Доклад на тему Элементы технологии критического мышления


Слайд 1 «Знание только тогда знание,
когда оно обретено усилиями своей мысли,
а не памятью».
Л.Н. Толстой
Наша педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе
Слайд 2 Педагогические задачи, стоящие перед нами:
помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
вызвать их мотивацию;
научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
В основе нашей методической системы заложены элементы технологии критического мышления.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся
Слайд 3 Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир»
Каким же образом мы внедряем эту систему?
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления
Слайд 4 Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.
Стадия вызова.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приёмы и методы.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка «известной информации», рассказ:
-предположение по ключевым словам;
-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
2. Стадия осмысления.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:
-маркировка с использованием значков

(по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.
3. Стадия рефлексии.
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. -Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных ответов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными
Например
1.Стадия вызова. Парная мозговая атака.
Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Предлагаю примерный сценарий обсуждения в парах:
-Синонимы – это…
-Синонимы должны быть…
-Синонимы различаются…
-Что такое паронимы?
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием “Пометки на полях”
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
V” - знаю“+” - новое“?” - есть вопросы
Слайд 5 Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.
Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Что я знаю Что я хочу узнать Что мы узнали, и что нам осталось узнать
Синонимы – это слова с близким значением.
Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель - враг.
Различаются оттенками значения или стилистической окраской, или тем и другим одновременно. Что такое паронимы?
Как они связаны с синонимами?
Для чего нужно знать о паронимах?
2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться:
А.
В.
С.
Д.
Источники информации:
1.
2.
3.
4.
3. Стадия рефлексии. Двойное целеполагание.
Таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не даёт исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам и будет являться новым целеполаганием. В данном случае я отсылаю к статье «Паронимы» в Энциклопедическом словаре юного филолога и словарям паронимов русского языка.
Слайд 6 Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Через составленные учащимися синквейны  я  определяю  отношение детей  к изучаемой теме. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом.
Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Схема: Пример синквейна:
Существительное. Книга.
Прилагательное, прилагательное. Мудрая, полезная.
Глагол, глагол, глагол. Читаем, узнаем, размышляем, советует.
Предложение - отношение к теме. Книга- мой друг.
Синоним к первой строке. Учитель.
3.Стадия рефлексии.
Публичное чтение вслух.
На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, сидя в «авторском кресле», а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.
На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение.
Слайд 7 Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения.
Большинство заданий выполняются в парах, в группах, в результате которой дети  стараются относиться друг другу терпимее, развивают   умения  работать в команде. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей.
 Мы находим интересными все стратегии  критического мышления, поэтому мы и в дальнейшем будем пользоваться ими, что поможет нам разнообразить уроки и повысить интерес учащихся к моему предмету.
Слайд 8