Рабочая программа курса Информатика и ИКТ для 4 класса составлена по учебнику Рудченко Т.А., Семенов А.Л.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
для 4 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель программы Базыр Сырга Сергеевна, учитель информатики
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 4 класса к учебному курсу «Информатика» А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко создана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089);
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации N 273 — ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год;
Авторская программа начального общего образования по информатике и ИКТ А.Л Семенова, Т.А.Рудченко - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Л Семенова, Т.А.Рудченко (серия «Перспектива») – Рудченко Т.А. Информатика. Сборник раюочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2013. На изучение информатики в 4 классе отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по 1 часу в каждом полугодии).
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Содержание курса
На курс информатики в 4 классе отведено 34 часа.
Основные разделы и понятия курса:
Игры.
Игры с полной информацией: правила игры, ход и позиция игры. Игры: «Крестики-нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим», «Слова» и «Города». Цепочка позиций игры. Круговой турнир.
Исполнитель Робот.
Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ.
Дерево вычисления.
Дерево вычисления значения арифметического выражения.
Деревья — 7 ч.
Дерево выполнения программ. Дерево игры, ветка из дерева игры. Дерево всех слов данной длины из данного мешка. Дерево перебора.
Выигрышные стратегии.
Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре: игра «Камешки», игры на шахматной доске, игра «Ползунок».
Язык.
Лингвистические задачи.
Проекты.
«Угадай задуманную букву» — экспериментальное построение метода деления пополам. «Стратегия победы» — совместное построение большого дерева игры, разметка выигрышных и проигрышных позиций, поиск выигрышной стратегии.
Тематическое планирование курса
№ Название раздела, темы Кол-во часов
1 Игры 8
2 Исполнитель Робик 3
3 Дерево вычисления 2
4 Деревья 7
5 Выигрышные стратегии 9
6 Язык 2
7 Проекты 3
Итого: 34
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения учащиеся должны:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
объединять предметы по общему признаку; различать целое и части;
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
создавать свои источники информации - информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
использовать информацию для принятия решений;
использовать информацию для построения умозаключений;
понимать и создавать самим точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 4 класса
В результате изучения предмета «Информатика» в 4 классе учащиеся должны:
иметь представление об имени объекта и его значении;
использовать и строить цепочки (конечные последовательности), деревья и таблицы по их описаниям.
использовать и строить деревья (списки) для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков;
иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие программы;
иметь представление о построении выигрышных стратегий в играх с полной информацией;
иметь представление о вероятности и случайности на игровых примерах;
иметь первоначальное представление о материальных и информационных моделях, иметь опыт построения материальных (из конструкторов) и информационных (с помощью компьютерной среды) моделей объектов и процессов окружающей действительности.
В области информационных технологий и средств информатизации учащиеся должны, используя средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах образовательного процесса:
соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики в работе со средствами ИКТ;
уметь пользоваться на начальном уровне стандартным графическим интерфейсом компьютера;
уметь пользоваться типовым оборудованием ИКТ (сканер, цифровая камера, магнитофон, принтер, мультимедийный проектор) при помощи учителя;
вводить с клавиатуры текст на родном языке вслепую; искать и находить информационные объекты в предложенных учителем массивах текстовой, визуальной и звуковой информации, накопленной в книгах и атласах, словарях и справочниках;
уметь искать сведения, пользуясь информационными ресурсами библиотек, Интернета;
наблюдать, регистрировать, фиксировать, измерять и описывать любые поддающиеся этому объекты и процессы под непосредственным руководством учителя;
непосредственно воспринимать, интерпретировать (в том числе в действиях), отбирать и оценивать информационные объекты, прежде всего отражающие ближайшее окружение детей, и выявлять простейшие связи между ними, их внутреннюю структуру;
самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи поставленному условию;
строить информационные и материальные объекты по инструкции и собственному замыслу;
использовать современные средства личной коммуникации от записок и эскизных рисунков до оперативного пользования телефоном и выступления с докладом, поддержанным экранной демонстрацией изображений и текстовых тезисов;
управлять путем задания команд и их простейших комбинаций поведением экранных и вещественных подвижных объектов.
Составлять простейшие программы управления ими;
участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности, понимать и строго соблюдать установленные правила игры;
иметь начальные навыки владения стандартными массовыми средствами работы с информационными объектами (текст/ гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись, мультипликация), создавать и редактировать их с помощью стандартных средств ИКТ;
уметь использовать информационные технологии, в том числе мультимедиа- проектор, при подготовке и проведении выступлений;
знать об особенностях восприятия и обработки информации человеком, уметь пользоваться простейшими технологиями человеческого понимания и запоминания информации;
знать и уметь использовать правила защиты информации от возможного проникновения вирусов.
В области социальной информатики учащиеся должны иметь представление о:
роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации;
этических и моральных нормах работы с информационными объектами; o необходимости самоограничения человека, живущего в условиях избытка информации
Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.
Образовательные технологии
Технология личностно-ориентированного обучения
Коллективные и групповые способы обучения
Технология проблемного обучения
Поисковые модели обучения
Игровые технологии
Компьютерные (информационные) технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Ключевая компетенция Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
Общекультурная компетенция
Способность и готовность:
- извлекать пользу из опыта;
- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний
Социально-трудовая компетенция
Способность и готовность:
- включаться в социально-значимую деятельность;
- организовать свою работу
Коммуникативная компетенция
Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- овладение навыками неконфликтного общения
Ключевая компетенция Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся
Компетенция в сфере личностного определения
Способность и готовность:
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение
Виды контроля:
вводный
текущий
тематический

Формы контроля:
фронтальный опрос
индивидуальный опрос
самостоятельные работы
контрольные работы
обобщение в игровой форме
Перечень учебно-методического обеспечения
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
Для учащихся:
Информатика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013. – 104 с.: ил.
Информатика. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 3 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013. – 48 с.: ил.
Информатика. 4 класс. Тетрадь проектов. Часть 3 / А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013. – 12 с.: ил.
Для учителя:
Информатика. Рабочие программы. 1–4 классы / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.– М.: Просвещение, 2013. – 50 с.
http://www/learning.9151394.ruhttp://school-informatica.ruКритерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценок для проекта:
эстетичность оформления;
содержание, соответствующее теме работы;
полная и достоверная информация по теме;
отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.

Календарно – тематическое планирование
Уроков: 34 ч
Класс: 4. Учитель: Базыр С.С.
Количество часов
Всего: 34 ч.; в неделю: 1 ч.
Плановых контрольных уроков: 2
Планирование составлено на основе авторской программы Т.А. Рудченко (серия «Перспектива») - Рудченко Т.А. Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов; М.: Просвещение, 2011.
КТП составила ________________ /Базыр С.С./
№ Название раздела и темы урока Кол-во часов Планируемая дата проведения Фактическая дата проведения Формулируемые УУД
1 ТБ в кабинете информатики.
Игра. Круговой турнир 1 01.09-06.09 Личностные: Играть в игры с полной информацией. Представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки
Познавательные: оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
Регулятивные: Умения работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
2 Игра «Крестики-нолики» 1 08.09-13.09 3-4 Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры. 2 15.09-27.09 5-6 Игра «Камешки» 2 29.09-11.10 7 Игра «Ползунок» 1 13.10-18.10 8 Игра «Сим» 1 20.10-25.10 9 Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции. 1 27.10-01.11 Личностные УУД: формировать навыки самоорганизации; формировать положительное отношение к  учению. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда.
Познавательные УУД: строить знаково-символические модели информационных процессов; представлять процесс игры в виде дерева ;понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; строить выигрышную позицию; строить дерево игры и ветку из дерева игры.
Регулятивные УУД: исследовать позиции игры как выигрыш или проигрыш; анализировать различные партии игры.
Коммуникативные УУД: работать в группе; сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками; использовать речевые средства для решения задач
10-11 Выигрышные стратегии в игре «Камешки» 2 10.11-22.11 12 Проект «Мой доклад» 24.11-29.11 13 Дерево игры 1 01.11-06.12 14 Исследуем позиции на дереве игры 1 08.12-13.12 15 Проект «Стратегия победы» 1 15.12-20.12 16 Решение задач. 1 22.12-27.12 17 Контрольная работа 1 1 12.01-17.01 18-19 Дерево вычислений 2 19.01-31.01 Личностные УУД:  формирование навыков самоорганизации, самооценки, положительной мотивации к изучаемому предмету.
Регулятивные УУД: планирование необходимых действий на этапах урока, формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом.
Познавательные УУД: выбор необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
20-21 Робик. Цепочка выполнения программы. 2 02.02-14.02 22-23 Дерево выполнения программ 2 16.02-28.02 24-25 Проект «Наша сказка» 2 02.03-14.03 Личностные: стимулировать учащихся к саморазвитию, развивать готовность и способность к самостоятельности, формировать умение применять полученные знания в новой ситуации, актуализация сведений из личного жизненного опыта
Познавательные: Работать в компьютерной среде: ориентируясь в сказках составлять алгоритм действий создание персонажа
Регулятивные: Уметь определять цель задачи; логически строить рассуждения; оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли; Уметь договариваться со сверстниками; учиться работать в группе.
26-27 Дерево всех вариантов 2 16.03-21.04
30.03-04.04 Личностные: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, развитие информационной культуры учащихся, устойчивая положительная мотивация к коллективной деятельности
Регулятивные: Постановка цели и планирование работы, умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им, сосредотачиваться на решаемой учебной задаче, самостоятельно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы, умение воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников, умение организовать сотрудничество при решении поставленной учебной задачи.
Познавательные: осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, познакомить с различными видами шифрование информации. Приобретение учащимися навыков решения лингвистических задач, задач на шифрование информации.
Коммуникативные: способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика.
28 Лингвистические задачи 1 06.04-11.04 29 Шифрование 1 13.04-18.04 30 Решение задач. 1 20.04-25.04 31 Контрольная работа 2 1 27.04-02.05 32-33 Проект «Дневник наблюдения за погодой». 2 04.05-16.05 34 Итоговое повторение курса информатики в начальной школе. 1 18.05.-23.05 Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Литература:
Информатика. 1-4 класс. Рабочие программы. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2011.
Информатика. 4 класс. Тетрадь для проектов. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2014.
Информатика. 4 класс. Учебник для общеобраз. учреждений/Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2014.-104с.
Информатика. 4 класс. Рабочая тетрадь. Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2014.
http://www/learning.9151394.ruhttp://school-informatica.ruТехнические средства обучения
Рабочее место ученика (ноутбук, мышь, наушник, планшет).
Проектор.
Колонки.
Программные средства обучения
Программа «ПервоЛого".
Приложения ОС Windows.
Программа «Мир информатики»
Программа «Scratch».
Интернет- ресурсы:
www.fipi.ruwww.kpolakov.narod.ruhttp://pedsovet.suhttp://planeta.tspu.ruwww.1september.ruhttp://www.klyaksa.nethttp://www.uroki.nethttp://www.edu.rin.ruhttp://www.scholl-collection.ru