Продолжать формировать представление о молекулярном уровне организации живой природы, познакомится с Вирусами;
Задачи урока:
- образовательные: продолжать формировать представление о молекулярном уровне организации живой природы, ознакомится с Вирусами.
-развивающие: развивать мышление учащихся путем включения в урок мыслительных операций, вопросов на размышление, вопросов по пройденным темам.
- воспитательные: развить интерес к предмету;

Оборудование: учебник.

Структура урока:
Организационный момент. 1 -2 мин.
Проверка знаний домашнего задания учащихся.. 5-7 мин.
Физ. минутка 1 мин.
Изучение нового материала: 20-25 мин.
Закрепление изученного нового материала. 2-4 мин.
Домашнее задание. 1 мин.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Ход урока:
форма роботы

1. Организационный момент:
Проверка отсутствующих и присутствующих учеников на уроке.
2. Проверка знаний домашнего задания учащихся:
Какие вещества называют катализаторами?
Какую роль играют ферменты в клетке?
От каких факторов может зависеть скорость ферментативных реакции?
Раскрыть понятие фермент - субстратный комплекс
3.Физ. минутка
4. Изучение нового материала.
Строение вирусов. Наряду с одно- и многоклеточными организмами в природе существуют и другие формы жизни. Таковыми являются вирусы, не имеющие клеточного строения. Они представляют собой переходную форму между неживой и живой материей.
Вирусы (лат. virus яд) были открыты в 1892 г. русским ученым Д. И. Ивановским при исследовании мозаичной болезни листьев табака.
Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов (например, герпеса или гриппа) есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, возникающая из плазматической мембраны клетки хозяина.
Поскольку в составе вирусов присутствует всегда один тип нуклеиновой кислоты ДНК или РНК, вирусы делят также на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.
Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Вне клеток организмов они не проявляют никаких признаков жизни. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Размеры вирусов колеблются в пределах от 20 до 300 нм в диаметре.

Хорошо изучен вирус табачной мозаики, имеющий палочковидную форму и представляющий собой полый цилиндр. Стенка цилиндра образована молекулами белка, а в его полости расположена спираль РНК (рис. 16). Белковая оболочка защищает нуклеиновую кислоту от неблагоприятных условий внешней среды, а также препятствует проникновению ферментов клеток к РНК и ее расщеплению.
Рассмотреть цикл развития вируса
Вирусные болезни. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают опасные заболевания многих сельскохозяйственных растений (мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов; скручивание листьев, карликовость, желтуху и др.) и домашних животных (ящур, чуму у свиней и птиц, рак и др.). Указанные болезни резко снижают урожайность культур, приводят к массовой гибели животных. Вирусы вызывают также многие опасные заболевания человека: грипп, корь, оспу, полиомиелит, свинку, бешенство, желтую лихорадку и др. В последние годы к ним прибавилось еще одно страшное заболевание СПИД. СПИД синдром приобретенного иммунодефицита эпидемическое заболевание, поражающее преимущественно иммунную систему человека, которая защищает его от различных болезнетворных микроорганизмов.
Возбудитель болезни вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Геном ВИЧ представлен двумя идентичными молекулами РНК, состоящими примерно из 10 тыс. пар оснований.
Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период. У взрослых он составляет в среднем 5 лет. Предполагается, что ВИЧ может сохраняться в организме человека пожизненно. Это значит, что до конца своей жизни инфицированные люди могут заражать других, э при соответствующих условиях могут сами заболеть СПИДом.
Один из главных путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа половые контакты, поскольку возбудитель болезни наиболее часто находится в крови, сперме и влагалищных выделениях инфицированных людей.
5. Закрепление изученного:
Какое строение имеют вирусы?
Повторить пройденный материал и еще раз проговорить не понятные вопросы.
6. Домашнее задание:
§1.9 Вопросы в конце параграфа






беседа по вопросам
























Рис.16. Схема строения вируса табачной мозаики; 1 нуклеиновая кислота; 2 белковая оболочка;





15