Урок открытия новых знаний и способов действий, 1 класс Дымковская игрушка


Конструкт пробного урока изобразительного искусства
по производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Устюжаниной Екатерины Васильевны.
Дата:25.11.15
ОУ: № 23
Класс: 1
Программа:
ФИО учителя класса: Абакшина Ольга Николаевна
ФИО методиста: Диок Светлана Вячеславовна Подпись:______________
Тема урока: Украшение Дымковской лошадки.
Цель: Сформировать представление о народном ремесле России «Дымково», через практическую деятельность.
Планируемый результат:
Личностный: Проявляют познавательный интерес к уроку изобразительного искусства, аккуратность в работе, демонстрируют умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность, работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения; проявляют положительные эмоции в процессе всего урока.
Метапредметный: проявляют познавательный интерес к народным промыслам; демонстрируют освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; проявляют творческий потенциал средствами художественной деятельности; анализируют, обобщают полученную информацию в ходе беседы о Дымковской лошади.
Предметный: имеют первоначальные представление о дымковской игрушке; расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; получают возможность продолжать учится; организовывать рабочее место, используют художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с народным промыслом «Дымково»
Задачи:
Воспитательная : Воспитывать интерес к творческой деятельности, аккуратность в процессе работы, сформировать интерес к народному прикладному искусству : дымковская игрушка.
Развивающая: Развивать умения контроля и коррекции собственных действий, развивать творческий потенциал учащегося средствами художественной деятельности, развивать чувство ритма, композиции, цвета, развитие воображения и фантазии, совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства окружающего мира; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, учить выделять познавательную цель урока, осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Образовательная:
Изобразительная: учить навыкам рисования по образцу и предложенному алгоритму; освоить основные приемы и техники росписи дымковской игрушки.
Техническая: совершенствовать навыки рисования карандашом, красками (гуашью)ватной палочкой;
Композиционная: РИТМ, ПОВТОРразвивать умение соблюдать в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагать изображение в соответствии с размером листа.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, диалогизации ; психологической комфортности; вариативности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
По источнику изложения учебного материала:
Словесные - рассказ, беседа, пояснение, объяснение, инструктаж, напоминание.
Наглядные - демонстрационные
По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого.
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация.
Методы воспитания: методы развития познавательного интереса, поощрение, стимулирование занимательным содержанием.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оснащение
Оборудование:
Демонстрационные: презентация, плакат с элементами городецкой росписи, пример кухонной доски Городецкая роспись.
Индивидуальные: Шаблон для украшение «Дымковской игрушки Лошадь»
                          гуашь
                          кисти
                          баночка для воды
                          альбом
                          тычок (ватные палочки 2 шт.)
                          простой карандаш
                          ластик
Информационные источники:
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности. (2мин.)
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы. (2мин)
3. Решение поставленной проблемы. (5мин.)
4.Первичное закрепление(5 мин)
5. Самостоятельная работа (5 мин)
6.Рефлексия деятельности(3мин)

Ход урока:
Этапы урока, задачи
Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача:
мотивировать детей на предстоящую деятельность.
По источнику изложения учебного материала:
Словесный
Художественное слово. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Васильевна.
Мы сюда пришли учиться,
Не ленится, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Присаживайтесь.
-Прежде чем начать урок, проверьте всё ли у вас готово:
                          гуашь
                          кисти
                          баночка для воды
                    тычок (ватные палочки 2 шт.)
                          простой карандаш
                          ластик
Порядок на рабочем месте поможет быстро и качественно выполнить работу.
Следите ребята за порядком на столе в течении всего урока!
На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность.
Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)
2.Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Задача:
Выяснить тему урока, цель. По источнику получения знаний:
-словесные (беседа, объяснение)
-наглядные демонстрация. - Ребята, что у меня в руках? (глиняная игрушка, скульптура)
-Из чего сделана игрушка? Из глины, правильно.
Глиняная игрушка- особый вид народного творчества.
Она не всегда предназначалась для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта – малая бытовая скульптура.
Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.
-Ребята а хотите я вам расскажу какими игрушками давным -давно играли наши бабушки и дедушки? (Дети: Да.)- Давным – давно когда наши с вами бабушки и дедушки были совсем маленькими. Они тоже играли в игрушки. А знаете ли вы, где они брали эти игрушки? (Дети: В магазине.)-Нет не в магазине. Игрушки они лепили из глины. Дымковская игрушка одна из самых старинных игрушек на Руси. Говорят, что дымковская игрушка возникла в весенний праздник, который назывался «Свистунья». Весь русский народ к этому празднику лепил глиняные свистульки. А разукрашивали эти свистульки по особенному. Раскрашивали только прямыми линиями, мазками и точками. Сейчас я вам покажу какие бывают игрушки и как они раскрашены. Посмотрите пожалуйста на экран
(Включаю видеоролик про Дымкоскую игрушку).
-Ребята что вы сейчас увидели в моём видеоролике? (Дымковские игрушки)
-Как они украшены? (разными узорами)
- Какие цвета встречаются?( Синий, красный, оранжевый…)
-Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи? (Белый цвет.)
Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.
- Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка) - Что обозначают круги?
- Что имеет круглую форму?
Круги означали солнце.
- А волнистые линии, что могли обозначать?
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена, засеянное поле.
  Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище. Детей, их поля.
-Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.
-Ребята, вы знаете основные ремесленные центры,
где лепили глиняные игрушки? (нет)
- Не знаете. Ребята, я вам расскажу сегодня только про один ремёсленный центр это «Дымково» и вы узнаете и научитесь разбираться в особенностях глиняной игрушки .-Кто может сформулировать тему нашего урока?
Кто еще как-думает?
-Хорошие варианты, вы близки к истине, но если быть точнее Тема нашего урока : «Украшение Дымковской игрушки»
Давайте прочитаем хором все вместе.
Ребята а какую цель мы с вами поставим на наш урок?
Познакомится с Дымковской игрушкой.
Научится расписывать игрушку. Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Решение поставленной проблемы.
Задача: Рассказать об ремесле «Дымково».
По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса:
формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.
-Дымковская игрушка — самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.
- Ребята, ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
-Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся деревня была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. 
- Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами элементы дымковской росписи.
-Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки. Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора. Посмотрите на индюка. У него на хвосте и наклеены ромбики.
-Ребята, кто знает, что такое сусальное золота?
Сусальное золото - это тонкие листы золота, которые обычно используют в декорации чего- нибудь. Вы, можете вспомнить, купала церквей, как раз они и покрыты сусальным золотом.
-Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.
– Например, рассмотрим дымковскую барыню. Она очень нарядная. На голове непременно – кудри, шляпки/ кокошники. На плечах пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках может быть сумочка, зонтик, собачка и многое другое.
А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает. В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.
- Взгляните на индюка. Все расписаны бока, крылья важно распущены, пышный хвост, высокий гребешок, как корона у царя. напыщен, горделив. Очень красивая птица.
-Это у нас конь.
-У него обширная грива и хвост.
- Смотрите, у коня может быть всадник, а может и не быть.
- На слайде у нас кто? Да, олень и барашек.
-Чем они различаются? Что вам сразу бросилось в глаза?
-Да, у олененка рога мощные, направлены вверх, а у барашка рога загнуты вниз.
-Разобрались, отлично.
-Итак, ребята. Мы рассмотрели с вами дымковскую игрушку, ее историю, элементы росписи, то есть чем она отличается от других игрушек.
Физ.минутка.
А теперь все дружно встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели вновь за дело. Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
4. Первичное закрепление .Задача: закрепить знания и умения детей с помощью анализа Дымковской игрушки. По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса:формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

-Ребята обратите внимание на слайд, кто это? (Лошадь) Это не просто конь а Дымковская лошадь.
-Каким цветом конь? Белым.
-Какие у коня присутствуют узоры? Маленькие и большие круги.
-Ребята, а у вас у кого - нибудь есть дымковская игрушка? (Нет)
-А хотите, я вам каждому подарю дымковскую игрушку?
(Да)
-Посмотрите, у меня есть вот такие вырезанные из бумаги дымковские игрушки, только они совсем не похожи на те которые мы с вами видели в видеоролике, а почему я не как не пойму?
-Может быть вы мне подскажите?
-Они не раскрашены!
-А может вы их сами, раскрасите?
Вы как в настоящей мастерской станете мастерами и раскрасите эти игрушки дымковскими узорами. (Да.)
Сейчас я каждому раздам шаблон Лощади, и мы будем разукрашивать его дымковскими узорами.
Для этого нам понадобится : гуашь , кисти, баночка для воды,
                     тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш,
Сейчас раскройте баночки с гуашью.
ластик.
На
Перед ва                   
                 
              Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
5.Самостоятельная работа. Роспись лошади.
Задача: расписать лошадь в дымковском стиле. По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ),
И так ребята перед вами форма для росписи дымковской лошади. Сначала мы с вами раскрасим основные элементы дымковской лошади. Это нос, грива, хвост, копыта. Для этого будем использовать какой цвет? (
(Чёрный)
Берём баночку с чёрной гуашью открываем и кистью добавляем чёрный цвет в палитру, далее берём в руку ватную палочку держим её прямо, крепко, макаем ватную палочку в чёрную гуашь и раскрасим сначала гриву, затем нос, глаз, потом хвост и копыта.
Далее возьмём баночку с синей гуашью, добавим её кистью в палитру и нарисуем ватной палочкой синие круги, затем открываем гуашь с жёлтой краской и поставим точки в наших кругах .Теперь увидели контуры которые у вас нарисованы карандашом взяли чёрную краску и токами ватной палочкой тыкаем по линиям. Регулятивные УУД
(контролируют корректируют результаты своей работы, планируют умственные и практические действия)
6. Рефлексия учебной деятельности.
Задача: подвести итог урока, оценить свою деятельность и деятельность одноклассников. По источнику получения знаний:
-словесные беседа. -Вы отлично поработали, у всех получились чудесные «Дымковские лошадки».
Ребята какая тема была у нас сегодня на уроке? «Украшение Дымковской игрушки»
Достигли ли мы те цели которые ставили в начале урока? (да)
-Ребята, спасибо за урок.
-Вы были все активные, мне было очень приятно с вами работать. До свидания.
Общеучебные УУД:
Демонстрируют умения анализировать способы действий, оценивают результат собственной деятельности.