План урока биологии по теме Вирусы

Урок биологии в 11 классе
Тема урока: «Царство Вирусов, разнообразие и значение. Вирусные заболевания. Вирусология наука о вирусах».

Цель урока: изучение особенностей неклеточных форм жизни.
Задачи урока:
Обучающая. Формировать знания о неклеточных формах жизни вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Познакомить с разнообразием вирусных заболеваний и методами их профилактики.
Развивающая. Развивать умения видеть проблему и находить пути ее решения, искать ответы на поставленные вопросы, формировать навыки работы с дополнительными источниками информации.
Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение у учащихся при работе в паре и в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-поиск с использованием технологий развивающего и здоровьесберегающего обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы, схемы, рабочие тетради.

Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний: на уроках мы изучали строение и жизнедеятельность клеточных организмов: прокариотических и эукариотических. Представителей царств растений, животных, грибов, бактерий. Однако существует еще неклеточные формы жизни Вирусы. Что вам известно о вирусах? (задания дано учащимся на предыдущем уроке) Учащиеся рассказывают о том, что им известно о вирусах. Учитель: сегодня на уроке нам предстоит более подробно познакомиться с вирусами и ответить на ряд сложных вопросов.
Основная часть урока. Учитель: немного из истории открытия. Сообщение учащегося об открытии вируса «Табачной мозаики» (демонстрации портрета Д. И. Ивановского и Л. Пастера). Учитель: О каких особенностях вирусах свидетельствует история их открытия? (ответ: о маленьких размерах) С момента открытия вирусов возникло немало вопросов, и сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов. Демонстрация слайда: Цели и задачи: 1. Вирусы это существа или вещества? 2. Они живые или неживые? В течение урока мы будем заполнять таблицу в тетради.
Характерные особенности вирусов.
Сходство с живыми организмами
Отличие от живых организмов
Специфические черты






Учитель: какие определения даны в справочных материалах: «вирион», «капсид», «нуклеокапсид»? (Учащиеся смотрят в словаре новых терминов (работа в парах)) Учитель: Вирусов существует очень много. Предлагаю познакомиться подробнее со строением некоторых из них: организуется работа в группах по учебникам стр. 86 (рис. 22, 23; учебник: «Общая биология» под редакцией Пономаревой И. Н.) После этого организуется беседа, а на экране демонстрируется слайд №1 «Строение вируса» и учащиеся делают обозначения в тетрадях на схематическом рисунке. Учитель: Вирусы очень разнообразны. Они отличаются формой и величиной частиц, типом симметрии. Давайте попробуем провести классификацию вирусов. Как вы думаете, что можно положить в основу классификации? (наличие определенной нуклеиновой кислоты, наличие или отсутствие внешней оболочки, тип симметрии. Демонстрация схемы «Вирусы» (смотри приложение). Учитель: мы убедились, что вирусы не имеют клеточного строения. А как же осуществляются их процессы жизнедеятельности? Сейчас группы учащихся расскажут нам и покажут свои презентации. I группа: работала над темой «Как осуществляется жизненный цикл бактериофага». Демонстрация слайдов и презентация. II группа: Как осуществляется жизненный цикл ДНК-содержащих вирусов? Демонстрируется презентации по заболеваниям, вызываемыми ДНК-содержащими вирусами. По плану: 1. Что поражает и чем опасна болезнь? 2. Симптомы болезни. 3. Профилактика. Презентации по заболеваниям: 1. Герпес 2. Гепатит 3. Оспа 4. Ветряная оспа III группа: Как осуществляется жизненный цикл РНК-содержащих вирусов? Демонстрируется презентации по заболеваниям, вызываемыми ДНК-содержащими вирусами. 1. Энцефалит 2. Краснуха 3. Полиомиелит 4. Корь 5. Бешенство 6. Паротит В процессе знакомства жизнедеятельности вирусов учащиеся заполняют таблицу «Характерные особенности вирусов». После чего формулируют вывод: 1. Вирусы обладают некоторыми свойствами живого организма, находясь в клетке хозяина. 2. Вирусы в свободном виде не обладают свойствами живого. 3. Вирусы это особая группа организмов, занимающих промежуточное положение между живыми организмами и неживой природой. Учитель: А как возникли вирусы? Как вы думаете? (задание дается заранее, проводится обсуждение дискуссия.) Учитель вносит дополнения: 1. До конца происхождение вирусов в процессе эволюции неясно. Они зависят от других организмов, в клетках которых они доступно размножаются, что дает основание предполагать, что они появилис
·ь позже клеточных структур. Предполагают, что они представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, утратившие в результате приспособления к паразитизму, все, без чего можно обойтись (за исключением наследственного аппарата в виде ДНК и/или РНК), и защитного аппарата в форме белкового капсида. Существует целая наука, изучающая вирусы вирусология. Как вы думаете, какова ее главная задача? (ответ: профилактика болезней) Действительно важно научиться предупреждать и лечить болезни. А для этого необходимо знать, как вирус вторгается в ваше тело. - демонстрируется видеоролик «Как вирус гриппа проникает в тело человека. Грипп атакует» (демонстрация на экране. Смотри приложение видеоролик). Кроме рассмотренных вирусов, существует еще группа ретровирусов (обратитесь к словарю новых терминов) демонстрируется презентации учащихся по темам: 1. Возбудители рака 2. Саркомы 3. Лейкозов К ретровирусам относится ВИЧ, который вызывает заболевание СПИД. Учитель: Сейчас мы рассмотрим, как появился этот вирус. Изучение идет по плану: 1. История открытия ВИЧ 2. Строение (модель) вируса СПИДа 3. Причины заболевания. 4. Что происходит при заражении ВИЧ-инфекции, как узнать, что человек заражен? 5. Методы диагностики ВИЧ-инфекции. Профилактика. По этим вопросам учащиеся подготовили сообщения с презентациями. Девизом II части урока о СПИДе «Не погибни от невежества» - должно стать реальностью для каждого человека. Профилактика: 1. Прерывание путей поступления вируса в организм 2. Повышение сопротивляемости организма Рефлексия: Давайте ответим на поставленные в начале урока задачи: 1. Что нового вы узнали о вирусах? 2. Какая особенность вирусов вас больше всего удивила? 3. И все-таки вирус существо или вещество? Домашнее задание: § 16.














Приложения

Словарь новых терминов
Вирусы (от латинского virus – яд), неклеточные формы жизни. Состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида). Открыты в 1892 году российским ученым Д. И. Ивановским. Вирусы внутриклеточные паразиты: они размножаются только в клетке хозяина. (Современная энциклопедия)
Вирусы (от лат. Virus – яд) мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНЕ или РНК) и белковой оболочки (капсида). Форма палочковидная, сферическая и др. Размер 15-350 нм и более.(Большой Энциклопедический словарь)
Вирусы Мельчайшие возбудители инфекционных болезней. В переводе с латинского virus означает яд, ядовитое начало. До конца XIX века термин вирус использовался в медицине для обозначения любого инфекционного агента, вызывающего заболевание.(Медицинская энциклопедия).

ВИРИОН отдельные вирусные частицы, симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов.
КАПСИД это внешняя оболочка вируса, состоящая из белков. Капсид выполняет несколько функций:
Защита генетического материала (ДНК и РНК) вируса от механических и химических повреждений.
Определение потенциала к заражению клетки.
На начальных стадиях заражения клетки: прикрепление к клеточной мембране разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.
НУКЛЕКАПСИД внутреннее содержимое, состоящее главным образом из нуклеиновой кислоты (ДНК и РНК).
РЕТРОВИРУСЫ (лат. Retroviridae) семейство РНК-содержащих вирусов, заражающих преимущественно позвоночных. Наиболее известный и активно изучаемый представитель вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
ДНК-СОДЕРЖАЩИЕ ВИРУСЫ это вирусы, у которых геном представлено дезоксирибонуклеиновой кислотой и репликация идет посредством ДНК-зависимой ДНК-полимеразы, без использования промежуточного звена-посредника РНК. ДНК у этих вирусов может быть двуцепочечная (двуниетевая) или одноцепочечная (однониетевая), с последующим увеличением до двуцепочечной в клетках хозяина. ДНК имеет линейную форму или кольцевую.
БАКТЕРИОФАГ вирус бактерии.
ОБРАТНАЯ ТРАНСКРИПТАЗА фермент, который осуществляет синтез двухцепочечной ДНК на матрице вирусной РНК.
ГЕНОМ совокупность всех генов.
ИНТЕГРАЦИЯ встраивание ДНК в хромосому клетки-хозяина.









Луи Пастер
Дмитрий Иосифович Ивановский








Луи ПастерДмитрий Иосифович Ивановский15