Урок освоения новых знаний и способов действий Городецкая роспись


Конструкт урока технологии
по производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Устюжаниной Екатерины Васильевны.
Дата:11.11.15
ОУ: № 23
Класс: 2
Программа: «Гармония» Учебник: Н.М.Конышева «Технология».
ФИО учителя класса: Говорухина Ольга Владимировна
ФИО методиста: Стрельникова Елена Михайловна
Тема урока: «Народные промыслы России. Разделочная доска «Городецкая роспись».
Изделие: Кухонная доска «Городецкая роспись»Цель: Сформировать представление о народном ремесле России «Городецкая роспись», познакомить с историей Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях Городецкой росписи. Научить выполнять аппликацию в стиле «Городецкая роспись».
Планируемый результат:
Личностный: демонстрируют уважительное отношение к труду, осмысляют значение народных промыслов для развития декоративно - прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций, формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны и родного края, формировать потребность в творческой деятельности, развивать собственные интересы, склонности и способности, проявлять творчество при выполнении изделия.
Метапредметный: проявляют познавательный интерес к народным промыслам; выделяют особенности городецкой росписи: тематику, композицию, элементы(фигуры, цветы) сравнивают особенности хохломской и городецкой росписи; соблюдают правила безопасного использования инструментов; проводят анализ изделий и определяют или дополняют последовательность их выполнения под руководством учителя. Демонстрируют умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), понимают смысл инструкции учителя, демонстрируют творческие находки в процессе создания изделия, регулятивные УУД (осуществляют собственную деятельность, организуют своё рабочее место для работы с бумагой, планируют учебную задачу, целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование; оценка)
Предметный: имеют представление об Городецкой росписи; используют навыки работы с бумагой, разметки деталей изделия по шаблону; составляют композицию на основе аппликации; выполняют орнамент по мотивам городецкой росписи; оформляют изделие при помощи красок.
Задачи:
Воспитательная :воспитывать уважительное отношение к труду людям и народных традициях; социально ценные качества личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе;
Развивающая: развивать познавательные, общеучебные УУД (умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме), логические УУД (операции анализа, синтеза, сравнения), коммуникативные УУД (владение диалогической речью), познавательный интерес; сенсорику и моторику рук; расширение представлений о народных промыслах, ознакомление с народным видом промысла – изготовлением кухонной доски Городецкая роспись. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативного образного мышления.
Образовательная: имеют представление о Городецкой росписи, знают навыки работы с бумагой, умеют делать разметки деталей по шаблону, составляют композицию на основе аппликации, выполняют орнамент по мотивам Городецкая роспись.

Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, диалогизации ; психологической комфортности; вариативности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
По источнику изложения учебного материала:
Словесные - рассказ, беседа, пояснение, объяснение, инструктаж, напоминание.
Наглядные - демонстрационные
По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого.
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация.
Методы воспитания: методы развития познавательного интереса, поощрение, стимулирование занимательным содержанием.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оснащение
Оборудование:
Демонстрационные: презентация, плакат с элементами городецкой росписи, пример кухонной доски Городецкая роспись.
Индивидуальные: цветная бумага, кухонная доска из картона, ножницы, клей карандаш, пинал,клеёнки,салфетки.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности. (2мин.)
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы. (2мин)
3. Решение поставленной проблемы. (5мин.)
4.Первичное закрепление(5 мин)
5. Самостоятельная работа (5 мин)
6. Решение проблемы(15-20 мин)
7.Рефлексия деятельности(3мин)
Ход урока:
Этапы, задача этапа Методы и приёмы Деятельность учителя Планируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача:
мотивировать детей на предстоящую деятельность.
По источнику изложения учебного материала:
Словесный (беседа)
Художественное слово. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок технологии проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Васильевна.
Мы сюда пришли учиться,
Не ленится, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Присаживайтесь.
-Прежде чем начать урок, проверьте всё ли у вас готово: цветная бумага, ножницы, клей, клеёнка, салфетки, простой карандаш.
Порядок на рабочем месте поможет быстро и качественно выполнить работу.
Следите ребята за порядком на столе в течении всего урока!
Личностные УУД (самоопределение)
Демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;
2.Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Задача:
Выяснить тему урока, цель. По источнику получения знаний:
-словесные (беседа, объяснение)
-наглядные демонстрация. -Ребята с чем вы знакомились на прошлом уроке технологии с Ольгой Владимировной?
С народным промыслом хохлома. Знакомились с новой техникой папье-маше. Также делали из неё миску. Изготавливали изделие миску «Золотая хохлома»
Хорошо, молодцы!
Помещаю на доску 3 иллюстрации.

Что изображено? (тарелки, ложки, баночка под ложки)
-Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы) .-Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки) .- Какими цветами изображены узоры? (черным, красным, зеленым, жёлтым, золотым)
-Молодцы, немножко вспомнили про хохломскую роспись.
-А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним народным промыслом. Но,пока не скажу с каким.
-Помещу сейчас на доску иллюстрации, а вы внимательно рассмотрите и может кто- ни будь скажет мне как называется данная роспись..
(Помещаю 2 иллюстрации на доску)

-Рассмотрите внимательно иллюстрации.
Кто может мне назвать как называется эта роспись?
( проблема…)
-Сейчас мы с вами столкнулись с проблемой названия росписи.
-Для того чтобы узнать название данной росписи я прочитаю вам стихотворение. Стихотворение называется :"Веселый Городец"
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
-Ребята как же называется роспись? (Городецкая роспись)
-Знакомо ли вам это понятие?
-Приходилось ли вам встречать предметы, расписанные таким образом.
-Как вы думаете как какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема нашего сегодняшнего урок : «Городецкая роспись».
Какую цель мы с вами сегодня поставим на урок?
1.1. Познакомиться с историей Городецкой росписи.
2.2. Познакомить с узорами в изделиях Городецкой росписи. 3.
3.3. Научиться выполнять аппликацию в стиле «Городецкая роспись».
Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Решение поставленной проблемы.
Задача: познакомиться с историей Городецкой росписи, с узорами в изделиях городецкой росписи, рассмотреть готовый шаблон кухонной доски вместе с обучающимися.
По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса:формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.
-Сейчас я вам расскажу немного истории о Городецкой росписи. «История городецкой росписи»
-Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил своё развитие в деревнях близ города Городца. Городецкой росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики.) Для создания предмета быта использовали такой материал как дерево.
Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан, ромашка, листики, городецкая роза.     Как правило, все элементы городецкой росписи  имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.
-Давайте познакомимся поближе с элементами Городецкой росписи.
(помещаю на доску элементы городецкой росписи)
Физминутка.

-Рассмотрите внимательно все элементы городецкой росписи.
-Давайте подробно разберём каждый элемент городецкой росписи.
Ромашка- это…
Розан-это…
Листья- это…
Купавка- это
Городецкая роза это..Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
4. Первичное закрепление .Задача: закрепить знания и умения детей с помощью анализа изделия. По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация). Методы развития познавательного интереса:формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.
Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
5.Самостоятельная работа.
Задача: проверить уровень усвоения пройденного материала. По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, рассказ),
-Ребята, с какими трудностями при изготовлении аппликации кухонной доски, вы встретились?
Что для вас было самое сложное?
Сложно ли было работать по плану? Регулятивные УУД
(контролируют корректируют результаты своей работы, планируют умственные и практические действия)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Задача: подвести итог урока, оценить свою деятельность и деятельность одноклассников. По источнику получения знаний:
-словесные беседа. -Вам понравилось выполнять такую работу?
-Что ты сегодня научился делать, какого результата добился? Что расскажешь дома?(отвечают) Общеучебные УУД:
Демонстрируют умения анализировать способы действий, оценивают результат собственной деятельности.