Конспект по крымоведению на тему Физико-географическое районирование Крыма


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Крымоведение 8 класс Урок №26
Тема: Физико-географическое районирование Крымского полуострова. Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов.
Планируемые результаты: Предметные: Познакомить учащихся с особенностями физико-географического районирования Крыма. Охарактеризовать влияние зональных и азональных факторов на формирование природных комплексов. Метапредметные: развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, прививать к учащимся бережное отношение к природе родного края. Личностные: воспитание любви к родной земле, и интерес к окружающему миру.
Оборудование: презентация, физическая карта п-ва, рабочие тетради под редакцией Супрычева. Тип урока: получение новых знаний. Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Мотивация учебной деятельности Отличия в геологическом строении и характере рельефа отдельных частей Крыма, климатические контрасты между Южным берегом, горами и степью, сложное сочетание типов почв и растительных формаций обусловливают разнообразие природных комплексов (ландшафтов). Предполагают тему урока.
Участвуют в определении целей урока.
2.Актуализация опорных знаний 1.В чём заключается закон широтной зональности?
2.Как проявляется смена природных комплексов в горах?
3.Что такое ландшафт? Устная беседа.
3.Организация познавательной деятельности Природные комплексы, близкие по происхождению, структуре, физическим, химическим и биологическим характеристикам, образуют региональные физико-географические единицы.
На территории Крымского полуострова выделяют две физико-географические провинции:
- Степной Крым
- Горный Крым.
Исходя из отличий их ландшафтной структуры, провинции делят на физико-географические области.
Каждая область характеризуется преобладанием или сочетанием определенных типов местностей.
Равнинная часть Крымского полуострова на последних схемах физико-географического районирования рассматривается как Крымская южностепная провинция. Анализ внутренних природных различий дает возможность выделить в ее пределах четыре физико-географические области:
- Северо-Крымскую низменность (Крымское Присивашье), - Тарханкутскую приподнятую равнину, Центральную - Крымскую равнину - Керченский полуостров.
Горный Крым
По составу видов ландшафтов в пределах провинции горного Крыма выделяют три физико-географические области - Предгорную лесостепную, - Главную горно-лугово-лесную гряду, - Крымскую южнобережную субсредиземноморскую.
Антропогенный ландшафт - географический ландшафт, созданный в результате целенаправленной деятельности человека для выполнения социально-экономических функций или возникший в ходе непреднамеренных негативных антропогенных воздействий.
Антропогенный ландшафт - территориальная система, в которой взаимосвязаны природные и антропогенно-техногенные элементы.
Особенностью антропогенного ландшафта является сложное сочетание процессов природной самоорганизации и управления со стороны людей (изменение режима подземных и поверхностных вод, свойств почвы, выращивание культурных растений, акклиматизация полезных видов животных и др.). Значительная часть антропогенных ландшафтов создана для выполнения ресурсовоспроизводящих (поля, лесонасаждения, водохранилища и др.) и средоформирующих (различные населённые пункты) функций.
По степени модификации природной составляющей можно выделить следующие категории: а) слабоизменённые ландшафты, в которых человеком затронуты лишь отдельные компоненты, но основные связи не нарушены; б) нарушенные ландшафты, в которых произошло изменение природных связей и структуры; в) сильно нарушенные ландшафты, в которых в результате длительного стихийного нерационального воздействия произошло существенное нарушение природных связей и изменение структуры ландшафта; г) культурные ландшафты, в которых природные связи целенаправленно изменены для обеспечения наиболее полного и эффективного использования природных ресурсов, их охрану и воспроизводство; д) искусственные ландшафты, созданные человеком на природной основе (города, горные разработки, каналы и др.)Выписывают в тетрадь критерии классификации ландшафтов.
Изучают особенности ландшафтов различного ранга.
Работа с картой.
Запись в тетрадь.
Составляют схему.
4.Подведение итогов Закрепление.
Рефлексия. После подведения итогов, на заключительном этапе урока, можно провести рефлексию в форме анкетирования:
1. Что было интересно, что я узнал нового .
2. Чему я научился в ходе изучения темы.
Домашнее задание: конспект. Устная беседа
Самооценка знаний и умений.