презентация готовилась к 200-летию со дня рождения М.В.Ломоносова для изучения этой темы в школе украины


Снігурівська загальноосвітня школа І – ІІІ ступенів № 3Снігурівської районної ради Миколаївської області О ВЫ, которых ожидает Отечество от недр своих...Автор: Берест Людмила Викторовна,учитель русского языка и мировойлитературы Снигирёвской ООШ І – ІІІ ступеней №3Снигирёвского районного советаНиколаевской области М.В. Ломоносов – величина! И через 300 лет – это великий учёный, личность! У меня в этом нет сомнения Вопрос в том, необходимо ли современному украинскому школьнику знать о Ломоносове?о его научной деятельности?о реформе русского языка? стихосложения??? Обзорное исследование школьных программ в самой рядовой общеобразовательной школе, и опрос учителей химии, физики, истории, русского языка дал следующие результаты: В учебной программе по физике, химии, всемирной истории, мировой литературе имя М.В Ломоносова не упоминается. В учебниках: «Всесвітня історія. Новий час (ХV – XVIII ст.) 8 клас; О.В.Гісем, О.О.Мартинюк, Харків, АНГРО плюс, 2008р., стор. 293 у розділі “ Розвиток культури Росія другої половини XVIII ст.» - на цветном фоне вставка о Ломоносове и его портрет;Фізика 7 класс, В.Р. Ільченко, С.Г.Куликовський, О.Г.Ільченко, Полтава, “Довкілля-к”, 2007р., стор. 43 – портрет Ломоносова в ряду с портретами других учёных-физиков;Хімія 7 клас, Н.М.Буринська, Київ, “Перун”, Ірпінь, 2007р. -стр. 16 - портрет Ломоносова, информация об его научных идеях; - стр. 77, упоминается имя Ломоносов как того, кто экспериментально подтвердил закон сохранения массы вещества; 10 клас, О.Г.Ярошенко, Київ, “Грамота”, 2010р., -стр. 108 - иллюстрация с изображением мозаичной картины «Полтавская битва» и в тексте - информация об исследовании Ломоносовым в области цвета стекла.Будет ли звучать имя Ломоносова во время урока, зависит только от уровня подготовки и творчества учителя; Интерактивный опрос 45 учеников 8-11 классов в этой же рядовой школе выявил, что Имя М.В.Ломоносова слышали в своей жизни 29 учеников; Слышали – на уроке химии, библиотечном уроке, в городе есть улица Ломоносова,при подготовке заданий игры «Колосок»,рассказывал папа…Из тех, кто слышал, знают о Ломоносове следующее: - учёный,физик, химик, писатель,он много чего знал и умел…Хотели бы узнать больше 40 учеников из опрошенных, потому что –- если улица его имени, значит заслужил и надо знать,- это наше прошлое,- много чего знал и можно что-то полезное взять для себя,- если интересно, то знать не помешает… Три причины, по которым украинским школьникам следует знать о М.В.Ломоносове: Всесторонне развитая целеустремлённая личность;Пример того, чего способен достичь человек, если приложит старание, проявит упорство, будет иметь цель в жизни;Он утверждал особую роль научных знаний в развитии отечества и отдельной личности Что? знать о Ломоносове? Как? преподнести этот материал украинским ученикам? учитель мировой литературы и русского языка берёт на себя ведущую роль; использует для этого уроки по таким темам в таких классах: - русский язык, 7 класс, при изучении вводной темы «О месте русского языка среди языков мира» уместно использование высказываний о языке М.В.Ломоносова; мировая литература, 9 класс, при изучении темы «Классицизм в мировой литературе» из резервных уроков выделяет один – два на ознакомление с поэтическим творчеством Ломоносова, его научными трудами в области языка и стихосложения. Задача таких уроков – увлечь, заинтересовать учеников и подчеркнуть значимость трудов М.В.Ломоносова для развития русской культуры. Я знак бессмертия себе воздвигнулПревыше пирамид и крепче меди,Что бурный Аквилон сотреть не может,Ни множество веков, ни едка древность.Не вовсе я умру; но смерть оставитВелику часть мою, как жизнь скончаю.Я буду возрастать повсюду славой,Пока великий Рим владеет светом.Где быстрыми шумит струями Авфид,Где Давнус царствовал в простом народе,Отечество мое молчать не будет,Что мне беззнатный род препятством не был,Чтоб внесть в Италию стихи эольскиИ первому звенеть Алцейской лирой.Взгордися праведной заслугой, муза,И увенчай главу дельфийским лавром. мировая литература, 8 класс, при изучении творчества Горацио выделить урок для наблюдения над вольным переводом его оды «К Мельпомене» М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным, А.С.Пушкиным, М.Т. Рыльским… Так в сознание учеников постепенно войдёт мотив памяти. Словарик. Фоновые знания из истории и культуры ХVІІІ века, необходимые для восприятия материала Актуализировать знания из всемирной истории: Пётр І,значение его реформ для развития нации, просвещённая монархия, императрица Елизавета Петровна, императрица Екатерина ІІ, классицизм.Прежде чем читать оду, следует разъяснить слова и выражения: Возлюбленная тишина – мир,Зрак – здесь: вид, облик,Войне поставила конец… - войне со Швецией (1741-1743).Сей день – день восшествия на престол.Понт – море.Пламенные звуки – пушечные выстрелы.Зиждитель мира – бог.Расширять науки изволила Елисавет. – Ода написана в конце 1747 года, после того как императрица Елизавета Петровна утвердила новый устав и новые штаты Академии наук и отпускаемые на содержание академии средства были увеличены вдвое.Послал в Россию Человека… - речь идёт о Петре І.Марс – в римской мифологии бог войны.Нептун – в римской мифологии бог моря.Сомненная – сомневающаяся.Тогда божественны науки… - речь идёт о приглашении Петром І на службу в Россию иностранных учёных.Верьхи Парнасски – здесь: поэты, художники, учёные. Токмо – только.Екатерина – жена Петра І, императрица Екатерина І, царствовавшая в 1725 -1727 годах.Секвана – Сена, река во Франции, на которой расположен Париж, здесь Ломоносов имеет в виду парижскую академию наук.Петрова дщерь – Елизавета Петровна, дочь Петра І.Откровенно – раскрыто.Борей – в греческой мифологии холодный северный ветер.Паства – пастбище; елень – олень.От Манжур – то есть от китайцев. В 1689 году русские земли по Амуру в результате войны с манчьжурскими феодалами отошли к Китаю.Запона – завеса.Колумб Российский – Витус Беринг (1681-1741), мореплаватель, открывший пролив между Азией и Америкой.Вран(старославянское) – ворон.Минерва ударяет в верхи Рифейски копиём… - Минерва – в римской мифологии богиня мудрости, покровительница наук; верьхи Рифейски – Уральские горы. Смысл фразы: «Наука и знания позволяют открыть залежи полезных ископаемых».Плутон – в греческой мифологии бог подземного царства, властитель скрытых в недрах земли полезных ископаемых.Натура – природа.Платон (428 или 427 – 348 или 347 годы до н.э.) – греческий философ.Невтон – Исаак Ньютон (1643 – 1727_, великий английский физик, математик.Завидя – завидуя. Примерная структура урока (конспект) Эпиграф урока«Всю русскую землю озирает он от края до края с какой-то светлой вышины, любуясь и не налюбуясь её беспредельностью и девственной природой» Н.В.Гоголь Цель урока: ввести в мир М.В.Ломоносова, увлечь, заинтересовать, пробудить интерес к личности, его поэтическому творчеству, научным открытиям; в процессе работы с различными источниками информации, выразительного чтения произведений привести учеников к восприятию и пониманию патриотических, научных, философский идей Ломоносова.Оборудование: электронные презентации о жизни, научных исследованиях и открытиях М.В. Ломоносова (возможно подготовленные учениками или заимствованные из интернета; возможны устные выступления учеников с заранее подготовленными сообщениями); тексты произведений, информационные таблицы про «три рода речений», суть реформы стихосложения Ход урокаЭмоциональный настрой. Выразительное чтение отрывков из оды «На день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Утреннее размышление о божием величестве», «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»… (читают подготовленные ученики и обязательно учитель).Какое впечатление осталось у вас после услышанного чтения? Обмен мнениями учеников, учителя…Предлагаю узнать больше о человеке, который написал эти произведения. Вам будет интересно, потому что я представляю вам Личность! Вы узнаете об энциклопедичности его ума, огромной силе характера, благодаря которому он из безвестности стал величиной мирового уровня, о великой его любви к отечеству и вере в непревзойдённую силу научных знаний для блага этого отечества и отдельного человека в нём. ЗАДАНИЕ: просмотрите/ прослушайте презентации сообщений о биографии, научных исследованиях и открытиях М.В.Ломоносова и объясните, почему А.С.Пушкин назвал этого человека «первый наш университет». -просмотр презентаций или слушание устных выступлений, заранее подготовленных учениками, комментарии, обсуждения, ответ на поставленный в задании вопрос.4. В начале урока вы слышали отрывки из поэтических произведений М.В.Ломоносова. За редким исключением( употребление устаревшей лексики) стихотворение звучит в привычном для нас ритме, рифмовке. А ведь до Ломоносова всё было иначе… «Письма о правилах российского стихотворства» (1739) «Краткое руководство к красноречию» (1743/44 и 1747/48)«Российская грамматика» (1755) ТРИ РОДА РЕЧЕНИЙ комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные; слова живого разговорного языка. Низкий штиль «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», сатиры, элегии, дружеские письма, научные сочинения из слов, общих церковно-славянскому и русскому языкам; слова малоупотребительные, но известные «грамотным людям». Средний штиль (посредственный) "составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях", церковно-книжный язык, старославянизмы; слова церковно-славянские и общеупотребительные. Высокий штиль (высокий, торжественный, величавый) Жанры в этих стилях Особенности языка, лексика Название стиля, «штиля» Именно преобразования в русском языке и в стихосложении, проведённые М.В.Ломоносовым, положили начало современному русскому языку и современной системе стихосложения. ЗАДАНИЕ: рассмотрите материал, обобщённый в таблицах, информационных карточках, схеме и постарайтесь понять, объяснить, что нового внёс учёный в русский язык и в теорию стихосложения. - самостоятельная работа учеников с информационным материалом, учитель отвечает на возможные вопросы, консультирует; - ответы учеников, беседа, уточнения; - учитель подводит итоги работы, дополняет при необходимости….; информационный материал находится у каждого ученика. ОТ СИЛЛАБИЧЕСКОГО - К СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОМУ СТИХОСЛОЖЕНИЮ Путь к открытию:Ломоносов изучал рукописные курсы поэтики, особенно поэтику Феофана Прокоповича «Три книги о поэтическом искусстве для потребления и совершенствования учащейся украинской молодежи, прочитанные в Киеве в православной Могилянской академии года Божьего 1705»;В.К.Тредиаковский разработал правила силлабо-тонического стихосложения, «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735; Ломоносов довёл до конца преобразование Тредиаковского «Письмо о правилах российского стихотворства» 1739. - распространил тонический (от греческого «тонос» - ударение) принцип на все виды русского стиха; фактически создал новую систему русского стихосложения, силлабо-тоническую, характерную для русских народных песен; - дал лучшие образцы использования этой системы в своих произведениях. + дополнительная информация: (размещается в карточке рядом с таблицей)Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения;развитие языка должно покоиться "на природном его свойстве", "того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить";заложил правильные основания русской технической и научной терминологии, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку;ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. БЫЛО – силлабическая СТАЛО – силлабо-тоническая - организации стихотворения, при котором - равное количество слогов в строке, ударные и безударные слоги чередуются - ударение в словах не упорядочено в определённом порядке, неизменном для всех«Уме недозрелый, плод недолгой науки! строк стихотворения.Покойся, не понуждай к перу мои руки: «Науки юношей питают, А. Кантемир Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут: » М.В.Ломоносов СТОПА – из двух слогов: ямб, хорей из трёх слогов: дактиль, амфибрахий, анапест; СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР - последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, стихотворение написано трёхстопным ямбом ; __ _́_ · __ _́_ · __ __ · __ _́_ где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог ритмика стиха - последовательность ударных и безударных слогов; метрика стиха – правила, по которым эта последовательность строится. 5. М.В.Ломоносов не только разработал теорию, но и дал прекрасные образцы произведений, подтверждающих эту теорию. Предлагаю вчитаться в его произведения, отрывки из которых уже звучали, и в процессе анализа в единстве формы и содержания ощутить мастерство поэта, а ещё больше почувствовать мысли и чаяния учёного, патриота. а) Перечитывание учениками вслух «Оды на день восшествия…», использование словарика для комментариев; б) Определение темы произведения, в каких строчках это выражено…; в) Определение идейной направленности произведения, анализ ключевых строк «О вы, которых ожидает..»: - синтаксические особенности (обращение, повелительное наклонение, призыв; - приём параллелизма в строфе «Науки юношей питают…»; - определение стихотворного размера (ямб), рифмовки, всей организации строфы…+ связь с теорией стихосложения; - средства художественной выразительности (олицетворение, метафора).г) Обобщение: сделайте вывод о главной направленности Оды… . Какие мысли выразил поэт и учёный?ЗАДАНИЕ: прочитайте самостоятельно «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», самостоятельно проведите анализ поэтического произведения, согласно известному вам алгоритму, и сделайте вывод об авторской позиции поэта и учёного, выраженной в произведении. Как эта позиция согласуется с жизненными убеждениями М.В.Ломоносова о процветании Отечества? - самостоятельная работа учеников, учитель консультирует при необходимости, выступления учеников с результатами анализа произведения, выводами, обсуждение услышанного.Учитель обобщает результаты сделанного на уроке. Ученики высказывают мнение о том, что им дало знакомство с личностью и творчеством Ломоносова.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитайте «Утреннее размышление о божием величестве», проведите анализ произведения в единстве формы и содержания или нарисуйте это произведение и подготовьтесь прокомментировать свой рисунок. В Ы В О Д Ы: - целесообразно проводить такой урок в 9 классе, - ученики уже должны иметь определённые навыки анализа поэтического текста в единстве формы и содержания. - от того, насколько выразительно прочитан текст оды, зависит её понимание, восприятие учениками, - восприятие поэтического текста следует подкрепить зрительными образами: фотографиями северного сияния, солнца, звёздного неба, портрета Ломоносова, возможно Петра I, Елизаветы Петровны, из них создать определённую композицию на классной доске, - 40 учеников 8-9 ых классов, которые участвовали в этих уроках, отметили: интересно и поучительно – 32 уч.узнали новое – 37 уч.получили удовольствие от чтения и размышлений – 15 уч.не вызвала восхищения личность Ломоносова у 3-х уч. Использованные ресурсы http://colonization.com.ua/images/content/history/astronomy_old/lomonosov.jpg -слайд 1http://class-fizika.narod.ru/phys/15.jpg - слайд 2http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/.photo2.jpg – слайд 4http://museum-old.lomic.ru/img/zal3_img1.jpg - картина Кислякова – слайд 6 http://colonization.com.ua/images/content/history/astronomy_old/lomonosov.jpg - слайд 6 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/799/51799947_Lomonosov_2.jpg - слайд 6 http://ekislova.ru/wp-content/uploads/2009/11/gram1.jpg - Российская грамматика, слайд 7http://rithelp.ru/wp-content/uploads/2011/04/lomonosov_krasnorechie1.jpg- - слайд 8http://www.lib.cap.ru/images/n_book91.jpg - слайд 9 , обложка книги