Технологическая карта урока по окружающему миру Моя семья. Родственники


Общие сведения о проекте урока:
Окружающий мир 1 класс
УМК «Планета ЗНАНИЙ»
Авторы: Ивченкова Г.Г, Потапов И.В.
Тема: Раздел «Человек среди людей». Урок № 53 «Мои родственники».
Тип урока: первичное знакомство с новым материалом ( + сопутствующее повторение + интеграция с уроком технологии «Изготовление письма-треугольники солдата – фронтовика» + интеграция с внеурочной деятельностью: социальный проект «Я помню! Я горжусь!»).
Педагогическая цель:  способствование формированию первоначального представления о родственных связях, составе семьи; создание условия для воспитания внимания, уважения и любви к своим родным, готовности оказывать взаимопомощь в семье.
Планируемые результаты:
Предметные : различают родственные связи, называют по именам, отчествам и фамилии членов своей семьи ; рассказывают о жизни семьи по рисункам учебника, о своей семье по предложенному плану, о родственниках- участниках ВОВ, используя материалы внеурочного проекта «Я помню! Я горжусь!»
Личностные: проявляют доброжелательность в отношениях к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, интересуются историей своей семьи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, ставят учебные задачи; проговаривают последовательность действий на уроке, оценивают результат своих действий, регулируют свое поведение .
Познавательные: общеучебные  – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, толкового словаря, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), логические - строят логическую цепочку рассуждений, анализируют иллюстрации, осуществляют анализ и сравнение информации, делают выводы.
Коммуникативные: умеют обмениваться информацией, слушать другого ученика (партнера по коммуникации при работе в паре) и учителя; договариваются с партнерами внутри рабочей группы и приходят к общему мнению; учатся выстраивать монолог, используя материалы внеурочного проекта «Я помню! Я горжусь!»..
Оборудование урока: проектор и демонстрационная доска, компьютерная презентация на тему «Семья»; карточки с индивидуальными и групповым заданиями; карточки – «кирпичики» к групповому заданию; учебники «Окружающий мир»  Ивченкова Г.Г, Потапов  И.В. 1 класс, тетради с печатной основой к учебнику; толковые словари Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова.
Литература и Интернет-ресурсы:
1.Деменева Н.Н.,Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: методические рекомендации/ Под ред. Н.Н. Деменевой. Нижний Новгород: НИРО, 2014.
2.Исследовательская деятельность младших школьников: программа. занятия, работы учащихся/авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель,2010.
3.Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова /авт.-сост. Т.С.Гулуева - Волгоград: Учитель,2012.
5.http://nsportal.ru/6.http://festival.1september.ru/ План урока с хронометражем:
Самопроверка готовности к уроку и создание положительного настроя 1 мин
Мотивирование к учебной деятельности  «ярким пятном» 2 - 3 мин
Постановка учебной задачи 4 мин
Раскрытие основных признаков понятия «семья» 6 -7 мин
78143102451101 мин
0200001 мин
Работа над понятием «состав семьи» 7 - 8 мин
Физпауза . Игра «Кто похож на…»
75787252482858 – 9 мин
0200008 – 9 мин
Самостоятельная работа над задачей распределение обязанностей в семье и
75787252997208 – 9 мин
0200008 – 9 мин
определением основ крепких отношений в семье
Формирование интереса к истории своей семьи
7595235920752 – 3 мин
002 – 3 мин
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Теоретическое обоснование
Формирование УУД
I
Самопроверка готовности к уроку и создание
положительного настроя. Появляется слайд №1: «Подготовьте к уроку учебник, рабочую тетрадь, пенал»
Учитель:
Однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с ​аппетитом».
Я вам всем сегодня на уроке и желаю этого самого приятного аппетита к знаниям!
Ученики проверяют готовность к уроку по записи, эмоционально реагируют на цитату.
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля.
II
Мотивирование к учебной деятельности  «ярким пятном» Учитель заинтересованно рассматривает фотоальбом и ведет монолог:
- Давно не виделась с близкими.. . Это я с мамой и папой в детстве... Здесь сестра и брат… Вот фотографии старшей дочери…
- Ребята, что у меня в руках?
- Какое название можно дать этому фотоальбому?
- Да, действительно это альбом с фотографиями моих родственников, семейный фотоальбом. Думаю, у каждого из вас дома есть похожие… И сегодня я не случайно принесла его на урок. ..

Дети включаются в беседу. Один ученик вслух читает отрывок из стихотворения М. Танича «Семейный альбом» слайд № 2:
Ах, чего только не было с нами:
Первый шаг, первый класс, первый вальс!
Всё, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас.
Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом!
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Заведите семейный альбом!
Обучащиеся сопоставляют увиденное и услышанное, делают вывод, что в руках у учителя семейный альбом.
Познавательные - общеучебные УУД:осуществляют анализ и сравнение информации, делают выводы.
III
Постановка учебной задачи. В беседе учитель подводит детей к понятиям «семья», «родственники», просит объяснить значение этих понятий.
Учитель:
-Вы высказали свои предположения и дали разные варианты объяснения этих понятий. Чтобы точно ответить на эти вопросы, мы и проведем сегодняшний урок. Итак, тема нашего занятия (то, о чем будем говорить)…
Дети высказывают свои мнения, опираясь на собственный опыт.
Обучающиеся пытаются определить тему урока:
«Семья. Наши родственники» слайд №3
и направления работы:
- Растолковать понятие «семья»
- Назвать родственников и определить состав семьи.
- Распределить обязанности в семье.
- Определить основу крепких отношений в семье.
слайд №4
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
IV
Раскрытие основных признаков понятия «семья».
1.Индивидуальная работа со словарем.
Учитель организует индивидуальную работу со словарями, предлагая выбранным ученикам карточки с заданием:
Карточка № 1.
«Найди в толковом словаре С.И.Ожегова значение слова СЕМЬЯ. Подготовься прочитать вслух»
Карточка № 2.
«Найди в толковом словаре Д.Н.Ушакова значение слова СЕМЬЯ. Подготовься прочитать вслух»
2.Фронтальная беседа.
Во время индивидуальной подготовки весь остальной класс охвачен фронтальной беседой. Учитель :
- Сейчас я произнесу слово СЕМЬЯ несколько раз, попробуйте услышать, какие два слова спрятались в этом слове? СЕМЬ-Я, СЕ-МЬЯ (СЕМЬ, Я) слайд № 5
- Почему же слово семья образовалось именно от этих слов? Существует несколько объяснений.
Во-первых, “семь” это особое, таинственное, волшебное число. Вспомните, где мы его встречаем?
- Во вторых, “Я” - семь раз, но почему не 6, не 8, а 7? слайд №5 Вспомните и посчитайте: каждая молодая семья - это …
3.Проверка индивидуальной работы со словарем.
- А вот как объясняется понятие СЕМЬЯ в словарях.
- Какое толкование подходит?
- Что общего в двух выбранных определениях?
2 человека самостоятельно выбирают необходимые словари и находят значение слов, готовятся выразительно прочесть другим.
В занимательной форме дети активизируют свои знания (семь чудес света, семь дней недели, цветик-семицветик, семь цветов радуги; пословицы:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ)
Дети устанавливают родственные связи, называют родственников папа, мама, ребенок, две бабушки, два дедушки. Ведут подсчет.
Дети, работающие индивидуально, делятся информацией с остальными, читая уже со слайдов № 6 и №7:
С.И.Ожегов - 1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. объединение людей, сплочённых общими интересами.
Обучающиеся обсуждают в парах какое толкование подходит, подходят к общему выводу, высказывают свою точку зрения.
Д.Н.Ушаков - Семья- группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и   ближних родственников, живущих вместе.
Родственник – человек, который находится в родстве с кем-либо.
Родство - отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.
Слайд № 8.
Обучающиеся приходят к общему мнению.
Познавательные УУД - общеучебные: осуществляют поиск необходимой информации из толкового словаря.
Познавательные УУД - логические: анализ и сравнение. Задание: какое толкование подходит? Что общего в двух выбранных определениях?
V
Работа над понятием «состав семьи» Слайд № 9 «Семья Ивановых»
Работа над определением родственных связей по слайду.
Задание читает учитель по учебнику стр.114
Слайд № 10
2. Работа с учебником стр.115:
родственные связи, профессии родителей .

3.Работа в паре.
Учитель предлагает по плану, представленному на слайде № 11 , рассказать соседу о своей семье, чтобы лучше узнать друг друга.
План рассказа.
1. В моей семье … человек.
2. Маму зовут … . Ей нравится… .
3. Папу зовут … . Он любит...
4. Имя брата (сестры)… . Он (она)… .
5. Бабушку (дедушку)зовут… Она (он)… .
Проверить 2-3 пары : что нового узнал о соседе?
Обучающиеся рассматривают предложенную иллюстрацию, самостоятельно отвечают на вопросы
Обсуждая иллюстрации и отвечая на вопросы учебника, обучающиеся приходят к выводу, что каждая семья индивидуальна.
Дети в паре самостоятельно определяют первенство, строят рассказ по плану, контролируют друг друга . Делятся при опросе полученной информацией о семье соседа по парте. Познавательные - общеучебные УУД: осуществляют поиск необходимой информации из материалов слайда и учебника.
Познавательные – коммуникативные УУД: умеют обмениваться информацией.
VI
Физпауза Игра «Кто похож на…»
Учитель:
- Встаньте и поднимите:
Правую руку – кто похож на маму?
Левую руку – кто похож на папу?
Две руки - кто похож сам на себя?
Правую – у кого есть сестрёнки?
Левую – у кого есть братишки?
Две – у кого есть и братишки и сестрёнки?
Сядьте те, у кого пока никого нет.
Теперь те, у кого в семье ждут прибавления.
Теперь остальные…
Похлопайте все, кто дорожит своей семьей!
Замечательно, вы очень внимательные!
Обучающиеся выполняют упражнения, расслабляются. Сопутствующе повторяются родственные связи, и дети получают возможность узнать больше друг о друге. Личностные результаты:
ответственное отношение к собственному здоровью.
VII
Самостоятельная работа над
задачей распределение обязанностей в семье и
определением основ крепких отношений в семье. Учитель предлагает для дальнейшей работы разделиться.
1.Большинство детей из класса будут самостоятельно работать над задачей обязанности в семье по учебнику стр.116, а затем в тетради с печатной основой стр. 48 слайд № 12.
2.Микрогруппа из 4-5 человек получает карточку с заданием и работает у доски.
Карточка № 3
Задание для группы.
Прочитайте слова. Выберите из предложенных качеств людей те, которые помогают семье быть крепкой, счастливой.
Лень, ссора, жадность, равнодушие, трудолюбие, любовь, ложь, вежливость, грубость, честность, взаимопомощь, взаимопонимание, дружба, злоба.
Прикрепите выбранные «кирпичики» - карточки на доску с помощью магнитов.
Проверка самостоятельной
работы:
Учитель:
- Конечно, хорошо, когда у каждого члена семьи есть свои обязанности. Но, в случае необходимости, я думаю, работу может выполнить любой член семьи.
4.Проверка работы микрогруппы:
Учитель:
- Какие 7 Я должны присутствовать в семье, чтобы она была счастливой?
Класс самостоятельно работает, по необходимости получая консультацию учителя.
Творческая группа совместными усилиями пробует определить, как должна быть устроена жизнь в крепкой семье. Дети выбирают из предложенного списка нужные, по их мнению, «кирпичики» - карточки и «строят» «дом» счастливой семьи (с помощью магнитов прикрепляют к доске выбранные карточки). В случае затруднения дается возможность воспользоваться толковым словарем.
Дети анализируют выполненную работу, рассказывают об обязанностях в своей семье, о помощи членам семьи, о домашних питомцах.
Группа отчитывается о проделанной работе, идет проверка со слайдом № 13, делается вывод. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
договариваются с партнерами внутри рабочей группы и приходят к общему мнению.
Познавательные: логические - строят логическую цепочку рассуждений.
VIII
Формирование интереса к историей своей семьи. Учитель:
Действительно, только в таком доме, где царят трудолюбие, любовь, вежливость, честность, взаимопомощь, понимание, дружба могут жить счастливые люди. И в их семейных альбомах есть место не только современным
фотографиям, но хранятся и старые, еще черно-белые фото, на которых тоже изображены наши родственники. Мамы и папы ваших бабушек и дедушек. Кто же это?
- Фотографии – это память, наша история. Важно хранить их, но еще важнее хранить в памяти знание о тех людях, без которых нас могло бы и не быть… Это наши родственники – участниках ВОВ и труженики тыла.
Выслушаем рассказы о них. ..
- Спасибо, вы очень трепетно относитесь к истории своей семьи и истории своей страны. Свои работы вы можете поместить в портфолио и передать в музей гимназии.
2. Пожелания на фронтовых письмах-треугольниках.
- А сейчас письма-треугольники солдата - фронтовика, которые мы сложили на технологии, дополним пожеланиями для вашей семьи.
Можете написать сами, можете воспользоваться готовыми.
Слайд № 15 Пожелания:
Добра.
Мирного неба.
Желаю счастья.
Мира и счастья вашему дому.
Будущему поколению любви, добра и счастья.
Обучающиеся устанавливают новые родственные связи (прадедушки-прабабушки). Идет актуализация знаний об истории ВОВ. Дети делятся материалами проекта « Я помню! Я горжусь!»
(см. Приложение №1 и Презентацию «К 70 ВОВ»)
Слайд № 14.

На ближайшем уроке технологии обучающиеся изготовили письма-треугольники (см. Приложение №2). Они заполняются теплыми словами в адрес своих близких родственников. Чтобы вспомнить, как сложить письмо - треугольник, дети могут воспользоваться уже известной им технологической картой .
Слайд №16.
Личностные результаты: интересуются историей своей семьи.
Коммуникативные УУД: учатся выстраивать монолог, используя материалы внеурочного проекта «Я помню! Я горжусь!»
Личностные результаты: 
проявляют доброжелательность и эмоциональную отзывчивость в отношениях к другим членам семьи.
IX
 Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель:
- Вспомним, какие задачи ставили на уроке. слайд № 17
- Удалось решить поставленные задачи?
- Возникли ли сложности при самостоятельной работе?
работе в группе?
работе в паре?
- Как вы считаете, как эти трудности можно преодолеть?
- Над какими вопросами, связанными с понятиями «семья», «родственники» можно еще поработать ?
Спасибо за работу. Вы молодцы! Урок закончен. Слайд № 18. Обучающиеся делятся своими впечатлениями от урока, которые связаны с новыми понятиями «семья», «родственники». Оценивают свою работу на уроке. Ставят новые задачи, связанные с этой же темой « Родословная»,
«Семейные традиции».
. Регулятивные УУД: оценивают результат своих действий, определяют свою дальнейшую деятельность в рамках темы урока.