Открытый урок Вирусы — неклеточная форма жизни


Урок биологии на тему:
«ВИРУСЫ – НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ».
Дата: 2016 г. Группа О – 6
Профессия : мастер по обработке цифровой информации
Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, эволюционном происхождении, классификации, жизнедеятельности, значении.
Образовательные:
Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
Изучить строение и классификацию вирусов;
Изучить жизненный цикл вирусов;
Познакомить учащихся с основными вирусными заболеваниями растений, животных и человека, сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
Развивающие:
Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
Развивать умения : видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;
Развивать коммуникативные умения учащихся;
Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;
Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока – комбинированный урок
Форма урока: урок-поиск с использованием раздаточного материала
Оборудование: учебник В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеев «Общая биология» (стр. 27-29), раздаточный материал на каждую парту с информацией о разных вирусах, листы с заданиями у каждого на парте.
Ход урока:
1. Организационный момент. Знакомство с рабочими листами. (Приложение 1). 1-2 мин.
2. Сообщение темы урока и цели занятия. 1 мин.
3.Актуализация знаний. Ответы учащихся на вопросы о свойствах живого, что им известно о вирусах. 5 мин.
4. Начальная мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса : «Вирус – живое существо или вещество?». 1мин.
5. Изучение нового материала. 24 мин.
Рассказ учителя об истории открытия вирусов. 4 мин.
Работа класса с учебником, информационными листами , выполнение заданий, последующая фронтальная беседа. 20 мин.
1) Строение вируса;
2) Классификация вирусов;
3) Жизненный цикл вируса;
4) Характерные особенности вируса (заполнение таблицы);
5) Гипотезы происхождения вирусов;
6) Вирусные заболевания человека, животных, растений (заполнение таблицы).
6. Обобщение и систематизация изученного материала 6 мин. Заключительное слово учителя. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока : «Вирус – живое существо или вещество?». Выводы учителя совместно с обучающимися.
7. Итоговая часть занятия. Подведение итогов, выставление оценок . 5 мин.
8. Сообщение домашнего задания 1 мин.:
Д/З § 1. 2.3, стр.29, №6. Подготовить сообщения о вирусах СПИДа, гриппа и гепатита, познакомиться с актуальной проблемой современности – возможными последствиями глобальной экологической катастрофы связанной с эпидемией СПИда и с эпидемией свиного гриппа.
Литература:
1. Голубев Д.Б. Солоухин В.З. Размышления и споры о вирусах. – М.: Молодая Гвардия, 1999 год.
2. Общая биология: Учебник Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. - М: Дрофа, 2004.
3. Открытая биология. Электронный учебник, версия 2.6 Д.И. Мамонова, под редакцией А.В.Маталина. 2005 г.