Конспект урока по Мировой Художественной Культуре на тему «Шедевры русской художественной культуры начала XIX века»


Конспект урока по Мировой Художественной Культуре на тему «Шедевры русской художественной культуры начала XIX века»
Тип урока: лекция с элементами беседы
Цель: познакомить учащихся с шедеврами русской художественной культуры начала XIX века и их особенностями.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с историей развития русской архитектуры, скульптуры и литературы начала XIX века.
Развивающие: способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии, зрительного восприятия, умению аргументированно вести обсуждение, развивать способности учащихся к анализу, критическое, логико-смысловое мышление учащихся, память, речь, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей страны.
Материалы и оборудование:
Для учителя: проектор, компьютерная презентация по теме.
Для обучающихся: учебник, тетрадь.
План урока (45 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (3мин.)
Проверка домашнего задания, повторение изученной темы (7 мин)
Изучение нового материала (20 мин.)
Практическая работа (10 мин.)
Подведение итогов. Рефлексия. Запись задания на дом (5 мин).
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (3мин.)
Учитель здоровается с классом, проверяет отсутствующих, сообщает тему, цели и задачи урока.
2)Проверка домашнего задания, повторение изученной темы (7 мин)
Учащиеся показывают выполненное домашнее задание. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии в форме устного опроса.
3)Изучение нового материала (20 мин.)
Учитель: XIX века стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Но перед тем, как перейти непосредственно к изучению нашей сегодняшней темы, обратимся к знаниям по истории. Давайте вспомним, какие исторические события произошли в начале XIX века в России?
Ученики: Война с Наполеоном 1812 года.
Учитель: Верно. Война с французами 1812 года ускорила процесс закладывания национального сознания, то есть сознание общности народа на одной территории с общим языком, культурными традициями, особенностями психологии, менталитетом.
Россия в начале XIX века была, с одной стороны, очень близка с Западом, а с другой- формировалась ценность русской культуры.
В то время был очень характерен процесс нравственного «самопознания». Люди задавались вопросом, что значит русская идея, народный дух. А как бы вы могли объяснить эти определения?
3-4 ученика высказывают мнения, аргументируют свою точку зрения.
Учитель: Каждый из вас по-своему прав. Итак, в России в начале XIX века сформировались 2 направления развития общественной мысли. Как вы думаете, какие? Даю вам подсказку, с ними вы могли познакомиться на уроках по литературе.
Ученики: Славянофильство и западничество.
Учитель: Действительно. А как называли представителей этих течений?
Ученики: Славянофилы и западники.
Учитель: Вы правы. Часть слова «фил» переводится с греческого как «любовь, любить», таким образом, слово «славянофил» можно расшифровать как «человек, любящий славянскую культуру». Давайте запишем в тетрадь более полное определение.
Славянофильство – это направление в русской философии и социальной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада.
В определении прозвучало слово «самобытность», что же оно означает?
Ученики высказывают свои версии.
Учитель: Самобытный значит своеобразный, самостоятельный в развитии, оригинальный. Хорошо, с этим понятием разобрались, давайте перечислим особенности славянофильства:
- уважение к православной культуре
- почитание власти, данной людям Богом
- патриархальное устройство русской земли
- осознание особого пути России, кардинально отличного от Запада.
А помните ли вы, кто из известных вам личностей придерживался славянофильства?
Ученики: Федор Михайлович Достоевский, Фёдор Иванович Тютчев.
Учитель: Правильно. А теперь давайте поговорим о том, чем западничество отличалось от славянофильства?
Ученики отвечают.
Учитель: Действительно. Давайте запишем в тетради определение «западничество». Западничество – это направление в общественной и философской мысли в России в 1830-1850 гг., главной идеей которого было осознание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Сравните определения этих двух понятий и скажите, в чем отличие славянофильства от западничества?
Ученики: Западничество противопоставляло себя славянофильству.
Учитель: Абсолютно точно, эти течения общественной мысли конфликтовали друг с другом. Тем не менее, они смогли оказать огромное влияние на развитие русской культуры. Не смотря на противоречия «своего» и «чужого» русским художникам удалось добиться равновесия в культуре и создать в то время множество шедевров культуры, вошедших в золотой мировой фонд. Перейдем к русской литературе 19 века, с какими именами она связана? Какие произведения того времени вы можете назвать?
Ученики: Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»,
Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»,
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»
Учитель: Молодцы! Однако эти произведения подробно изучаются на уроках по литературе в школьном курсе, поэтому мы с вами не будем долго останавливаться на этой теме и перейдем к рассмотрению архитектуры XIX века.
Первую треть XIX века в архитектуре России называют периодом «зрелого («высокого») классицизма или русским ампиром. Слышали ли вы слово «ампир»? Не кажется ли оно по звучанию иностранным?
Ученики: Да, кажется.
Учитель: Действительно, в то время Россия многое перенимала с Запада. В частности, стиль ампир пришел к нам из Франции. Ампир (от фр.empire- «имперский стиль) относится к классицизму. Вспомните, какие особенности у классицизма?
Ученики: Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX в., в основе которого лежат идеи рационализма.
Учитель: Верно. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно охарактеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек. Давайте запишем в тетради особенности стиля «ампир»:
- обязательное наличие колонн, лепных карнизов, мотивов античной скульптуры (львы, сфинксы, грифоны);
- симметрия, равновесие в расположении архитектурных элементов.
В Российской империи этот стиль появился при Александре I.
Нужно сказать, что в то время было модным приглашать титулованных мастеров из-за границы для работы над архитектурными постройками, однако было много и русских мастеров. О некоторых из них мы с вами сейчас и поговорим.
Рассказ учителя сопровождается показом компьютерной презентации.
Учитель: Целая группа архитекторов работала над объектами в Санкт-Петербурге. А кто из вас посещал этот город?
Ученики поднимают руки.
Учитель: Как я вижу, многие из вас были в Санкт-Петербурге, поэтому скорее всего некоторые шедевры архитектуры будут вам знакомы.
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Казанский собор в Петербурге (Собор Казанской иконы Божией матери), расположен по адресу Невский проспект д.25. Был построен в 1801-1811 гг. для хранения чудотворной иконы Божией Матери Казанской. В 1813 г. здесь был похоронен Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов в войне 1812 года. В 1932 г. был превращен в Музей истории религии и атеизма, а с 1991 г. является действующим храмом.
Посмотрите на фотографию храма и ответьте на вопрос, почему этот собор относится к стилю «ампир»?
Ученики: симметрия в плане, колонны.
Учитель: Хорошо. Следующим архитектором, о котором мы поговорим, будет Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811). Спроектировал Главное Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. А знаете ли вы, для каких целей строили Адмиралтейства?
Ученики: Адмиралтейство использовалось как здание, служившее для кораблестроения.
Учитель: Верно. Давайте запишем полное определение слова «Адмиралтейство». Адмиралтейство – это центр военного кораблестроения, территория на берегу моря или реки, где расположены мастерские, склады для строительства и ремонта военных кораблей.
Здание Адмиралтейства строилось с начала XVIII века, задумываясь, в частности, как центр постройки кораблей. В начале XIX века за проектирование здания взялся архитектор Захаров. По его проекту здание состоит из 3 этажей, украшено статуями и барельефами. Идея состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы. На шпиле расположен кораблик, который считается одним из символов Санкт-Петербурга.
4)Практическая работа (10 мин.)
Задание: ученики зарисовывают в тетрадь шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Анализируют здание Михайловского дворца.
5)Подведение итогов. Рефлексия. Запись задания на дом (5 мин).
Ученики отвечают на вопросы: «Какие направления течения общественной мысли в России начала XIX вы знаете? В чем их сходства и в чем различия?»
«Что такое национальное самосознание?»
«Назовите представителей литературы того времени и их самые известные произведения?»
«Как переводится с французского слово «ампир»?
«Перечислите особенности ампира?»
«С какими русскими архитекторами начала XIX века вы сегодня познакомились?»
Запись домашнего задания на следующий урок. Окончание урока.