Программа кружка Куклы из бабушкиного сундучка



Авторская программа кружка «Куклы из бабушкиного сундучка»Ф.И.О. педагога: Старикова Татьяна Николаевна
Содержание
Введение………………………………………………...
Пояснительная записка………………………………...
Цель и задачи программы……………………………...
Методы и формы работы……………………………….
Оборудование и материалы…………………………….
Тематическое планирование на 2010-2011 уч.г……….
Планируемые результаты первого года обучения…….
Тематическое планирование на 2011-2012 уч.г……….
Планируемые результаты второго года обучения…….
Список литературы………………………………………
Приложение № 1…………………………………………
Приложение № 2…………………………………………
Введение
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении»
Л.С.Выготский
Программа кружка рассчитана на 70 часов в год по 2 часа в неделю. Планируя работу кружка необходимо учитывать условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении игрушек.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении кукол, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели, постепенно перейти на более сложные.
Программа включает в себя теоретическую часть и практическую. Вся работа в кружке по изготовлению кукол должна быть связана с народным искусством, беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повысит интерес к изучаемому. Большое внимание необходимо отводить эстетическому воспитанию у учащихся, развитию их творческих способностей.
Пояснительная записка
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Программа кружка предполагает изучение истории кукол, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы, кукол из подручного материала и пр.
Кукла… Попробуйте-ка найти более древнюю игрушку! А сколько у нее назначений! В стародавние времена в куклы играли не только дети. Были куклы, применявшиеся в ритуальных обрядах. Вспомним хотя бы примитивные поделки из дерева и глины, изображающие людей и животных. Ребенок мог играть щепочкой, обернутой тряпочкой, с куклой, сплетенной из соломы. А какие забавные делались глиняные зверушки-свистульки! Куклу одухотворяли, к ней обращались как к живому существу. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическим, психологическим и мировоззренческими связями.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей.
Куклы помогают перевоплощаться взрослым и учат детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Специфика данного курса в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол. Занятие конкретным творческим, вызывающим интерес у окружающих будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
В процессе изучения курса преподаватель обращает внимание на такие особенности работы ученика, как: последовательность изготовления куклы, внимание, усидчивость, желание работать, умение слышать, воспринимать и реализовать задачу, поставленную учителем, на практике. В совокупности эти факторы влияют на те рекомендации, которые можно использовать при беседе с учащимися по окончании курса об успешности его дальнейшего обучения.
Цели и задачи:
Повышение у школьников интереса к предмету;
Нравственное и интеллектуальное развитие учащихся;
Воспитание эстетического вкуса, развитие воображения;
Развитие творческих и художественных способностей;
Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей; предоставление обучающимся возможности личностного саморазвития;
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории, уважения к людям труда;
Обучение детей конкретным технологиям, умением и навыкам изготовления кукол своими руками.
Методы и формы работы
Предлагается использовать на занятиях следующие методы и формы работы:
объяснительно-иллюстративный метод обучения (Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи информации).
репродуктивный метод обучения (Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика — в выполнении действий по образцу.
метод практических упражнений (Метод практических работ применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В этом случае они как бы выполняют подготовительную работу: разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу).
метод поисковых решений (применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности).
Предлагается изготовление образцов и сувениров, выставки – праздник кукол после завершения работы на определенную тему. Индивидуальный подход к работе каждого ребенка обязателен, необходимо ставить перед хорошо успевающими детьми более сложные задачи.
Оборудование и материалы:
лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, иглы, наперстки, наполнитель, дратва, пряжа, колготки, носки;
пластиковые бутылки (под каркас), бумага, проволока;
краски, гуашь, кисти, губка;
образцы кукол;
презентации, мастер-классы (пошаговое выполнение работы);
иллюстрации: куклы в книгах, на карточках, открытках, на дисках;
ИКТ для показа мастер-класса.
Тематическое планирование кружка
«Куклы из бабушкиного сундучка» по изготовлению кукол
На 2010 – 2011 учебный год
Количество часов: 70
№ Кол-во
часов Тема занятия Теория Практика
1-2 2 ч. Вводное занятие 2 3 1 ч. Правила безопасной работы 1 4 1 ч. Инструменты и приспособления 1 5-6 2 ч. История кукол. Типы и виды кукол. 1 1
7-8 2 ч. Народные костюмы, орнаментика, семантика. 1 1
9-12 4 ч. Выполнение графических работ в альбоме.
Зарисовка различных видов кукол, самостоятельная работа над эскизами кукол в различных костюмах. 1 3
13-16 4 ч. Мастер-класс по изготовлению кукол-мотанок. Практическая работа. 1 3
18 1 ч. Окончательная обработка кукол-мотанок. 1
19-28 10 ч. Обережные куклы. Мастер-класс по изготовлению кукол:
- «Рождественский ангел»;
- «День и ночь»;
-«Кукла-кувадка»;-«Мартинички»;
- Куклы из подручного материала.
Творческая работа.
3 7
29-38 10 ч. Обрядовые куклы. Мастер-класс по изготовлению обрядовых кукол:
- Крупенечка (Зернушка);
- Купавка;
- Неразлучники ( парочка);- Масленица;
- Коляда.
Творческая работа. 3 7
39 1 ч. Выставка кукол по итогам I полугодия 1
40-41 2 ч. Целительные куклы.
Практическое занятие. 1 1
42-49 8 ч. Игровые куклы. Мастер-класс по изготовлению игровых кукол:
- Вепсская кукла;
- Кукла-столбушка;
- Кукла-скрутка;
- Кукла «на выхвалку».
Творческая работа. 2 6
50-59 10 ч. Тряпичные куклы. Мастер-класс по изготовлению кукол:
- Ангелочек;
- Кукла Машенька;
- Домовенок Кузя.
Знакомство с обработкой ткани; отработка швов «шов вперед иголка», «шов через край», и т.д.
Построение выкроек деталей кукол.
ТБ в работе с колющими и режущими предметами.
Практическая работа.
Оформление готовой куклы. 3 7
60-67 8 ч. Куклы-подставки из капрона.
Творческая работа. 1 7
68 1ч. Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке. Анализ работы кружка. 1
69-70 2 ч. Резервные уроки. 1 1
Планируемый результат первого года обучения:
К концу первого года обучения дети должны ЗНАТЬ:
-историю создания кукол, их типы и виды;
-свойства различных тканей;
-Т/Б при работе с колющими и режущими предметами необходимыми для работы в кружке;
-технику выполнения простых швов;
-правила обработки изделий.
Должны УМЕТЬ:
-выбирать ткань для изделия;
-работать с инструментами;
-изготавливать выкройку простых моделей кукол;
-выполнять простейшие швы при соединении деталей изделия;
-выполнять окончательную обработку изделия после изготовления.
Тематическое планирование кружка
«Куклы из бабушкиного сундучка»
На 2011 – 2012 учебный год
Количество часов: 70
№ Кол-во
часов Тема занятия Теория Практика
1 1 ч. Вводное занятие. 1 2-3 2 ч. Повторение этапов работы прошлого учебного года. Техника безопасности на занятиях по изготовлению кукол. 1 1
4 1 ч. Инструменты и приспособления. 1 5-6 2 ч. Теоретическое занятие подготовленное детьми по теме: «Что я знаю о куклах» 2 7-8 2 ч. История создания кукол из текстиля. Виды текстильных кукол. Презентация по данной теме. 1 1
9-10 2 ч. Выполнение графических работ в альбоме. 1 1
11-20 10 ч. Выбор модели. Работа с выкройками для изготовления кукол из текстиля.
Практическая работа по изготовлению кукол из текстиля:
- Кукла-домовой;
- Куклы-прихватки;
- «Забавное чучело». 2 8
21 1 ч. Окончательная обработка изделий. 1
22 1 ч. Беседа о кукольном театре. 1 23 1 ч. Беседа о театральных куклах к сказкам:
«Колобок»; «Репка»; «Курочка-Ряба»; «Заюшкина избушка».
Зарисовки деталей в альбоме. 1 24-25 2 ч. Практическая работа по перенесению деталей сказочных героев с выкройки на основу ткани, меха… 2
26 1 ч. Просмотр «Учебного пособия. Изготовление театральной перчаточной куклы из ткани и работа с ней». 1 27-36 10 ч. Практическая работа по изготовлению театральных перчаточных кукол к сказкам. 10
37-38 2 ч. Подготовка сценария сказок. Выставка театральных кукол. 1 1
39 1 ч. Итоговое занятие за I полугодие.
Обсуждение плана работы кружка на II полугодие. 1 40-47 8 ч. Куклы из колготок:
- Просмотр презентации с пошаговым показом изготовления модели кукол из колготок. «Куклы-близнецы»;
- Подготовка деталей для работы;
- Практическая деятельность детей;
- Итоговое оформление кукол 1 7
48-53 6 ч. Кукла-сувенир Домовушка (из смешанных материалов).
Мастер-класс по изготовлению куклы.
Практическая творческая работа. 1 5
54-56 3 ч. Куколка на счастье из льняной ткани. В подарок маме. 1 2
57-60 4 ч. Изготовление летней феечки (изготовление каркаса из проволоки). 61-69 9 ч. Домовой Васяня (кукла на проволочном каркасе, из колготок и синтепона):
- Мастер-класс с пошаговым объяснением выполнения куклы;
- Подготовка деталей к работе;
- Творческая деятельность детей. 2 7
70 1 ч. Итоговое занятие.
Выставка работ за год. 1
Планируемый результат второго года обучения:
К концу второго года обучения воспитанники должны ЗНАТЬ:
-историю создания текстильных, театральных, перчаточных кукол;
-Т/Б при работе с ножницами, иглами и булавками, с электрическим утюгом,
-технику выполнения различных простых швов;
-правила обработки изделий.
Воспитанники должны УМЕТЬ:
-выбирать подходящую ткань для определенного вида куклы;
-работать с инструментами;
-переносить выкройку модели на ткань;
-выполнять соединения деталей изделия;
-выполнять окончательную обработку изделия после изготовления;
-оформлять выставку выполненных работ.
Список литературы
«Мягкие игрушки, куклы и марионетки» перевод с английского А.С. Трошина, Москва, Просвещение, 1979 год.
Педсовет// Ж ПедСовет №8, август 2004.
Игра и игрушка Е.А.Флерина
Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М.Головачёва. 2007.
В.С.Горичева. Куклы. Москва, 1999.
С Сахарова. Академия домашнего волшебника. 1988.
Серия журналов «Секреты кукольного мастерства», 2007.
Серия журналов «Кукольный мастер», 2003; 2004; 2005.
Специальное приложение к журналу «Кукольный мастер», 2006.
Серия журналов «Мир кукол», 2006.
В.М.Советов. Театральные куклы. Технология изготовления. Издательство: СПбГАТИ, 2009.
Приложение 1
Кукла Зернушка Кукла Крупенечка

Куклы из текстиля Узелковая кукла

Приложение 2
Забавное Чучело Тильда-садовница

Тряпичная кукла Куклы из фломастера