Работа с картоном. Конструирование «Стол и скамья»


Работа с картоном. Конструирование «Стол и скамья»
Цели деятельности педагога Закреплять умение конструировать из бумаги, соблюдать последовательность технологических операций; учить планировать свою работу; развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать терпение, усидчивость и аккуратность в практической работе
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Конструирование
Образовательные ресурсы  http://perunica.ru/etnos/739-vnutrennee-ubranstvo-russkoj-izby.html
 http://www.perunica.ru/uploads/posts/2009-10/1254842798_44009321_img_0360.jpg
 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/61/Russian_crib.JPG/300px-Russian_crib.JPG
 http://i048.radikal.ru/0910/ba/76b9fe83a136.gif
 http://s52.radikal.ru/i137/0910/49/bb15a19eeb99.gif
Наглядно-демонстрационный материал Образцы изделий
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; копировальная бумага, картон, ножницы, цветная бумага, клей
Планируемые образовательные результаты Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, представление о себе как гражданине России.
Предметные: научатся анализировать конструкцию изделия, определять детали, необходимые для его изготовления, соблюдать последовательность технологических операций при конструировании, самостоятельно составлять композицию и презентовать ее, использовать в презентации фольклорные произведения.
Окончание табл.
Метапредметные:
 регулятивные – овладеют способностью ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, участвовать в составлении плана своей деятельности в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и следовать ему; вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата;
 познавательные – научатся организовывать свое творческое пространство;
 коммуникативные – научатся обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, заданияи упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Постановка учебной задачи Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Печь в доме стоит, коврик лежит на полу. Чего же
не хватает в комнате? Конечно, мебели. Сегодня мы будем конструировать стол и скамью Слушают учителя Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
II. Освоение нового материала Словесно-иллюстративный рассказ о мебели в древнерусской избе. Просмотр мультимедийной презентации – Зайдем в горницу. Оглядимся вокруг. Мебели в избе немного, да и разнообразием она не отличается – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Вот, пожалуй, и все. Главный предмет мебели в избе – обеденный стол. Он стоит в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собирается обедать вся крестьянская семья. Стол, который устанавливался в переднем углу, назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли еще один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели и спали. А знаете, чем они отличаются от скамьи? Лавки намертво прикрепляются к стенам, а скамьи можно свободно переносить с места на место. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное со сложивши- Слушают учителя, смотрят слайды, делятся впечатлениями; делают устное описание разных видов мебели в древнерусском доме; выполняют задание Фронтальная Познавательные: общеучеб-
ные – под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; работают с учебником, анализируют информацию; осуществляют поиск информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о традиционной для русской избы мебели; умеют сравнивать ее с традиционной мебелью жилища региона проживания.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную за-
дачу.
Коммуникативные: умеют слушать одноклассников, учителя, составлять небольшие рассказы-описания разных видов мебели. Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
мися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать, – топоры, инструменты, обувь и прочее. В сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входящим в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть Личностные: имеют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; проявляют интерес к предметно-практической деятельности Практическое задание – Назовите виды мебели в древнерусском доме.
Заслушивает ответы учащихся Работают
с иллюстративным материалом Фронтальная Уст-
ные ответы
Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью III. Творческая практическая деятельность Организация рабочего места Проверяет организацию рабочего места Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы Фронтальная Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.
Личностные: имеют знания
о гигиене труда Организация рабочего места
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Беседа «Что
и как мы будем делать». Работа с учебником (с. 56). Демонстрация приемов работы – Что обязательно должно быть в избе? Без чего никак не обойдешься? Ну конечно, без стола и скамеек. Мы их с вами будем сегодня конструировать. А знаете ли вы, что означает термин «конструировать»? Этот термин значит «строить», а также вообще «создавать что-нибудь». В данном случае сконструировать – значит собрать из заготовленных деталей стол и скамью с помощью клея. Давайте рассмотрим образцы изделий, которые будем изготавливать сегодня.
Предлагает учащимся выполнить анализ готовых изделий, самостоятельно изучить послайдовый план в учебнике (с. 56), проговорить его вслух. Комментирует некоторые пункты плана Анализируют изделия, узнают и называют освоенные материалы, приемы работы; проговаривают последовательность производимых действий; наблюдают
за действиями
учителя Фронтальная Познавательные: общеучебные – под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические – умеют анализировать конструкцию.
Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике; составляют последовательность работы над изделием, проговаривают вслух последовательность производимых действий.
Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки
Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Практическое задание Наблюдает, советует, руководит деятельностью,
отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
– Подготовьте необходимые материалы и инструменты для изготовления мебели деревенского дома.
– Вырежьте из рабочей тетради шаблоны.
– Наложите шаблоны на картон и обведите их.
– Подготовьте детали стола и скамьи.
– Соберите мебель.
– Украсьте ее растительным орнаментом в технике «аппликация» Отбирают материалы и ин-
струменты; осваивают новые приемы работы, выполняют задания Индивидуальная Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради, участвовать в составлении плана своей деятельности и следовать ему, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата, организовывать свое творческое пространство.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке Работа над проектом «Внутреннее убранство избы»
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности Выставка работ, оценивание результатов В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий, создание композиции из выполненных работ «Внутреннее убранство избы» Рассматривают поделки, представляют свои композиции, оценивают их.
Отвечают
на вопросы Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, представление о себе как гражданине России, сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа.
Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию Оценивание учащихся.
Уст-
ные ответы
Обобщение изученного Организует беседу по вопросам:
– Все ли вам удалось в работе над проектом?
– Что не удалось? Почему?
– Где можно применить новое знание? Фронтальная Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
– Нарисуйте и вырежьте из бумаги семью крестьянина, которую можно поселить в созданной вами комнате Слушают учителя Индивидуальная учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения