Урок по баскетболу Ловля и передача мяча от груди

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Школа : МАОУ СОШ №40 г. Набережные Челны , Татарстан Преподаватель: Нестерова Татьяна Петровна
Предмет: Физическая культура. 5 класс.
Тема урока: Баскетбол
Тип урока: образовательно-тренировочный
Цель: Дать представление о занятиях баскетболом, техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди, ведении мяча.
Образовательные задачи (предметные результаты):
1.Познакомить со значением слов «ball», « basket», правила соревнований по мини-баскетболу.
2. Обучить технике выполнения ловля и передача мяча двумя руками от груди, ведение мяча по прямой.
3. Способствовать развитию физических качеств (быстрота, ловкость) на основе баскетбола.
Оздоровительные задачи:
формирование правильной осанки, культуры двигательной активности обучающихся на уроке.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1. Формировать умение контактировать с со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности (КУУД).
2. Развивать умение контролировать и давать оценку двигательным действиям своим и одноклассников (РУУД).
3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, используя терминологию физической
культуры (ПУУД).
Воспитательные задачи (личностные результаты):
1. Формировать самооценку и умение личностно самоопределяться в игровой и соревновательной деятельности.
2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, внимательность друг к другу, творчество, упорство в достижении
поставленных целей.
Метод проведения: фронтальный, поточный, групповой, в парах, игровой
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь и оборудование: мячи баскетбольные, свисток.
Время: 45 минут.
Планируемый результат:
Предметные умения: обучение техники выполнения ловли и передачи мяча двумя руками от груди, ведение мяча по прямой
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные действия: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самооценки.
Познавательные действия: владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом; владение знаниями о способах профилактики нарушения осанки средствами физической культуры.
Коммуникативные действия: владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности


Этап образовательного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащегося



Личностная
Регулятивная
Познавательная
Коммуникативная

1
2
3
4
5
6

Организационно-мотивационный момент
Подготовительная часть (8минут)
1.Организация урока.
Назовите спортивные игры с мячом
Какой маленький мяч.Самый большой..
Какие мячи у нас сегодня на уроке вы видите
Кто сможет назвать перевод слова баскетбол с английского языка «ball» (мяч), « basket», (корзина).
Как вы считаете, дети, какие физические качества развиты у игроков, которые играют в баскетбол? (быстрота, сила, ловкость).
Кто, сейчас сможет назвать, цель нашего урока. (Совершенствование физических качеств: быстроты, ловкости и силы в играх с б/б мячами)
Обобщение. Сегодня мы повторим ловлю и передачу мяча от груди, ведение мяча и постараемся используя эти мячи в играх развить ловкость, быстроту, а в дальнейшем уметь хорошо играть в баскетбол.
2. Разновидности ходьбы (на носках, на пятках)
3.Разновидности бега (равномерный, змейкой, по диагонали с заданиями – приставными шагами, спиной).
4.Ходьба (упр. на дыхание, на осанку) каждый проверит и оценит себя «Я умею ходить ровно, правильно».
5. Перестроение в 2 шеренги
Начнём разминку. Как вы считаете, для чего мы делаем разминку?
6. ОРУ на месте с б/б мячом .
Кто скажет с какой части тела мы начинаем делать разминку?

Построение. Приветствие. Сообщение цели и задач урока.
Задать вопросы для формулировки цели
Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока
Напомнить правила ТБ в процессе урока.

















Перестроить обучающихся в две шеренги

Установить роль разминки при подготовке организма к занятию с мячом
Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса на готовность к работе с баскетбольным мячами


Прогнозирование- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик

Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп

Общеучебные - использовать общие приемы решения задач

Общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


Обсудить ход предстоящей разминки

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем

Осмысление
Основная часть (32 минут)
1. Ведение мяча (8мин.) Напомнить ТБ
- стойка баскетболиста ;
- ведение мяча правой и левой рукой на месте;
- ведение мяча правой и левой рукой в движении по прямой
2. Ловля и передача мяча двумя руками от груди (6мин.)
- стойка баскетболиста;
- правильное расположение рук при ловле и передаче мяча двумя руками от груди;
- ловля и передача мяча двумя руками от груди
3. Игровые задания в парах (8мин)
- ведение мяча правой (левой) рукой до партнера, и обратно. Передача мяча двумя руками от груди;
- «Догони». По сигналу учителя первые ведут мяч, а вторые стараются запятнать их, 3-4 раза и меняются ролями.

4. Подвижная игра «Гонка мячей по кругу» (5мин.)








5.Правила соревнований игры мини-баскетбол (5мин.)


Объяснить технику изучаемых игровых приемов и действий, добиться их самостоятельному освоению, выявить и устранить типичные ошибки.

Моделировать технику освоенных игровых действий и приемов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.


Перестроить обучающихся в 2 круга

Напомнить технику безопасности при выполнении ловли и передачи мяча

Объяснить правила игры мини-баскетбол

Описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, повторять и осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки.

Применять правила подбора одежды для занятия спортом и использовать игру баскетбол в организации активного отдыха.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия с баскетбольным мячом для комплексного развития физических способностей.

Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.


Коррекция - адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок.



Целеполагание - преобразовать познавательную задачу в практическую


Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола


Общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решении задач.



Информационные - искать и выделять необходимую информацию из различных источников в игре баскетбол








Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий






Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников с элементами баскетбола

Рефлексия
Заключительный (5минут)
1.Упражнения на растяжение
И.п. - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены в замок 1-2 –наклон влево, 3-4 - наклон вправо 6-8раз.
И.п. - стоя на левой, правая впереди с опорой пяткой о пол. Наклониться вперед, руками взяться за носок правой ноги. Колени не сгибать. То же с другой ноги. 10-15 сек..п.
2. Игра на внимание « Запретное движение»
3.Анализ выполнения. УЗ обучающихся, рефлексия
О каких физических качествах мы с вами говорили в начале урока?
Какие качества развивались в игре «Гонка мячей по кругу»?
А какие ваши личные качества проявились во время игры? (дисциплинированность, внимательность друг к другу, упорство (сила воли в достижении поставленных целей).
Что вы запомнили о правилах соревнований игры мини-баскетбол?
Мяч можно вести, передавать и. ? (выполнять бросок в кольцо). А это мы будем изучать на следующем уроке.
Оценивание себя (пояснить)
4. Домашнее задание
девочки - составить комплекс общеразвивающих упражнений с мячом;
мальчики - найти и подобрать подвижную игру с баскетбольным мячом направленную на развитие любого физического качества
Восстановить дыхание после игры.
Проверить степень усвоения обучающимися УЗ
Ставим УЗ на дом


Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.
Осознавать надобность домашнего задания
Определить смысл поставленной на уроке УЗ



Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ
Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей



САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок проходил в 5 «А» классе, в котором я работаю 3года. Это музыкально-художественный класс. В классе по списку 25 учащихся, на уроке присутствовало ____учащихся, отсутствовали по причине____, временно освобождены ___________________________
Учащиеся данного класса, имеют в основном средний уровень физической подготовленности, нет детей, занимающихся в ДЮСШ по видам спорта и отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья. Класс достаточно организован, с интересом относится к урокам физической культуры, проявляют повышенную двигательную и эмоциональную активность, средней уровень дисциплины, основные знания, умения и навыки сформированы.
Тема урока в соответствии с календарно-тематическим планированием - подвижные игры на материале волейбола. Данная тема входит в содержание образовательной программы физического воспитания учащихся (автор Лях В.И. 2012г), в соответствии с требованиями освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. Ознакомление учащихся с волейболом, имеет целью формирование необходимых знаний, умений и навыков по основам подводящих технических и тактических действий; формирование начальных навыков. В игровой обстановке лучше развиваются физические качества, что способствует двигательному совершенствованию учащихся и развитию тактического мышления.
Учащиеся 5«А» класса с интересом занимаются на уроках, стараясь овладеть знаниями и двигательными навыками, необходимыми для участия в игре. Затруднения у большинства учащихся вызывают согласованные действия в игре и увлечение индивидуальными действиями. Я постаралась учесть это при планировании.
В задачи урока входили: Образовательные задачи (предметные результаты):
Познакомить со значением слов «ball», « basket», «foot», «volley».
Обучить технике выполнения передачи и ловли волейбольного мяча
Способствовать развитию физических качеств (быстрота, ловкость) в подвижных играх на основе волейбола
Оздоровительные задачи:
формирование правильной осанки, культуры двигательной активности обучающихся на уроке.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1. Формировать умение контактировать с со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности (КУУД).
2. Развивать умение контролировать и давать оценку двигательным действиям своим и одноклассников (РУУД).
3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, используя терминологию физической
культуры (ПУУД).
Воспитательные задачи (личностные результаты):
1. Формировать самооценку и умение личностно самоопределяться в игровой и соревновательной деятельности.
2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, внимательность друг к другу, творчество, упорство в достижении
поставленных целей.
При определении задач на данный урок я руководствовалась требованиями ФГОС к современному уроку физической культуры. Учитывала взаимосвязь данного урока с предыдущими и последующими; особенности учащихся, их стремление к игровой деятельности через игру «10 передач»; организацию самостоятельной работы через применение группового метода в основной части урока; разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов; достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на всем протяжении урока . Урок построен в соответствии с целями и задачами, в  соответствии различных видов  деятельности учащихся.
На первом организационном этапе  была поставлена проблемная ситуация и выбраны средства для ее решения. Проведена  подготовка организма  занимающихся к предстоящей нагрузке.
В урок были включены новые технические приемы и действия ( верхняя передача мяча); уже имеющиеся знания и умения закреплялись и совершенствовались как в стандартных (в кругу, у стены), так и в изменяющихся условиях ( игра «10 передач). При этом воспитательные и оздоровительные задачи решались одновременно с основным содержанием и обстоятельствами урока. Физические упражнения, подобранные на урок и выполнение заданий, связанных с ловлей и перехватом мяча способствовали развитию ловкости и координации движений. Работа в парах, командные действия в игре содействовали воспитанию чувства коллективизма и взаимодействия. В подготовительной части урока стремилась к организации учащихся и подготовке их к основной части урока. Смена направлений и использование разметки позволяла исключить однообразие выполняемых заданий, отойти от шаблона и повысить эмоциональное состояние занимающихся. В основной части урока при определении очередности заданий учитывалась сложность, последовательность выполнения и опыт учащихся. Поэтому в начале основной части было обучение верхней передачи мяча, а затем перешли к совершенствованию ловли и передаче мяча. Содержание урока соответствовало программному материалу для 3 класса с учетом целесообразности дозировки, объема и интенсивности физических нагрузок для решения поставленных задач. Обеспечивалась связь нового материала с пройденным на предыдущих уроках. В заключительной части урока стремилась к постепенному снижению уровня физического и эмоционального возбуждения и созданию условий для ускорения восстановительных процессов с помощью проведения подвижной игры низкой интенсивности на внимание. Урок завершился подведением итогов, выставлены оценки и дано домашние задание
В течении всего урока обращалось внимание на соблюдение требований по технике безопасности ( соблюдение интервала и дистанции во время выполнения упражнений, дисциплина на всем протяжении урока, рациональное размещение учащихся, соблюдение принципов сознательности и активности, систематичности, доступности и последовательности; систематический контроль за деятельностью учащихся).
Формировались следующие УУД:
Личностные действия: формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные действия: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самооценки.
Познавательные действия: владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом; владение знаниями о способах профилактики нарушения осанки средствами физической культуры.
Коммуникативные действия: владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности
Я считаю, что выполнила намеченный план урока, решила те задачи, которые ставила перед классом.
15