Доклад по теме: Игровые технологии как способ повышения качества образования


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя школа №1 г.Михайловска»
Доклад на тему:
«Игровые технологии как средство повышения качества образования»
Подготовила: Абрамова М.С.
2015г.
Тема моего выступления (см.Слайд1)
В качестве эпиграфа я выбрала слова В.А.Сухомлинского (см.Слайд2). Этот «огонек» нужно зажигать в ребенке любого возраста. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, в каждом возрасте игра имеет свои особенности. «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь- это игра» (А.Макаренко). Игровые технологии- это одно из самых древних средств воспитания и обучения детей. Сейчас система образования предъявляет новые требования к ученику как личности. Большое внимание обращается на творческие характеристики ребенка, его умение принять нестандартное, необычное решение или несколько одновременно правильных решений. Таким образом, при проведении разного типа дидактических игр от учителя требуется умение сделать игру необычной, неповторимой, развивающей творческие способности. «Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне развитой личности» (Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий).
Что такое игровые технологии в научном определении? (См.Слайд 3). Определение Л.Байковой. Исходя из этих определений видно, что учитель на уроке или вне урока должен использовать игру с четкой целью достижения каких-то педагогических результатов, осуществления определенных ее функций. В человеческой деятельности игра имеет много функций: развлекательную, коммуникативную, коррекционную, самореализующую и др. А вот функций у образовательных игр исследователи выделяют три:
Обучающая- развитие каких-то общеучебных навыков и умений;
Развивающая- развитие различных психических функций;
Воспитывающая- развитие качеств личности, общей культуры. (См.Слайд 4)
Что такое игра для детей?
В младшем школьном возрасте игра- естественное состояние, поэтому все понятия и истины усваиваются через игру.
В подростковом возрасте наблюдается дефицит игры. Ребенок не находит возможностей для удовлетворения инстинктивного стремления играть. Поэтому, когда учитель предлагает поучаствовать в той или иной игре, он делает ребенка свои союзником.
В старших классах игра- возможность проверить свои силы и готовность к реальной жизни взрослого человека (См.Слайд 5)
Что такое игра для учителя?
Игра:
Вызывает интерес к учебному предмету, а значит процесс обучения становится более эффективным.
Снимает ряд трудностей при запоминании материала (думаю, что правило запомнится быстрее, если вместо заучивания по учебнику ребенок выучит стишок или прочитает зашифрованную схему-правило).
Помогает изучать или закреплять материал (например, гораздо интереснее детям самим сформулировать тему урока через отгадывание ребуса, загадки, кроссворда, шарады).
Воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации (таким образом, игра- способ преодоления пассивности ученика) (См. Слайд 6).
В современной школе игровые технологии используются в таких случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или даже целого раздела. Я так понимаю, что речь идет о нетрадиционных уроках, в которых именно игра занимает ведущее место: урок-соревнование, урок- конкурс, урок- путешествие (в прошлое, в сказку, в будущее), урок- КВН и т.д. (Слайд 7)
Как элементы более обширной технологии.
В качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Все учителя используют свои, «любимые», игровые элементы. Я просто перечислю те игровые формы, которые могут использовать все учителя: «третий лишний», «собери загадку», «кто быстрее?», диктант-шутка, «лингвистический футбол» (один ученик идет к доске, так сказать, встает на ворота, класс имеет в своем арсенале сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» «вратарю» пять «мячей»- вопросов. Сколько голов вратарь отбил, такую оценку и получил). При составлении вопросов детям интереснее составлять «тонкие» и «толстые» вопросы, при характеристике какого-то явления, произведения, объекта интереснее составить синквейн. При работе в группах: учащиеся в своей группе берут на себя разные роли. Кто-то «генератор идей» (предлагает варианты, идеи для решения определенного вопроса), кто-то «хранитель времени», кто-то «дизайнер» (оформляет работу), кто-то «презентатор» (представляет работу), кто-то «критик» (задает вопросы оппонентам), кто-то «практик» (приводит примеры из опыта).(Слайд 8)
Как технология внеклассной работы. Во внеурочной деятельности я использую театрализованные постановки, которые во всей полноте и являются ни чем иным, как игрой. Дети вживаются в разные роли. Так, при планировании праздника, посвященного 200-летию М.Лермонтова, учащиеся сами предложили инсценировать сцены из жизни поэта. На празднике был сам «Лермонтов», «Бабушка», «Девушки на балу», «Мартынов» и т.д. Главное место девочки, конечно же, отвели «игре в бал». Тщательно подбирали костюмы, аксессуары, музыку, слова, чтобы все соответствовало 19 веку. Данное мероприятие было подготовлено учащимися 5 класса для 4 классов. При проведении праздника «Капустные посиделки» участвовали «Хозяюшка», «Ежик», «Осень», «Урожай», «Белочка» и др. Пели песни и частушки, водили хороводы, загадывали загадки, проводили игры со зрителями, угощали пирожками и т.д. (Слайд 9)
Видов игр множество, и они давно уже всем известны (ролевые, деловые, моделирующие и т.д.). Я бы хотела сказать о новом типе игры- «инновационной». Особенность в рефлексивности и направленности на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретную игровую ситуацию, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того, чтобы сорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие (Слайд 10)
(Слайд 11)
Преимущества игровых технологий Недостатки
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала
Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе) Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца) XIX. Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр (Слайд 12,13,14)
Цель- получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.
Преобладать элементы занимательности и соревновательности.
Обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.
Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.
Правила- просты и понятны всем.
Вовремя игры- дисциплина и порядок.
Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.
Учитель- активный участник игры, который умело регулирует ее ход.
Подведение итогов.
Призы.
Лучшее признание успеха игры- желание ее повторить.
И в конце своего выступления я бы хотела провести с вами игру «Ассоциации». Профессия педагог- очень сложная. Учитель всегда осваивает несколько профессий, чтобы чему-то научить детей. Я начну фразу, вы, поймав мяч, ее продолжите.
Если педагог- это цвет, то какой?
Если педагог- это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог- это настроение, то какое?
Если фильм, праздник, сказочный герой, время года, вид транспорта, цветок, песня, книга, танец, число, драгоценный камень, игра, планета?СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Горнакова Н.В. Игровые технологии как способ компетентностного подхода http://festival.1september.ru/Гурин Ю.В. Урок+игра. М., «Сфера», 2010г.
Селевко Г.К. Энциклопедии образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006г.
Смирнова Е.О. детская психология. М., «Владос», 2006г.