Разработка родительского собрания по теме О делах семейных


МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»
Серпуховского муниципального района Московской области
Разработка
родительского собрания
по теме «О делах семейных»
Учитель Егорова Е. В.
2013г.
Тема: О делах семейных
Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение.
Задачи:
формирование активного отношения к своей семье, умения правильно выявить и оценить свою функцию в семье;
Воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в семье.
Пусть у тебя всегда будет:
Вода, чтобы пить
Солнце, чтобы согреться
Воздух, чтобы дышать
Земля, чтобы жить
Семья, чтобы быть счастливым…
(слайд 1)
Содержание собрания
1. Введение в тему, определение целей.
- Человек  поистине счастлив тогда, когда счастлив у себя дома. И поэтому сегодняшнюю встречу я решила посвятить разговору о делах семейных (слайд 2)
- Как появилось слово «СЕМЬЯ»?
Когда- то о нём не слыхала земля….
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам!
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:- Я!
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:- Я!
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева всё так же ответила:- Я!
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё,
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я, я, - тихо молвила Ева, -Я, я!
Сказала она знаменитых семь- Я,
Вот так на земле появилась СЕМЬЯ! (слайд 3)
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
- Какой же должна быть подлинная родительская любовь?  В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети?  Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы  и постараемся сегодня ответить.
2. Основное содержание.
         - Самая главная задача семьи – это воспитание ребенка. Ведь роль родителей в воспитании незаменима. Подчас мы даже не догадываемся, какую роль играем в семье.
- Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы  остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?
- Мне хотелось бы Вас познакомить с функциями – ролями родителей. Во время знакомства подумайте и ответьте себе на вопрос: В полной мере я, как родитель, исполняю свою роль?
- У вас на столах лежать карточки, на которых написаны 5 ролей родителей. Соотнесите роль родителя с теми функциями, которые он выполняет (работа в группах)
КАРТА РОЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ
пять основных функций в жизни ребенка (слайды 4, 5, 6)
Родитель –
воспитатель: кормилец, обеспечивает одеждой, защищает отдых и сон ребенка, расходует деньги, следит за чистотой, наблюдает за окружающей обстановкой, лечит болезни, ведет ребенка на прогулку, побуждает к действию.
Родитель –
устанавливающий
пределы: гарантирует физическую неприкосновенность, соблюдает принципы и договоренности, умеет сказать «нет», «нельзя», следит за распорядком дня, устанавливает пределы и ограничения.
Родитель –
учитель жизни: обучает навыкам повседневной жизни, определяет понятия «правильно», «неправильно», подает пример, учит манерам, хранит традиции, учит пониманию ценностей, обучает социальным навыкам, ценит красоту.Родитель –
регулирующий
взаимоотношения
между людьми: собеседник, слушатель, помогает в разрешении конфликтов, воодушевляет, воспринимает чувства, прощает/просит прощения, поддерживает самостоятельность, проявляет объективность, регулирует взаимоотношения между семьей и ребенком.
Родитель –
дающий
любовь: любит себя, дает нежность, любовь, утешает, сочувствует, одобряет, замечает хорошее. - Именно мы с вами, родители, являемся «проектировщиками, конструкторами и строителями» детской личности.
- Как говорит Сергей Павлович Королев «Кто хочет работать, а воспитание ребенка это работа, ищет средства, кто не хочет – причины» (слайд 7)
- Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и своим образом жизни, своим личным примером. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и  грустью. Трагедия детей  – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и самое главное, незащищенным, а этому  может способствовать  равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое  значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.
- Мы, родители, должны быть заинтересованными в том, чтобы идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.
3. Итог. Рефлексия.
Я попрошу Вас дома самостоятельно ответить на вопросы теста «Я и мой ребенок». Этот тест поможет Вам проанализировать свои отношения с ребенком.
- Ответьте каждый сам себе на один из предложенных вопросов:
После этой встречи я задумался …
2. С этой встречи я возьму … (слайд 8)
Спасибо за внимание! «Я и мой ребенок»
Вопросы Ответы
Можете ли вы? Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не могу
1. В любой момент оставить свои, дела и заняться своим ребенком? а б в
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? а б в
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? а б в
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты? а б в
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел нас из себя? а б в
6. Поставить себя на место ребенка? а б в
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея? (прекрасный принц)? а б в
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? а б в
9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? а б в
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? а б в
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что пожелает, вести себя как хочет? а б в
12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? а б в
 
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
ответ «А» оценивается в 3 очка
ответ «Б» - в 2 очка
ответ «В» - в  1 очко
         Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь  к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
         13-27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
         Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомится с публикациями по вопросам семейного воспитания.
КАРТА РОЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ
пять основных функций в жизни ребенка
Родитель –
воспитатель: кормилец, обеспечивает одеждой, защищает отдых и сон ребенка, расходует деньги, следит за чистотой, наблюдает за окружающей обстановкой, лечит болезни, ведет ребенка на прогулку, побуждает к действию.
Родитель –
устанавливающий
пределы: гарантирует физическую неприкосновенность, соблюдает принципы и договоренности, умеет сказать «нет», «нельзя», следит за распорядком дня, устанавливает пределы и ограничения.
Родитель –
учитель жизни: обучает навыкам повседневной жизни, определяет понятия «правильно», «неправильно», подает пример, учит манерам, хранит традиции, учит пониманию ценностей, обучает социальным навыкам, ценит красоту.Родитель –
регулирующий
взаимоотношения
между людьми: собеседник, слушатель, помогает в разрешении конфликтов, воодушевляет, воспринимает чувства, прощает/просит прощения, поддерживает самостоятельность, проявляет объективность, регулирует взаимоотношения между семьей и ребенком.
Родитель –
дающий любовь: любит себя, дает нежность, любовь, утешает, сочувствует, одобряет, замечает хорошее.
Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
1.
Родитель –
воспитатель:
кормилец, обеспечивает одеждой, защищает отдых и сон ребенка, расходует деньги, следит за чистотой, наблюдает за окружающей обстановкой, лечит болезни, ведет ребенка на прогулку, побуждает к действию
2.
Родитель –
устанавливающий
пределы:
гарантирует физическую неприкосновенность, соблюдает принципы и договоренности, умеет сказать «нет», «нельзя», следит за распорядком дня, устанавливает пределы и ограничения
3.
Родитель –
учитель жизни:
обучает навыкам повседневной жизни, определяет понятия «правильно», «неправильно», подает пример, учит манерам, хранит традиции, учит пониманию ценностей, обучает социальным навыкам, ценит красоту4.
Родитель –
регулирующий
взаимоотношения
между людьми:
собеседник, слушатель, помогает в разрешении конфликтов, воодушевляет, воспринимает чувства, прощает/просит прощения, поддерживает самостоятельность, проявляет объективность, регулирует взаимоотношения между семьей и ребенком
5.
Родитель –
дающий любовь: любит себя, дает нежность, любовь, утешает, сочувствует, одобряет, замечает хорошее.