Конспект урока по курсу Энография народов Крыма Профессия этнограф


Открытый урок-презентация по «Этнографии народов Крыма» в 8 классе


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


«Профессия этнограф»

Подготовила
учитель географии
СОШ № 26 им Е.М. Бакуниной
Курдюкова Н.А.
первая квалификационная категория

2012г
Г.Севастополь
Урок-презентация «Профессия этнограф»

Цель урока:
Показать важность и значимость вклада каждого этноса нашего края в культурное, нравственное и экономическое развитие Крыма. Продолжить изучение этнической карты нашего края и разнообразия народов Крыма, культурных обычаев народов Крыма, их традиций, праздников, религии
Развитие умения работы со статистическими данными (их классификация, обобщение, анализ), умений выражать собственную мировоззренческую позицию, развитие моно и диалогической речи. Развитие у учащихся форм деятельностного подхода в изучении этнографических данных (самостоятельная работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет)
Воспитание осознанного подхода к выбору профессии, представления о толерантности, как одной из важнейших характеристик для культурного развития общества.

Оборудование:
Мультимедийная установка, электронные презентации учащихся.

Подготовительная работа

Опережающие задания группам учащихся.
Инструктаж по сбору материала и созданию электронных презентаций
Создание проектов по одному из народов Крыма.

ХОД УРОКА
I. ОРГ МОМЕНТ

II. Актуализация опорных знаний и умений
Ребята, а вы уже задумывались над тем, кем вы хотите стать в будущем, какую профессию выбрать?
Что вы знаете о профессии этнографа?
Как относятся люди, когда к ним в поселок приезжают ученые, чтобы изучать их быт и культуру?
Как быстрее найти язык с представителем той или иной этнической группы...



III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
У меня растут года, будет и семнадцать,
Где работать мне тогда, чем заниматься?
В. Маяковский

Каждый человек хотя бы раз в жизни выбирал себе профессию. И в определенное время каждый школьник начинает задавать себе вопросы: «А что дальше?», «Чем мне заниматься в этой жизни?», «Какой выбор сделать?»... Очевидно, чтобы принять оптимальное решение, необходимо учесть множество факторов - свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Но как оценить свои возможности, проявить самостоятельность и сделать свой выбор?

Надеюсь, что работа на уроке поможет вам ответить пусть не на все, но на многие вопросы, связанные с выбором профессии.
В ходе работы над проектом вам представится возможность побывать в роли представителей одной из самых редких профессий – профессии этнографа.



IY. Изучение нового материала

Очень редкая профессия – этнограф. В некоторых местностях их воспринимают, как пришельцев. Они раскрывают тайны разных народов: почему татары не ели щуку, зачем русские в грозу выгоняют из изб черных котов
Вопрос: Как вы считаете, этнографы – романтики?
- Совершено верно. Каждый этнограф в душе настоящий романтик. Тяга к путешествиям, к общению приводит людей к мысли заняться этой наукой.
Путешествуя, опытный этнограф узнает, что, к примеру, представители таких народностей, как украинцы или крымские татары, очень гостеприимны и открыты. Они всегда готовы принять гостей и поделиться информацией. А вот евреи более замкнутый народ. Затруднительно общение с кавказскими народами, особенно с азербайджанцами. Нужно быть очень хорошим психологом, чтобы разговорить представителей этих народностей.
1. Чем занимается этнограф
Этнограф, наверное, половину жизни проводит в экспедициях. Существует даже отдельный термин - «этнографический год». Его продолжительность – пятнадцать месяцев. Этнографы продлевают свой рабочий год по двум основным причинам. Первая - каждая экспедиция начинается летом. Прибыв на место, ученые не сразу начинают расспрашивать людей. Некоторое время – два-три месяца уходит на коммуникативную адаптацию. После того, как жители к ним привыкнут, начинается более тесный контакт. Только по истечению некоторого времени, люди способны поделиться с учеными информацией. До этого момента они нас воспринимают, как пришельцев. Вторая причина заключается в том, что ученые должны проанализировать полный цикл жизни определенного народа. Ведутся наблюдения за тем, как ведут люди свое хозяйство не только летом, но и зимой, весной и осенью.
Многие совершенно не представляют себе, что без этнографии, без ее данных, классификации и сообщений, нет и не может быть науки о человечестве, его культуре, пространстве и времени. Проще говоря, невозможна ни наука, которая именуется историей, ни такая дисциплина, как социология. Величайшая заслуга этнографии в том, что она впервые установила конкретное представление о человечестве в целом. Это она, если можно так выразиться, впервые сделала перекличку всех народов планеты. К известному афоризму можно добавить: не зная своего прошлого, а также других народов, ты не познаешь будущее. Так, накопленные этнографические знания передаются следующим поколениям.
- Как вы думаете, чем полезны этнографические труды в настоящем?
- Не секрет, что в последнее время стали заметны экстремистские выступления среди молодежи. Крым, кстати, также не обошло это общественное явление. Роль этнографа – выступить в роли миротворца. Так было в 80 - 90-х годах, когда усугубилась межнациональные отношения с народами Кавказа. Чтобы урегулировать эти волнения, этнографы всей страны начали большую практическую работу по разработке специализированных программ. Тогда они внедрялись в каждом городе, поселке, деревне.
Этнографы каждое путешествие в народ раскрывают и объясняют многие факты. Оказывается в старину татары не ели щуку из-за того, что на этой рыбе есть крест, что символизирует символ христианства. Или до сих пор есть такое поверье, что в грозу нужно выкидывать черных котов из дома. Эта примета связана с тем, что в Ильин день, если шла гроза, хозяйка обязательно выставляла за порог черного кота, ведь он считался олицетворением дьявола. Результатом работы этнографов становятся доклады, а также научно-популярная литература.
2. Что представляет собой профессия этнограф?
По предмету труда относится к типу – "человек–знаковая система"; по характеру труда является профессией творческого класса.
Назначение профессии "Этнограф": изучение народов–этносов и других этнических общностей, их этногенеза, быта, культурно–исторических отношений, расселений и передвижений.
Объектом Этнографии являются этнографические явления: материальная культура (пища; способы добывания пищи и порождаемые ими формы хозяйства; приручение животных; орудия; утварь; оружие; средства сообщения; жилище; одежда и украшения); социальный строй (брак и семья; общественные союзы; формы организации и элементы власти; столкновения и общение союзов; первобытное право); духовная культура (язык; религия; нравственность; искусство; поэзия; письмо).
Этнография ставит и решает как познавательные, так и практические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современных этнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.
Приложение 1
Профессия "Этнограф" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений.
Основой профессии "Этнограф" выступают школьные и специальные знания:
история;
география;
история мировых цивилизаций;
иностранные языки.
история отдельных народов;
этнография;
этнология;
антропология;
археология;
древние языки.
Этнограф осуществляет деятельность в рабочем помещении, в архивах, вне помещения, выезжая за пределы рабочего региона и страны для проведения этнографических исследований. Для успешного выполнения деятельности, этнографу необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.
Приложение 2
3. Карьера и зарплата.
Этнографы не пользуются высоким спросом на рынке труда. Заработную плату тоже нельзя назвать приличной. Младший научный сотрудник получает всего 11500 рублей в месяц. Однако профессия считается перспективной. Например. За рубежом активно развиваются прикладные направления: этнографы работают консультантами нефтяных и газовых корпораций, которые хотят вести переговоры с населением, обитающим там, где будет построен завод или начата нефтедобыча. (приложение 1)

4. Поработаем этнографами
Ну а сегодня наши творческие группы подготовили свои первые этнографические исследования. В своих проектах они расскажут нам о трех народах Крыма. А все остальные будут фиксировать результаты исследований в своих исследовательских картах. По результатам заполнения, мы увидим, смогли – ли наши этнографы изучить народ, его быт и традиции, или упустили что-то в своих работах (приложение 3)
Работы и презентации групп:
1-я группа – крымские немцы
2-я группа – крымские армяне
3-я группа – крымские евреи


Y. Закрепление изученного материала
Заинтересовала ли вас профессия этнографа? Чем?
Но ведь этнография нужна не только ученым. Зная особенности национальной кухни можно стать незаурядным шеф-поваром престижнейшего ресторана, познакомившись с изюминкой национального костюма художники-модельеры создают дизайнерские авторские коллекции одежды и обуви.
Какие особенности народов, изученных на сегодняшнем уроке вам запомнились больше всего.
Обычаи какого из народов вам больше понравились? Почему?
С представителями каких народов вы дружите или знакомы? Интересно ли вам с ними?

YI. Домашнее задание.
Подготовить к следующему уроку исследовательские проекты по следующим народам:
Болгары
Греки
Итальянцы
Азербайджанцы


































Приложение 1

Этнограф это специалист, который изучает быт народов, их культуру и традиции.
Специфика профессии:
Профессия этнограф подойдет тем, кто любит путешествовать.
Место работы:
Научные учреждения, промышленные корпорации.
Личные качества:
коммуникабельность
физическая выносливость
аналитические способности
любознательность
хорошая память

Карьера и зарплата:
Этнографы не пользуются высоким спросом на рынке труда. Заработную плату тоже нельзя назвать приличной. Младший научный сотрудник получает всего 11500 рублей в месяц. Однако профессия считается перспективной. За рубежом активно развиваются прикладные направления: этнографы работают консультантами нефтяных и газовых корпораций, которые хотят вести переговоры с населением, обитающим там, где будет построен завод или начата нефтедобыча.

Приложение 2
Основные решаемые задачи профессии "Этнограф":
исследование черт традиций повседневной (бытовой) культуры народа, образующих его этнический облик;
исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры этноса;
изучение первобытнообщинного строя (по его пережиткам у современных народов);
изучение миграции и численности народов;
изучение языка, духовного склада, религиозных воззрений этноса;
непосредственное наблюдение жизни народа (стационарные и экспедиционные исследования, сбор коллекций и др.);
работа с историческим наследием (археологическими находками, письменностью, народным творчеством);
проведение анкетирований и бесед с современными представителями этноса;
проведение антропологических экспертиз;
изучение проблем языкового родства;
составление этнографических карт (изучение взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения).

Приложение 3
Профессионально–важные качества профессии "Этнограф":
инициативность;
педантичность;
предусмотрительность;
самостоятельность;
способность аргументировано отстаивать свое мнение;
способность к переключениям с одной деятельности на другую;
способность планировать свою деятельность во времени;
старательность, исполнительность;
стремление к профессиональному совершенству;
трудолюбие;
в норме развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание);
способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
способность к переводу образа в словесное описание;
предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
ассоциативность мышления; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
прастранственно–образное мышление;
долговременная память;
память на образы предметного мира;
память на семантику (смысл) текста;
память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики);
умение грамотно выражать свои мысли;
навыки письменного изложения информации;
склонность к исследовательской деятельности;
склонность к работе с документацией;
способность заниматься длительное время кропотливой работой;
способность к анализу и систематизации большого количесва информации;
способность устанавливать контакты с людьми;
умение предвидеть результат.
Приложение 4
Исследовательский лист этнографа
Фамилия ______________________ имя____________________ класс______дата_______

Критерии изучения
армяне
немцы
евреи

Религия





Культовые здания





Национальная одежда





Национальная кухня





Дома, жилища






Предметы быта






Занятия, ремесла






Особенности культуры






Праздники обряды







Приложение 5
Ошибки и затруднения в выборе профессии

1) Отождествление профессии со школьным предметом.
Помни, что школьный предмет – это ещё не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.

2)Ориентация на мнение случайных людей.
Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящем от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии.

3) Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней.
Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на её внешнюю привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

4) Выбор профессии «за компанию».
Если профессия нравится твоему другу – из этого ещё не следует, что она понравиться и тебе.

5) Недостаточный учёт своих способностей. Незнание или недооценка своих психологических особенностей.
Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему - то иногда упускается из виду.

6) Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.
«Хороший человек» - это не профессия. Если тебе симпатичен кто – то это ещё, не значит, что нужно выбирать профессию, какой обладает он.

7) Выбор исключительно по признаку престижности. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации. Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии. Незнание требований профессии к человеку.
Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать, мода, скорее всего, уже измениться.

8) Игнорирование медицинских противопоказаний.
Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.

















13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115