Рабочая программа по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Рассмотрено»
на заседании МО
________________________
протокол № _______
от « »____________ 2016г.
Руководитель МО __________ ____________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______ Узденова Ф.А.
«___»________ 2016г.
«Утверждаю»
Директор ГКОУ «ШИСОО№1»
________Захохова Б.Ж.
«___» __________ 2016г.
Рабочая программа
по литературному чтению
(с использованием дистанционных образовательных технологий)
4 класс
специальное (коррекционное) обучение VIII вида
(68 часов)
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Кульчаева., учитель начальных класов
г.о. Нальчик
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)
Для реализации рабочей программы используется учебно - методический комплект: учебник (С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2011г. – 158с.)
Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. В каждый год обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Сначала обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. С выразительностью речи умственно отсталые обучающиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Цели программы: - закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами; - коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
- формировать нравственные качества обучающихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 №273-ФЗ;
2. Адаптированная образовательная программа основного общего образования;
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:1-4 кл.: /Под ред. В.В. Воронковой; 4 издание. – М.: 2006г.
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ от 10.04.2002 № 29/2065-п).
5. Учебный план ГКОУ «ШИСОО №1» Минобрнауки КБР на 2016-2017 учебный год.
Отличительная особенность реализации программы
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса предназначена для детей-инвалидов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся в ГКОУ «ШИСОО №1» с помощью дистанционных образовательных технологий Минобрнауки КБР.
Обучение ведется дистанционно. При данной форме обучения сохраняются все закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы: доступности, систематичности,и последовательности, наглядности.
Принцип сознательного в условиях компьютеризованного учебного процесса обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемых учебных дисциплин и разработки собственной стратегии достижения учебной цели.
Принцип доступности при компьютерном обучении реализуется благодаря широким возможностям компьютера по предоставлению обучающимися разнообразной занимательной литературы, вспомогательной справочной информации и индивидуальной информационной поддержке.
Принцип систематичности и последовательности на данном курсе воплощается посредством управления учебной деятельностью через определенную, предусмотренную программой последовательность подачи учебного материала, подлежащего усвоению.
Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в условиях компьтеризированного обучения учебного процесса приобретает практически гарантированный характер, благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях и наглядности изучаемого материала.
Данная программа позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получить полноценное развитие и образование без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникаций. Дистанционная форма обучения дает возможность:
развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
развития абстрактного мышления, памяти, воображения;
формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Материально-техническое оснащение занятий: для занятий обучающемуся необходимо рабочее место, оборудованное компьютером, подключенным к высокоскоростной сети Интернет с достаточным программным обеспечением (текстовой и графический редактор и пр.). Компьютерный комплект оснащен эппловской современной системой Macintosh, подключен к сети Интернет, есть микрофон, сканер, принтер, наушники, веб-камера.
Основные форма организации учебного процесса - on-line урок с использованием дистанционных образовательных технологий.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа по развитию устной речи рассчитана на 70 (68) часов, 2 часа в неделю в 4 классе.
Календарно-тематическое планирование.

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
I. Раздел «Листья пожелтелые по ветру летят» (10ч) 1 А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» 1
2 Ф.Тютчев «Листья». 1
3 По Г.Граубину «Как наступает листопад». 1
4 А.Гонтарь «Осень в лесу». 1
5 С.Прокофьева «Подарки Осени» 1
6-7 По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях) 2
8 Е.Носов «Хитрюга» 1
9 Н.Сладков «Осень». 1
10 Г.Снегирёв «Бурундук». 1
II. Раздел «Раз, два – начинается игра!» (6ч) 11 Считалки. 1
12 М.Бородицкая «Щи- талочка» 1
13 Л.Пантелеев «Карусели». 1
14 Д.Хармс «Игра». (Отрывок) 1
15 В.Левин «Чудеса в авоське» 1
16 Внеклассное чтение. Н.Носов «Затейники» 1
III. Раздел «Будем делать хорошо и не будем - плохо» (16ч 17 «Не моё дело!» (Китайская сказка) 1
18 И.Крылов «Чиж и Голубь» 1
19 Л.Толстой «Два товарища» 1
20 Л.Пантелеев «Трус». 1
21 Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». 1
22 В.Сафронов «Подвиг» 1
23-24 Ю.Ермолаев «Силач». 1,2 части 2
25 По В.Осеевой «Самое страшное» 1
26-27 К.Киршина «Вот какая история». Работа над рассказом 2
28-29 По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части. 2
30 А.Барто «В театре» 1
31 Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо 1
32 Внеклассное чтение. По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка) 1
33-34 Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) 2
35 С.Прокофьева «Подарки Зимы» 1
36-37 Г.Харлампьев «Жадная сорока». Работа над развитием речи. 2
38 З.Александрова «До свидания, зима!» 1
V. Раздел «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! » (8ч.) 39-41 «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части. 3
42 Г.Сапгир «Рабочие руки». 1
43-44 Н.Носов «Заплатка». 1,2 части. 1
45 А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое» 1
46 Г.Виеру «Хлеб с росою» 1
VI. Раздел «В окно повеяло весною…» (6ч.) 47 А.Плещеев «Весна». А.Майков «Ласточка примчалась» 1
48 К.Ушинский «Ласточка». 1
49 А.Н.Толстой «Весенние ручьи». 1
50 С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам». 1
51 В.Сафронова «Весна». 1
52 Внеклассное чтение.
Н.Сладков «Ивовый пир». 1
53-55 «Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части. 3
56 Л.Толстой «Как боролся русский богатырь». 1
57-59 По О.Орлову «К неведомым берегам». 1,2,3 части. 3
60 По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».
1
VIII. Раздел «Видно не напрасно называют лето красным» (10ч). 61 Г.Греков «Летом» 1
62 С.Прокофьева «Подарки лета». 1
63 По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи». 1
64-65 По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части. 2
66-68 По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части. 3
69 Вс.Рождественский «Одуванчик». 1
70 Внеклассное чтение. По А.Смирнову «Малина». 1
Итого: 70
Список литературы
1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М.,2010.
Воронкова В.В. «Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.
Коренев А.Н. « Нарушения чтения и письма у детей» /А.Н.Коренев.— СПб.: Речь, 2006.
Костромина С.Н., Л.Г.Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению».— М.,2008.
Лалаева Р.И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы».— М.: Просвещение, 2010.
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах».— М.: Просвещение, 2007.
«Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей/под ред.В.Г. Петровой.— М.: Просвещение, 2007.
Интернет - ресурсы:
kinder.ru — сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов;
agakids.r — детский поисковик, всё для детей;
predkov.net - детский сайт;
child-cat.ru — разные детские ресурсы интернета;
geocities.com — большая коллекция оригинальных головоломок, задач с подвохом, загадок и викторин для детей;
ynpress.ru — иллюстрированные странички с рассказами об исторических местах города Москвы для детей.
Цифровые образовательные ресурсы
http://school.do-rcnttu-kbr.ru/ - Информационно образовательная среда РЦ ДОДИ
www.school-collection.edu.ru – Коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.proshkolu.ru – Школьный портал
http://festival.1september.ru/ – Фестиваль педагогических идей
http://www.luchiki.ucoz.ru – Русский мир образования
http://www.pedsovet.su – Сообщество взаимопомощи учителей
http://www.nachalka.info – Начальная школа
http://www.uchportal.ru/load- Презентации для начальной школы
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
2. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
4. Единая коллекция - httpHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"://HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"collectionHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/".HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"crossHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"-HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"eduHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/".HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"ruHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"/HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"catalogHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"/HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"rubrHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"/HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"fHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"544HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"bHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"3HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"bHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"7-HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"fHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"1HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"fHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"4-HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"5HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"bHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"76-HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"fHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"453-552HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"fHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"31HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"dHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"9HYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"bHYPERLINK "http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/"1645.Российский общеобразовательный портал - httpHYPERLINK "http://music.edu.ru/"://HYPERLINK "http://music.edu.ru/"musicHYPERLINK "http://music.edu.ru/".HYPERLINK "http://music.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://music.edu.ru/".HYPERLINK "http://music.edu.ru/"ruHYPERLINK "http://music.edu.ru/"/6.Детские электронные книги и презентации - httpHYPERLINK "http://viki.rdf.ru/"://HYPERLINK "http://viki.rdf.ru/"vikiHYPERLINK "http://viki.rdf.ru/".HYPERLINK "http://viki.rdf.ru/"rdfHYPERLINK "http://viki.rdf.ru/".HYPERLINK "http://viki.rdf.ru/"ruHYPERLINK "http://viki.rdf.ru/"/7.Уроки мир вокруг нас. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
CD-ROM. «Литературное чтение». Программно-методический комплекс»
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
читать про себя;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
читать отрывки по ролям;
пересказывать прочитанное полностью и выборочно.
Обучающиеся должны знать:
знать наизусть 7-8 стихотворений.