Технологическая карта по изобразительному искусству на тему Цвет в натюрморте (6 класс).


Технологическая карта открытого урока в 6 классе учителя изобразительного искусства ГБОУ школы № 494 Выборгского района Санкт -Петербурга Ряжиной Д. В., 2015
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Ряжина Дарья Викторовна
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6 в
Дата проведения урока: 18. 12. 2015 г.
Тема урока: Цвет в натюрморте
Тип урока: Комбинированный ( открытие нового знания с элементами обобщения и творческой практической деятельностью обучающихся)
Методы и формы обучения: беседа, объяснительно - иллюстративный практический, творческий поиск, экспресс - выставка.
Продолжительность урока: 45 минут
Цели деятельности учителя: формировать умение выражать в натюрморте свое настроение и переживание с помощью цвета и ритма цветовых пятен; развивать ассоциативное и образное мышление, эмоциональную сферу, умение чувствовать; актуализировать стремление учащихся к самовыражению.
Цели и задачи урока:
Обучающая:
– расширить знания обучающихся о натюрморте;
– познакомить обучающихся с основами композиции;
Развивающая:
– сформировать умения в создании натюрморта;
– развивать умение работать в группе;
Воспитывающая:
– воспитывать интерес к изобразительному искусству;
– прививать интерес к окружающему миру, уважать друг друга и мнение другого;
Деятельностная :
– формирование у обучающихся умению выражать в натюрморте собственное настроение и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
– понимание и использование в творческой работе выразительные возможности цвета.
УМК: Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / Под ред. Б.М. Неменского
Оборудование:
для обучающихся: бумага А4, гуашь, кисти, ёмкость для воды, простой карандаш, ластик.
для учителя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора.
Наглядно - демонстрационный материал: репродукции картин: Винсента Ван Гога.
Основные понятия и термины: натюрморт, цвет.
УУД:
– познавательные ( ознакомление с натюрмортами, осуществлять анализ объектов);
– личностные (развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства);
– коммуникативные (формирование собственного мнения, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности);
– регулятивные (развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней).
Технологическая карта открытого урока в 6 классе учителя изобразительного искусства ГБОУ школы № 494 Выборгского района Санкт -Петербурга Ряжиной Д. В., 2015
ХОД УРОКА
Этапы урока, продолжительность Деятельность учителя Деятельность обучающегося Формируемые умения (универсальные учебные действия)
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности ( 5 мин.) Учитель:
приветствует, спрашивает о присутствии учащихся на уроке;
сообщает цель урока через проблемные вопросы, которые появляются после выполнения короткого задания ( прочитать описание картин на выданных за ранее листках, которые лежат на столах). Читают и определяют жанр. Творческий обмен мнениями, вспоминают определение натюрморта. Совершают заочную экскурсию в галерею и музей, знакомятся с натюрмортами Винсента Ван Гога "Подсолнухи", "Стакан с розами". Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Личностные: смыслоопределение,
проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и осознают свои эмоции.
Коммуникативные: выражают свое мнение в диалоге, аргументируют.
I I. Актуализация знаний, введение в тему урока. ( 8 мин.) Учитель актуализирует знания обучающихся рассказывая о натюрморте и цвете.
Вопросы задаваемые обучающимся для выяснения темы урока:
- Что же помогает художнику передать настроение в картине?
- Цвет.
- А как вы думаете, какие цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное)?
- яркие и теплые цвета
- А какие цвета - грусть, покой, размышление?
- Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый
- А чтобы выразить настроение горя, несчастья.
- Цвета темные, холодные.
- Как же можно озвучить тему нашего урока?
- Правильно. Тема урока «Цвет в натюрморте».
Учатся элементам анализа художественного произведения в жанре натюрморта Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, анализируют работы великих художников- в жанре натюрморта; приобретают творческие навыки.
Коммуникативные:
соблюдают нормы коллективного общения; включаются в определенный вид деятельности.
Личностные:
осознают свои эмоции, умение чувствовать; проявляют интерес к произведениям искусства
III. Изучение нового материала
( 10 мин.) Учитель инструктирует обучающихся по выполнению натюрморта.
Рисунок выполняется по вариантам: 1 вариант – радостный торжественный натюрморт.
2 вариант – мрачный, грустный натюрморт. Внимательно слушать учителя. Смотрят на показ предложенный учителем. Коммуникативные: сотрудничество с учителем; Познавательные: Получение новых знаний;
Личностные: умение слушать.
IV. Творческая практическая деятельность ( 25 мин.) Учитель находится рядом с обучающимися, помогает в построении рисунка, с выбором цветовой гаммы, консультирует по возникающим вопросам у обучающихся во время выполнения задания. Выполняют задания. Осуществляют творческий поиск. Делятся практическими открытиями во время работы Регулятивные:
планируют деятельность в учебной ситуации;
определяют способы передачи чувств и эмоций посредством цвета
Личностные:
осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета
V. Рефлексия деятельности (Итоги урока) ( 7 мин.) Задает вопросы:
-   Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?  (Над натюрмортом)
- Что представляет собой натюрморт? (Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы)
Экспресс - выставка работ обучающихся
Дает домашнее задание: составить дома из предметов быта не большой натюрморт, сфотографировать и принести фотографии на следующий урок. Обучающиеся выходят к доске по несколько человек и коротко рассказывают о своих работах, что хотелось изобразить и что получилось, о цветовой гамме и технике исполнения, передающей настроение в натюрмортах.
Записывают домашнее задание в дневник. Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями.
Регулятивные:
планируют деятельность и работают по плану